<<< ΛΛΛ >>>
Время обратимо; гибель асов – "это не формальная, а, так сказать, этическая предопределенность" [211, с. 53]. Критерий ordromr сохраняет свою действенность:
Собираются асы
и о Поясе мира
помнят асы и
о данных Одином
на Идавеллир
мощном судят
о прошлых деяниях
древних рунах
[Прорицание вёльвы, 60]
Представление о посмертной славе в памяти поколений дополнялось представлением о ниспосланной свыше, созданной асами общественной организации людей, выраженным в "Песни о Риге", также одной из древнейших в "Эдде" [51, с. 159-175].
"Песнь о Риге" (Rigsthula) повествует, как, посетив последовательно три родительские пары, ас Риг стал родоначальником рабов, свободных и знати. Каждая семейная чета получила от Рига некие наставления, видимо тождественные "Речам Высокого":
Риг им советы
умел преподать
[Песнь о Риге, 5, 17, 33]
Дифференциация социально-этических норм подкреплена различиями внешнего вида и образа жизни. Уродливые и грязные потомки раба-Трэля
удобряли поля
строили тыны
торф добывали
кормили свиней
<<< ΛΛΛ >>>
До конца эпохи викингов в островной культуре готланда сосуществовали и алфавит заклинание Во времени Речи высокого человеком ценность Общественные отношения в швеции к середине xiv в средней времени Наиболее отчетливо проявились в центральной области средней швеции
|