Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Thr Theologische Rundschau («Теологическое обозрение»)

StZ Stimmen der Zeit (Голоса времени)

UG Aufbau und Entfaltung des gesellschaftlichen Lebens. Soziale Summe. Pius XII. (Построение и развитие общественной жизни. Социальный обзор. Пий XII). 3 Bde. Hg. von A.-F.Utz/J.-F.Groner. Freiburg (Schweiz) 1954-1961

ZKTh Zeitschrift fur Katholische Theologie (Журнал католической теологии)

Предисловие к новому изданию

Вряд ли найдется более удачный учебник по социальному учению Церкви, чем «Христианское социальное учение» Й. Хёффнера. Впервые опубликованный в 1962 г., к 1983 г. он выдержал за 20 лет восемь частично расширенных переизданий и шесть переводов на иностранные языки (в 1964 г. на английский и испанский; в 1967 г. на японский; в 1970 г. на португальский, точнее, на его бразильский вариант; в 1979 г. на итальянский и корейский языки.) Уже отсюда ясно видно, что речь идет о явно исключительном произведении в масштабе мировой Церкви. «Секрет успеха» автора заключается, очевидно, в столь же неповторимом сочетании его качеств. Йозеф Хёффнер был историком и систематиком, теологом и экономистом, фундаментальным исследова телем и «популяризатором», профессором и епископом.

Йозеф Хёффнер родился в 1906 г. в Хорхаузене (Вестервальд) в многодетной крестьянской семье (у него было семеро братьев и сестер.) В 1929 г. он получил ученую степень доктора философии в Папском университете Григориана в Риме и, после возведения в сан священника в 1932 г., защитил в 1934 г. там же и докторскую диссертацию по теологии на тему: «Социальная справедливость и социальная любовь». За исследования в области социальной истории и социальной этики «Крестьянин и Церковь в средневековой Германии» он получил в 1938 г. во Фрайбурге (Брайсгау) степень доктора теологии также и в Германии. Его экономические исследования увенчались завершением в том же университете в 1940 г. диссертации на тему: «Хозяйственная этика и монополии в XV_XVI веках», выполненной под научным руководством Вальтера Ойкена. И наконец в 1944 г. он защитил также во Фрайбурге (Брайсгау) диссертацию по теологии морали на тему: «Христианство и человеческое достоинство. Задачи испанской колониальной этики в Золотом веке» (опубликована в 1947 г.).

В 1945 г. Йозеф Хёффнер становится профессором практической теологии и Христианского социального учения в Трирской духовной семинарии, в 1951 г. он принимает кафедру Христианских социальных наук в Мюнстерском университете. Там он основывает в 1960 г. «Ежегодник Христианских социальных наук». Наряду с научной и педагогической деятельностью он принимает участие в социально-политическом восстановлении послевоенной Германии, в том числе в качестве члена научных советов при федеральных министерствах по вопросам семьи и молодежи, жилищного строительства, по труду и социальным вопросам, в качестве руководителя отдела социальных проблем в Центральном Комитете Союза немецких католиков, а также духовного наставника Союза предпринимателей-католиков.

«Христианское социальное учение» Й. Хёффнера вышло в свет в год его назначения епископом Мюнстера (1962 г.) как результат его многолетней педагогической деятельности. Таким образом, свою академическую и религиозную значимость книга проявила лишь тогда, когда ее автор в качестве епископа Мюнстера, а затем архиепископа Кельна (с 1969 г.) и председателя Германской епископской конференции (Высший орган Церкви в стране - Прим. перев.)(с 1976 г.) сменил должность университетс кого профессора на пост епископа. Его епископские послания, многие публикации, прежде всего его знаменитые доклады на осенних ассамблеях Германской епископской конференции показывают, сколь обильно он умел черпать из источников Христианского социального учения. Работы последних лет: «Социальное учение Церкви или теология освобождения?» (1984 г.); «Экономический строй и хозяйственная этика» (1985 г.), «Государство. Слуга строя» (1986 г.). Доклад 1985 года был распространен почти в 30 странах, не в последнюю очередь потому, что их автор сам стал все более уважаемым представителем социального учения Церкви благодаря значимости Кельнской епархии в мировой Церкви и многочисленным пастырским поездкам его самого в качестве председателя Германской епископской конференции во многие страны Третьего мира. Еще в декабре 1986 г. (Йозеф Хёффнер скончался 16 октября 1987 г.) широко задуманная поездка привела его, среди прочего, в Никарагуа. В Никарагуа он прибыл с трудной политической посреднической миссией к главе сандинистского правительства Ортеге; в Мехико-Сити и Маниле он был удостоен степени почетного доктора экономических факультетов.

На этом биографическом фоне1становятся понятными своеобразие и значение учебника в мировой Церкви. Йозеф Хёффнер был глубоко убежден в том, что социальная ответственность Церкви может быть воспринята только на основе начатого епископом Кеттлером и Папой Львом ХIII и постоянно развиваемого социального учения Церкви. Приветливый, с чувством юмора, порою не без едкой иронии, всегда остроумно соединяющий историю, эмпирию и теологически-этическую систематику, Хёффнер развивает в своем учебнике социальное учение церкви и защищает его от идеологических нападок извне и от модных суррогатов изнутри. Так возник классический учебник, который использует и перерабатывает на основе собственного изучения первоисточников как средневековую традицию церковных социальных учений, впервые ярко проявившуюся у Фомы Аквината или в поздней испанской схоластике, так и современную традицию церковного социального учения, начинающуюся с энциклики «Rerum novarum» (1891 г.) О ней говорится в материалах Второго Ватиканского Собора — Церковь «всегда и везде (...) осуществляет право провозглашать в условиях подлинной свободы веру, свое социальное учение (...) а также подвергать нравственному анализу и политические обстоятельства, если этого требуют основные права человека или спасение душ» (GS 76). Как указывает Й. Хёффнер в предисловии к последнему подготовленному им изданию, его «Христианское социальное учение» служит задаче, вновь поставленной Собором: верующие должны «так изучать основы социального учения, чтобы они могли способствовать, в меру своих возможностей, прогрессу учения и правильно применять его в конкретных случаях» (АА 31), в соответствии с призывом Папы Иоанна ХХIII: «Прежде всего Мы желаем, чтобы оно (Христианское социальное учение) преподавалось бы в католических школах всех ступеней, особенно в семинариях, в качестве обязательного предмета... Кроме того, социальное учение должно быть включено в религиозно-просветительскую работу общин и мирских апостольских движений» (MM 223). Кто хочет знать, чему учит, какие взгляды представляет Церковь в этой области, всегда найдет прочную основу у Й. Хёффнера. В то же время его учебник имеет весьма характерную личностную окраску. Во многих местах чувствуется связь академического исследования и преподавания, социально-этического консультирования политики и пастырских наставлений. Эти элементы соединены таким оригинальным образом, что подходы и стиль учебника едва ли можно скопировать или попытаться переработать.

Но какой же смысл сегодня снова издавать учебник? Конечно, с тех пор прошли интенсивные научно-теоретические дискуссии по поводу обоснования этики вообще и католического социального учения в частности. Есть разделы, которые в сегодняшнем учебнике Христианского социального учения должны быть изложены подробнее, например, политическая этика демократии, отношение Церкви и демократического общества или далеко идущие вопросы экологии и мировой экономики. Но все, что здесь можно сказать, нельзя рассматривать в отрыве от тех оснований и решений, которые дало социальное учение Церкви за долгую и особенно современную историю папских энциклик по социальным вопросам, начиная со Льва ХIII. Такой прочной и не теряющей значимости основе служит учебник Йозефа Хёффнера. И если даже часть приведенного там статистического материала и некоторые примеры устарели, то это ни в коей мере не касается существа содержания. Для того, кто хочет составить себе ясное и полное представление о методических основах, принципиальных позициях и социально-этических выводах социального учения Церкви, «Христианское социальное учение» Й. Хёффнера по-прежнему остается важной, не устаревшей фундаментальной работой.

Правда, в одном аспекте дополнение возможно и оправданно: после последнего издания учебника (1983 г.) папское социальное учение было существенным образом развито в двух энцикликах: «Sollicitudo rei socialis» (1987 г.) и «Centesimus annus» (1991 г.). Первая опубликованная энциклика Иоанна Павла II «Laborem exercens» (1981 г.) была уже частично учтена кардиналом Й. Хёффнером в последнем издании. Исходя из этого, следует дополнить официальные папские послания по социальным вопросам последними существенными высказываниями. В предлагаемом издании это осуществляется в соответствующих местах в форме осторожных дополнений. Вставки издателя в текст отмечены квадратными скобками. При этом речь идет о немногих изъятиях (в основном устаревший статистический материал, вместо которого нетрудно достать новые данные) и об уже упомянутых дополнениях 2.

Теперь новое издание часто спрашиваемого «классика» учебников (новые английский и литовский переводы уже готовы, испанский готовится) становится доступным и для германоязычного ареала. Читатель получает учебник, в котором социальное учение Церкви строго выдержано от его начал до современности и в то же время даны новейшие фундаментальные положения папских посланий по социальным вопросам.

Лотар Роос

1 См. подробную биографию: L. Roos: Joseph Kardinal Hoffner (1906_1987) в: J. Aretz/R. Morsey/A. Rauscher (Hg.), Zeitgeschichte in Lebensbildern. VIII. Mainz 1997, 173_195, 319_320.

2 Особой благодарности за помощь в переработке книги и подготовке рукописи к печати заслуживает мой научный сотрудник Вольфганг Фишер.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Первая глава: Социальное качество человека

§ 1. Личностность как основа и предпосылка социального качества человека

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Зарплата означает покупательную способность
Могущество советского государства
Злоупотребляет помощью развивающимся странам для вмешательства в их политические дела
Совместная человеческая жизнь в решающей мере определяется конкретными трудовыми
Сложность создания действенной организации сообщества народов1

сайт копирайтеров Евгений