Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

72 Pandekten I, 857 f.

73 См. H. Peter, Wandlung der Eigentumsordnung und der Eigentumslehre seit dem 19. Jh. Aarau 1949, 103.

74 Там же, 40.

75 Там же, 49.

76 Там же, 51.

77 Там же, 12.

78 P.F. Reichensperger, Die Agrarfrage, 253 ff.

79 O. v. Nell-Breuning, Eigentum und Verfьgungsgewalt in der modernen Gesellschaft, в: Gesellschaftspolitische Kommentare 3 (1956), Nr. 17, 4 ff

Третья глава: Распределение совокупного общественного продукта

Предварительное замечание

1. Как учит история хозяйственной этики, христианская совесть в предшествующие века не столько занималась вопросами целесообразности и организационной структуры экономики, сколько уже со времен отцов Церкви протестовала, часто страстно, против спекуляции, обмана, эксплуатации и обсчета в процессе экономического распределения . Трактат «О справедливой цене» занимает большое место в трудах представителей хозяйственной этики тех веков.

2. Подобно тому, как экономически обоснованные доходы физического или юридического лица — за вычетом расходов — называют единичным доходом или просто доходом, так чистый экономический доход народного хозяйства, который образуется в течение года в форме вновь произведенных благ (в сельском хозяйстве, ремесленном производстве и промышленности), услуг (например, в торговле и на транспорте) и в процессе использования (например, использования жилья), называют национальным доходом.

Национальному доходу как сумме всех трудовых доходов и доходов от капитала противостоит как вещественный эквивалент (произведенные блага) чистый совокупный общественный продукт по отношению к стоимости факторов. При этом национальный доход составляет сумму всех валовых доходов от наемного труда, а также от предпринимательской деятельности и из доходов от имущества, которые получают жители страны. Валовой национальный доход по отношению к стоимости факторов соответствует национальному доходу. [...]

3. В рыночной экономике образование дохода, т.е. распределение совокупного общественного продукта, происходит в непосредственном обмене результатами труда. Только тот, кто как собственник капитала, землевладелец, предприниматель или наемный работник предлагает могущие быть заранее просчитанными достижения, получает в качестве эквивалента рыночный доход. Из системы рыночного хозяйства как бы исключаются большие группы населения, поскольку они как «рыночно-пассивные» не могут предложить никаких достижений, которые могли бы быть заранее экономически просчитаны. Здесь можно еще назвать неспособных к труду детей, которых содержат в семье за счет доходов родителей. Таким образом, рыночное хозяйство для нормального функционирования предполагает наличие семьи. Далее к «рыночно-пас сивным» относятся пенсионеры, инвалиды, больные, безработные и жертвы войны. Чтобы эти миллионы людей могли жить, должны перераспределяться — через взносы в систему социального страхования и налоги — первоначальные рыночные доходы. В современном обществе это перераспределение принимает огромные размеры.

В соответствии с принципами Христианского социального учения нельзя полагать равнозначными первоначальное рыночное распределение доходов и необходимое для осуществления «социального обеспечения» перераспределение; в большей мере первое распределение доходов должно в максимально возможном объеме одновременно быть социально удовлетворительным. Тем самым поставлена задача оценивать процесс рыночного распределения в свете Христианского социального учения. Следует учитывать четыре фактора: земельную ренту, процент, трудовой и предприни мательский доход.

§ 1. Земельная рента

1. Земельная рента — это тот доход с земли, который нельзя свести ни к применению капитала, ни к трудовым затратам. В то время как Франсуа Кенэ (умер в 1774 г.) и Адам Смит (умер в 1790 г.) увидели суть земельной ренты в производительных силах земли, т.е. в «избытке», Давид Рикардо (умер в1823 г.) пытался объяснить земельную ренту недостаточным плодородием почвы: цены на сельскохозяйственную продукцию определяются необходимыми для низкокачественных земель производственными затратами; вследствие чего владельцы лучших земель достигли более высокого чистого дохода, который не может быть отнесен за счет затрат труда и капитала, а вытекает из различия в доходах между хорошими и плохими землями. По поводу этой теории следует заметить, что при росте населения спрос на продукты земли и на землю, а тем самым и цена на землю обычно возрастает, что этому росту цен, однако, противодействуют освоение худших земель и более интенсивное использование всех земель. Причинная связь, таким образом, обратна той, что у Рикардо. Причина земельной ренты — ограниченность и различие земель. Поэтому земельная рента не предполагает ценообразования, а относится к внутренним факторам, определяющим его. Ее народнохозяйственная функция состоит в том, чтобы побуждать к хозяйственному использованию земли. При смене владельца земельная рента обращается в капитал, т.е. она превращается чаще всего в начисление процентов на ипотеку.

2. Сегодня менее спорна рента по плодородию, которая состоит в разнице доходов хороших и плохих земель, чем рента по местоположению на рынках земли под строительство . В городах и индустриальных районах, а затем и в деревнях цены на землю под строительство росли со времени денежной реформы непрерывно и значительно, местами превышая более чем в сто раз среднюю стоимость, так что владельцы благоприятно расположенных строительных участков часто получают прирост имущества, который воспринимается как возмутительно высокий. Поскольку земля, применение капитала и труд всегда приносят доход вместе, то возможно, правда, понятийное членение трех факторов дохода, но не числовой подсчет частей дохода, так что требования некоторых сторонников земельной реформы «о полном изъятии» земельной ренты неосуществимо. Но и абстрагируясь от этого, всеобщее право не может быть обосновано полным изъятием земельной ренты, поскольку земельная рента, растущая не благодаря земельным спекуляциям, монополии на землю или недостаткам земельного права, выполняет важную народнохозяйственную функцию. Это не исключает того, что земельная рента у тех, кто ее фактически получает, может быть надлежащим объектом налогообложения. В частности, это задача законодателя — препятствовать спекулятивному ценообразованию на рынках земли под постройки путем соответствующих мер.

§ 2. Процент

1. Процент — это цена экономии, которая настоятельно необходима в динамичной, ориентированной на инвестиции и рост производительности экономике индустриального века. В Соединенных Штатах иезуитский патер Ричард М. Мак Кеон даже выдвинул тезис о том, что 60 процентов работающих по найму американцев, получающих среднюю зарплату (более 4000 долларов в год) сегодня (в 1917 г. — прим. перев.) в состоянии экономить в пользу инвестиций, и тем самым существует нравственная «обязанность покупать акции предприятий». Поскольку процент — как стимул к экономии — выполняет важную народнохозяйственную функцию, он безупречен в нравственном отношении 1. Сегодня процент исчез во многих странах вследствие девальвации (инфляции). То, что оплачивается банками в качестве так называемого «процента», — это с точки зрения народного хозяйства не процент, а — при девальвации 7 и более процентов в год — компенсация, нередко лишь частичная, снижения покупательной способности. Все происходящее — это отчуждение у экономящих в пользу собственни ков реальных ценностей (предпринимателей, собственников дома и земли и т.д.) и государства (прогрессивное налогообложение) 2. Инфляция последних лет — это кризисное явление позднего капитализма.

2. Поскольку в доиндустриальном веке не всегда и не везде была возможность плодотворного применения денег в народном хозяйстве, а многие ссуды были вынужденными и потребительс кими, законы запрещали — с Ахенского Имперского синода Карла Великого от 23 марта 789 г. — получение процентов на основании всего лишь договора о ссуде. Доход в виде процента только тогда признавался оправданным, если было доказано применение капитала в качестве инвестиций, скажем, в форме договора о кооперации или покупки на ренту. Средневековая хозяйственная этика попыталась проанализировать эти связи и вывести из них весьма дифференцированным образом нравственные требования. Для купца, учил, например, св. Антонин, епископ Флоренции (умер в 1459 г.), деньги носят «характер капитала» («rationem capitalis»), поэтому при оплате наличными цены ниже, чем при кредитных сделках, поскольку купцы хотят «сразу реинвестировать» («cito reinvestirent») наличные деньги, изготовляя текстиль много раз в году. В этих случаях теологи признают процент оправданным 3.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Воскресенье
Видеть в государственном суверенитете внутренне
Неупорядоченность нравственных норм
Исследуют бытийное положение вещей в сфере экономики

сайт копирайтеров Евгений