Пиши и продавай! |
Внутри общества также обнаруживаются причины, которые неблагоприятно сказываются на положении в сфере занятости: высокие проценты, нарушения равновесия между системой наемного труда и системой социальных достижений, недостающее многим предпринимателям доверие к благоприятному экономическому развитию, напряженность между необходимой по соображениям конкурентоспособности рационализацией и обусловленным ею сокращением рабочих мест и т.п. б) Исследование причин безработицы и принятие мер в области экономической, конъюнктурной и валютной политики с целью устранения безработицы является делом ответственных лиц, т.е. партнеров по тарифным соглашениям, парламентов, правительства, политических партий и соответствующих наук. Церковь апеллирует к совести ответственных лиц. С начала индустриаль ного века снова и снова обрушивались конъюнктурные кризисы, которые повергали в нужду миллионы рабочих и их семей, хотя спрос на товары был велик и не было нехватки людей, желающих работать. Занять позицию по конкретным предложениям — например, по предложениям продлить время обучения в школе, сократить рабочее время, снизить пенсионный возраст, запретить сверхурочные работы, повысить или понизить налоги, повысить акцизы — это не задача Церкви. Это касается экспертов и ответствен ных лиц. в) Большое значение для сохранения рабочих мест имеют так называемые «косвенные работодатели», т.е. «совокупность национальных и международных инстанций, отвечающих за осуществление политики в области труда в целом». Папа Иоанн Павел II требует выходящего за границы государств «общего планирова ния», с тем чтобы можно было преодолеть безработицу. Кажется, так называемый социальный вопрос все больше перемещается от противоречия между трудом и капиталом к противоречию между теми, у кого есть работа, и безработными (LE 18). г) В условиях безработицы обязанностями Церкви — в силу ее собственного дела — являются следующие задачи: она будет выступать за то, чтобы на безработных ни явно, ни тайно не накладывали клеймо нежелающих работать. Безработным нужно не сочувствие, а обращение с ними с пониманием. Некоторые замыкаются в себе и сторонятся контактов, таким образом вся злость и все разочарование накапливаются в семьях безработных, что часто может приводить к опасным кризисам. Приходы и католические социальные союзы должны установить число безработных в общине, проанализировать положение и искать выходы из создавшегося положения. Они должны помогать безработным в общении с властями, давать справки о местном и региональном рынке труда, сообщать о мерах профессиональной переподготовки и устанавливать связи между безработными и предприятиями, в которых еще, возможно, имеются рабочие места. Некоторые группы безработных нуждаются в особом обращении и помощи: молодые безработные, иностранные безработные, безработные-инвалиды, безработные с недостатками здоровья, пожилые безработные, необученные безработные, безработные длительное время и другие группы. Общины и союзы должны предлагать в молодежных и общинных домах разумную организацию вынужденного свободного времени. Нелегко достичь и сохранять на длительный срок четыре больших цели здорового народного хозяйства: полная занятость, стабильные цены, экономический рост и внешнеторговый баланс. Всех следует призвать к общей ответственности и действиям, направленным на общее благо. 5. Иностранные рабочие а) За прошедшие 20 лет миллионы иностранцев были завербованы на работу в ФРГ, поскольку германская экономика нуждалась в рабочей силе. Иностранные рабочие внесли свой вклад в приумножение нашего благосостояния. Сегодня (в 1982 г.) среди нас живут около 4.700.000 иностранцев, из них около 2 миллионов работающих и 240.000 безработных. 1.096.000 — дети и молодежь до 15 лет. Высокое число германских и иностранных безработных показывает, что экономическое положение ухудшилось. С этим, пожалуй, связана определенная смена настроений в некоторых кругах германского населения по отношению к иностранным рабочим и членам их семей, которая проявляется в ксенофобии и даже порой во враждебном отношении к иностранцам. Беспокойство по поводу будущего экономики переносится на «чужих». Конечно, следует остерегаться преувеличений. Большинство германского народа хочет жить в мире с иностранцами. В частности, на предприятиях едва ли есть враждебность по отношению к иностранцам. Способствовать любви к германскому народу и германской культуре можно только через сближение, а не размежевание с иностранцами. Если бы за границей сложилось впечатление о том, что в Германии распространяется отрицательное отношение к иностранцам, это бы неблагоприятно влияло на германский экспорт. б) Согласно принципам католического социального учения из изложенного вытекают две задачи: Во-первых, следует пробуждать и развивать настрой на взаимопонимание и сближение между немцами и иностранцами. Во-вторых, следует создавать соответствующие учреждения в области школьного и профессионального образования . Живущие среди нас иностранцы не должны становиться четвертым сословием тех, кто находится на самой нижней ступени социальной пирамиды и чьи дети не могут стать ни врачами, ни учителями, ни юристами, ни инженерами, ни священниками. Препятствовать этому всеми силами — вот христианский долг. Говорят об «интеграции» иностранцев. Это трудно определяемое понятие может иметь троякий смысл: Во-первых : можно назвать иностранца «интегрированным», если он владеет немецким языком, нашел работу и квартиру и ориентируется в нашей жизни, но в то же время намерен вернуться на родину. Во-вторых : есть другая форма «интеграции», когда иностранец владеет нашим языком и нашел у нас свой доход, получил германское гражданство, но в то же время придерживается культуры и обычаев своего народа. В Бразилии так ведут себя многие немецкие эмигранты. В-третьих : более всех прогрессирует «интеграция», если иностранец не только получает гражданство, но и принимает язык и культуру своей новой родины. Это характерно для большинства немецких эмигрантов, которые переехали в прошлом веке в Соединенные Штаты. Иностранец, живущий в Германии, защищен основными правами нашей Конституции. Этим правам противоречит, например, положение, когда иностранному рабочему, который женился во время отпуска на родине, разрешается привезти свою жену в Германию лишь через год-два. Родители тоже имеют право воспитывать своих детей, и дети имеют право жить в семье своих родителей. Это относится не только к детям до 6 лет, но и к подрастающим детям. Эти права нельзя ограничивать по экономическим или политическим соображениям.
|
|
|
|