Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

202

рого звали Пундарика; про последнего говорили, что у него дурной запах изо рта— деталь, напоминающая о «принцессе, пахнущей рыбой». Согласно традиции, сохранившейся в Южной Индии, мудрец Агастья был рожден вместе с Васиштхой в кувшине с водой от совокупления богов Митры и Варуны с апсарой Урваши. Вот почему его называли Кумбхасамбхава (рожденный от Кумбхаматы, «кувшинной» богини) и Питабдхи (поглотитель Океана). Агастья женился на дочери Океана109. «Деви-упанишада» повествует о том, как боги спрашивали Великую Богиню (Девы), кто она и откуда пришла, а она отвечала, среди прочего, следующее: «(...Место моего рождения — воды океанских глубин, знающий их обретает жилище Деви». Изначально эта богиня была истоком и основанием всего сущего: «Это я в начале начал сотворила Отца Мира»110.
Все эти традиции очень ясно показывают сакральное значение освятительной функции воды. Как власть, так и святость суть дары духов моря. Религиозно-магическая сила заключена на дне морском, и герои получают ее от существ женского пола (наги, «принцесса, пахнущая рыбой» и др.)"'. Духи-змеи обитают не только в морях и океанах, но и в озерах, прудах, колодцах и источниках. Культ змей и духов-змей в Индии и других местах сохраняет, в каком бы контексте он ни встречался, религиозно-магическую связь с водой"2. Змеи и духизмеи всегда встречаются вблизи от воды либо же являются ее хозяевами. Они суть духи-хранители источников жизни, бессмертия, святости и всех символов, связанных с жизнью, плодородием, героизмом, бессмертием и «сокровищами».

72. Символизм потопа

Почти все традиционные повествования о потопе связаны с идеей возвращения человечества в те воды, из которых оно произошло, установления новой эры и возникновения нового человечества. В них выражается представление о Космосе и его истории как о чем-то «циклическом»: одна эра завершается катастрофой и начинается дру-
109 Oppert G. On the original inhabitants of Bharatavarsa or India. Westminster, 1893. P. 24, 67 - 68.
110 Текст приведен у Г. Опперта (Р. 425, 426); см. также нашу книгу: Le Yoga: Immortalite et liberte. P. 346 и ел.

Вправе ли мы аналогичным образом объяснять рождение греческих героев от нимф и наяд — тоже морских божеств? Ахилл был сыном Фетиды, морской нимфы. Отметим также, что местные греческие герои часто бывали потомками наяд — Ифитион, Сотний и другие. Культ местного героя часто представлял собой пережиток более древнего, доиндоевропейского культа, чьим местом он как бы овладел.
'' См., к примеру: Vogel J. P. Serpent worship in ancient and modem India // AOA. 1924. Vol. II, по всей работе.

203

гая, управляемая «новыми людьми». Это представление о циклах подкрепляется также совмещением лунных мифов с темами наводнений и потопов, ибо Луна есть безусловно важнейший символ ритмического изменения, смерти и воскресения. Подобно тому, как фазы луны регулируют ритуалы инициации, — в которых посвящаемый «умирает», чтобы проснуться к новой жизни, — они оказываются интимно связанными и с потопами, уничтожающими старое человечество и готовящими место для появления человечества нового. В мифологиях Тихоокеанского региона распространено представление о происхождении местных племен от некоего мифического лунного животного, спасшегося от водной катастрофыш. Родоначальник племени — это либо человек, спасшийся от кораблекрушения, либо лунное животное, вызвавшее катастрофу.
В этой главе нет необходимости лишний раз подчеркивать ритмический характер этого поглощения всего сущего водой и его периодического возобновления — ритм, лежащий в основании всех географических мифов и апокалипсисов (Атлантида и т. п.). Мы лишь хотели указать на то, насколько широко распространены и согласованы между собой эти океанические мотивы в мифологии. Вода присутствует прежде всякого Творения, и периодически она же поглощает все вновь, чтобы растворить в себе, очистить, обогатить новыми возможностями и возродить. Люди периодически погибают от потопа из-за своих грехов (в большинстве мифов Тихоокеанского региона катастрофа вызывается каким-либо нарушением в исполнении ритуала). Они никогда не исчезают окончательно, но возрождаются в новом образе, возвращаются на тот же предустановленный путь и ждут повторения той же катастрофы, которая вновь «растворит их в воде».
Я не уверен, что это представление о жизни можно назвать пессимистическим. Скорее, это отстраненный взгляд, сформированный наблюдением совокупного действия Воды и Луны. Миф о потопе, со всем, что подразумевается этим мифом, показывает, чего стоит человеческая жизнь с точки зрения «сознания», иного, чем человеческое. «С точки зрения» воды человеческая жизнь есть нечто хрупкое, чему суждено быть периодически поглощаемым, поскольку такова судьба всех форм — раствориться, чтобы возродиться вновь. Если «формы» не восстанавливаются через периодическое растворение в воде, они истощаются, исчерпывают свои творческие ресурсы и в конечном счете отмирают. «Зло» и «грех» в конце концов полностью испортили бы человечество; лишенное семян жизни и творческих сил, оно бы угасло, ослабленное и бесплодное. Вместо того чтобы допустить эту медленную деградацию к низшим состояниям, потоп осуществляет мгновенное растворение в воде, в котором происходит очищение от грехов и появление нового, возрожденного человечества.
113 ffentze С. Mythes et symboles. P. 14, 24 и т. д.

204

73. Выводы

Таким образом, все метафизические и религиозные потенции воды прекрасно согласуются между собой, образуя единое целое. Сотворению Космоса из воды соответствует — на антропологическом уровне — представление о происхождении людей из воды. Потопу или исчезновению в воде континентов (прекрасный пример — Атлантида) — космическому феномену, который по необходимости должен периодически повторяться, — на человеческом уровне соответствует «вторая смерть» души (погребальные возлияния, «влага» и leimon в аду и т. д.) и ритуальная смерть в крещении (как в инициации). Но будь то на космическом или антропологическом уровне, погружение в воду не означает конечного уничтожения, но представляет собой временное поглощение бесформенным, за которым следуют новое Творение, новая жизнь или новый человек — в зависимости от того, идет ли речь о космическом, биологическом или искупительном восстановлении. По форме «потоп» сопоставим с «крещением»; погребальное возлияние или нимфолептическое исступление — с ритуальным омовением новорожденного или с ритуальным весенним купанием, обеспечивающим здоровье и плодовитость. В любом религиозном контексте вода выступает в одной и той же функции: она разрушает, растворяет формы, «омывает от греха», одновременно очищая и давая новую жизнь. Ее «труд» состоит в том, чтобы предшествовать Творению и вновь поглощать его результаты; она никогда не может выйти за пределы своего способа существования — никогда не может выразить себя в формах. Вода никогда не выходит из состояния потенциальности, семейности и латентности. Все имеющее форму являет себя над водами, отделено от них. С другой стороны, сразу же после отделения от воды всякая «форма» теряет свою потенциальность, подпадает под действие законов Времени и Жизни; она ограничивается, вступает в историю, соучаствует в универсальном законе изменения, увядает и совсем перестала бы быть собой, если бы не возрождалась через периодическое погружение в воды, если бы вновь и вновь не переживала «потоп» с последующим «сотворением мира». Ритуальные очищения водой совершаются с целью мгновенной актуализации «того времени», того illud temfms, когда происходило Творение; они суть символические воплощения рождения мира или «нового человека». Всякое использование воды в религиозных целях есть возобновление двух фундаментальных моментов космического ритма: реинтеграции в воде — и Творения.

БИБЛИОГРАФИЯ

Водные космогонии

Winsinck A. J. The Ocean in the Literature of the Western Semites. Amsterdam, 1919. Особенно Р. 1 - 15, 40 - 56; Dahnhardt 0. Natursagen. Leipzig, 1909. Vol. I. S. 1 - 89;

205

Thorn/win S. Motif-Index of Folk Literature. Helsinki, 1932. Vol. I. P. 121 и ел.; CoomarasиштуА. К. Yaksas.Washington, 1928- 1931. Vol. L П; Hintzt С. Mythes et Symboles Lunaires. Antwerpen, 1932; Krappe A. H.La Genese des Mythes. P., 1938. P. 197 и ел.

О магическом и религиозном значении воды
Ninck M. Die Bedeutung des Wassere im Kult und Leben der Alton // PS. 1921. Suppl. Vol. XTV; Scheftelowitz J. Die Siindentflgung durch Wasser // AFRW. 1914. S. 353 - 412.

О ритуальном очищении водой
Peltazzoni R. La Confessione dei peccati. Bologna, 1929. Vol. I. P. 2, 3 (the Ewe and Bashilange); p. 18 (Sulka); Hartze K. Zum semitischen Wasser-Kultus. Halle, 1912; Smith R. Lectures on the Religion of the Semites. 3rd ed. L., 1927. P. 166 и ел., 557 и ел. (священные воды); Lagrange P. Etudes sur les religions semitiques. P., 1905. P. 158, 169; Hopkins E. W. The Fountain of Youth //JAOS. 1905. Vol. XXVI. P. 1 - 67; Barnett E. D. Yama, Gandharva and Glaucus // BSOAS. 1926- 1928. Vol. ГУ. Р. 703- 716; Rannow К. Trita Aptya, eine vedische GottheiL Uppsala, 1927. S. 6 и ел. (водные демоны), S. 14 и ел. (Варуна, Бог Воды), S. 36 и ел. (болезни, изгоняемые из людей в воду с помощью магии), S. 64 и ел. («вода жизни») и т. д.; Bouche-Leclerco A. Histoire de la divination dans 1'antiqulte. P., 1879 - 1882. Vol. II. P. 261 - 266 (оракулы, управляемые водными божествами), Р. 363 — 369 (оракул Посейдона); Glotz G. L'Ordalie dans la Grece primitive. P., 1904. P. 11 - 69 (испытания морем), Р. 69 - 79 (источниками, реками и колодцами); Frazer J. Folklore in the Old Testament L., 1918. Vol. Ш. P. 304 — 306 (испытания у израильтян); Saintyves P. Les Vierges-meres et les naissances miraculeuses. P., 1908. P. 39 — 53 (водные теогонии и водные культы), р. 87 — 109 (чудесные рождения с помощью священных вод); Nyberg В. Kind und Erde. Helsinki, 1931. S. 55 и ел. (рождение детей или мифических предков из воды); Pestalozzi U. Pagine di religione mediterranea. Milan; Messina, 1945. Vol. 2. P. 253 и ел. (ритуальный союз у реки); Laoust E. Mots et choses beroeres. Notes de linguistique et d'ethnographie. P., 1920. P. 202 - 253 (ритуалы, связанные с дождем); Bemit F. Le Rite de 1'eau dans la fete du solstice d'ete en Provence et en Afrique // RAN. Vol. LXV, n. 1 - 3; Brunot L. La Mer dans les traditions et les industries indigenes a Rabat et Sale. P., 1920. P. 3 - 25 (морская демонология; море в медицине и магии); Joleaud L. Gravures rupestres et rites de 1'eau en Afrique du nord //JSA. 1933. Vol. Ш. P. 197 - 222; Goldzieher J. Wasser als Damonen-abwerhrendes Mittel // AFRW. 1910. Vol. ХШ, n. 1; Wesendanck 0. wm. Das Weltbild der Iranien. 1933. S. 102 и ел. (об иранском водном культе); Eliade M. Notes sur le symbolisme aquatique // CZ. 1939. Vol. П. P. 131 - 152; Bachelard G. L'Eau et les reves. P., 1942.

О символизме крещения
Lundberg P. La Typologie baptismale dans 1'ancienne Eglise. Uppsala; Leipzig, 1942; DanielouJ. Bible et Liturgie. P., 1951. P. 29 - 173; Beimaert L. S. J. La Dimension mystique du sacrementalisme chrenen // EJ. 1950. Vol. XVIII. P. 255 - 286; Eliade M. Images et symboles. P., 1952. P. 199 и ел.

О водном символизме спирали
Siret L Origine et signification du decor spirale. Report of the 15th International Congress of Anthropology. Portugal, 1930. Published in Paris, 1931. P. 465 - 482.

206

О почитании источников, ручьев и рек
Pettazzani R. La Religione primitiva in Sardegna. Piacenza, 1912 — по всей работе; Dechelette J. Manuel d'archeologie prehistorique, celdque et gallo-romaine. P., 1908 — 1914. Vol. П, a. P. 166 и ел. (вотивные топоры, находимые у источников), Р. 444 — 453 (культ горячих источников); Jullian С. Histoire de la Gaule. 5th ed. P., 1924 — 1926. Vol. П. Р. 129 - 137 (местные божества). Vol. VIII. P. 313 - 331 (преемственность водных культов); TautainJ. Les Cultes paiens dans 1'empire romain. P., 1907 — 1920. Vol. I. P. 372 — 384 (водные божества, официальные культы); Vol. Ш. Р. 193 — 467 (коренные культы в романской Галлии); Vaillat С. Le Culte des sources dans la Gaule antique. P., 1934; богатая библиография о галльских и галлороманских культах приводится в кн.: Saintyves P. Corpus du folklore des eaux en France et dans les colonies francaises. P., 1934. P. 24 — 35; Vascoacellos L dt. Religioes da Lusitania. Vol. II. Lisbon, 1905. P. 198 и ел. (речные боги в ранней кельтолузитанской истории); Vol. III. Lisbon, 1913. P. 249 и ел. (в римские времена); Jeremias A. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. 2nd ed. В., 1929. S. 39, 40; Reinach S. Cultes, mythes et religions. P., 1923. Vol. V. P. 250 - 254 (лошади, нимфы, источники); Tbutom У. Le Culte des eaux (sources, fleuves, lacs) dans la Grece antique (in the volume Nouvelles etudes de mythologie et d'histore des religions antiques). P., 1935. P. 268- 294; Grimm J. Teutonic Mythology. English ed. L., 1888. P. 583 - 601; Holmberg-Harva U. Die Wassergottheiten der finnish-ugrischen Volker. Helsinki, 1913; NippgenJ. Les Divlnltes des eaux chez les peuples flnno-ougriens. Osnaques et Vogoules // RETP. 1925. P. 207 - 216.

О погребальном использовании воды
Parrot A. Le «Refrigerium» dans 1'au-dela. P., 1937; Eliade M. Locum Refrigerii. Zurich, 1938. Vol. I. P. 303 - 306.

О водном культе в христианстве
Saintyves P. Corpus du folklore des eaux... P. 20, 21; тексты, Р. 139— 196; ср.: Saintyves P. De 1'immersion des idoles antiques au baignades des statues saintes dans le christianisme // RHR. CVIIL 1933. P. 135 - 183; reprinted in Corpus. P. 197 и ел.

Водный фольклор
Hope С. The Legendary Lore Of the Holy Wells of England, including Rivers, Lakes, Fountains and Springs. L, 1893; Gregor W. Guardian Spirits of Wells and Lochs // FRE. 1892. Vol. III. P. 67 - 73; Berenger-Feraud L J. B. Superstitions et survivances etudiees au point de vue de leur origine et de leurs transformations. P., 1895. 5 vols. Vol. I. P. 207 — 304 (мифические драконы и змеи вблизи источников, озер и т. п.); Vol. II. Р. 1 — 58 («силы» и духи вод); Vol. Ш. Р. 167 — 214 (движения в ритуалах вызова дождя); Vol. IV. Р. 291 — 360 (чудесные силы, заключенные в источниках); Sehillot P. Le Folklore de France. P., 1905. Vol. П. Р. 175 - 303; LawsanJ. C. Modem Greek Folklore and Ancient Greek Religion. Cambridge, 1910. P. 130 - 173 (сохранение нимф в современном греческом фольклоре); Rhys J. Celtic Folk-Lore. xford, 1901. P. 354- 400 (фольклор об источниках); Wemhold К. DieVerehrung der Quellen in Deuschland. В., 1898; Mannmen I. Die damonistischen Krankheiten im finnishen Volksaberglauben. Helsinki, 1922. S. 81 - 106; McKenzie D. Infancy of Medicine. L., 1927. P. 238 и ел.; Massani R. P. Le Folklore des puits dans 1'Inde et specialement a Bombay // RHR. 1931. Vol. CIV. P. 221 - 271; см. также библио-

207
графию, следующую за главой о растительности («ключ молодости» и Дерево Жизни).

Драконы в Китае и Восточной Азии; происхождение правителей от наги
Granet M. Danses et legendes de la Chine ancienne. P., 1926. 2 vols.; Granet Af. Chinese Civilisation. L, 1930; Granet Af. La Pensee Chinoise. P., 1934; Karlgrcu B. Some Fecundity Symbols in Ancient China // BMAS. Stockholm, 1930. № 2. P. 1 - 54; Chavannes (ed.). Les memoires historiques de Sse-Ma-Tsien. Vol. I. P., 1897; Vol. II. P., 1897; Vol. Ш. P., 1899. P. 2; Gieseller G. Le Mythe du dragon en Chine // RAR. 1917. 5th series. Vol. VI. P. 104 - 170; Hopkins L. C. The Dragon Terrestrial and the Dragon Celestial. A Study of the Lung and Ch'en //JRAS; 1931. P. 791 - 806; 1932. P. 91 - 97; PrzyluskiJ. La Princesse a 1'odeur de poisson et la Nagi dans les traditions de 1'Asie orientale // EA. P., 1925. Vol. П. P. 265 - 284; Przyluski' J. Le Prologue-cadre des mille et une nuits et le theme de svayamvara//JA. 1924. P. 101 — 137; Oppert G. On the original Inhabitants of Bharatavarsa or India. Wenstminster, 1893; Matsumolo N. Essal sur la mythologie japonaise. P., 1928. P. 46, 53 и ел.; Matsumoto N. Le Japonais et les langues Austre-Asiatiques. P., 1928. P. 35 и ел.; Eliade M. Le Yoga: Immortalite et liberte. P., 1957. P. 346 и ел.; принцы, рожденные от принцесс нам в Сиаме, Индии и Африке, - ср.: Dangel //SMSR. 1938. Vol. XTV. P. 180; Knocks W. Kindiisch-Marchen in Ozeanien // MAGW. 1939. Vol. LXIX. S. 24 - 33; Ronnow К. Kirata // МО. 1936. Vol. 1П (published 1944). P. 90 — 169, 137, п. 1, указывает, что частое повторение мотива происхождения царских родов Северной Индии от змеев опровергает гипотезу об австрало-азиатском влиянии; см. также: Autran C. L'Epopee hindoue. Р., 1945. Р. 66 — 169; материалы и библиографию о почитании змей в Индии можно найти в работе: Vogel J. P. Serpent-worship in Ancient and Modem India // AOA. 1924. Vol. П. P. 279 - 312; Vogel J. P. Indian Serpent Lore, or the Nagas in Hindu Legend and Art. L., 1926. P. 35 и ел.
О летающем горшке (хорошо известный символ плодородия классического Востока)
Van Bwen E. D. The Flowing Vase and the God with Streams. В., 1933; Combaz G. L'lnde et 1'orient classique. P., 1937. P. 174 и ел.; Combaz G. L'Evolution du stupa en Asie // Melanges chinois et Bouddhiques. Brussels, 1936. Vol. IV. P. 93 и ел.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Можно сказать


185обдорск 131 обракские горы 194 общества о-ва 138

сайт копирайтеров Евгений