Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

57. ДЕРЕВЬЯ . Почитание деревьев, особенно заметных — высоких и толстых,— древняя традиция многих народов. В Библии старое дерево символизирует царя, вождя, главу рода. Отсюда культ деревьев определенных пород как этническо-религиозных символов какой-либо народности характерен для древнейших периодов исторического развития, предшествующих созданию классового общества и гооударства. Так, уже в первые века нашей эры племенные союзы ряда европейских народов — германских, прибалтийских и финно-угорских — обладали сложившимися и развитыми культами своих “народных” деревьев, которые позднее превратились в национальные символы определенных наций. Древние германцы считали таким национальным культовым деревом ель (особенно голубую), древние скандинавы— тис (см. Атома символ), древние литовцы — дуб, западные славяне, предки чехов, моравов и словаков — липу, финно-угорские народы — преимущественно березу, а народы Зауралья — лиственницу.
Аналогичное культовое значение в странах Средиземноморья приобрели в Древней Греции — олива, в Древнем Риме — лавр, у древних евреев — миндаль, в Египте — пальма, а у индейцев Северной Америки — секвойя. Всем подобным “национальным деревьям” были посвящены либо особые рощи (рощи олив в Греции, липовые рощи у чехов и березовые у марийцев), либо отдельные, выдающиеся своим возрастом и размером деревья — тысячелетние дубы у литовцев, Великая береза коми-пермяцкого народа, Великая лиственница ляпинских манси и др., вокруг которых устраивались святилища, происходили важные для того или иного племени собрания. Эта традиция, несомненно, шла с архидревнейших времен, когда человек обоготворял наиболее заметные, видимые и ощутимо действовавшие в его жизни явления природы — Солнце, Луну, огонь, молнию и гром, а из земных, более близких явлений — “вечность” некоторых деревьев, насчитывающих 5—6 тысяч лет существования.
Преклонение перед деревом как отражением и “свидетелем вечности” и бессмертия природного мира было характерно для многих народов, и особенно для тех, которые имели дело с плодовыми деревьями еще в эпоху первобытнообщинного строя. Таковы, например, смоковница и миндаль у древних евреев, гранат у ассирийцев и вавилонян. Поэтому не удивительно, что легенды о происхождении человечества, о его “вечности”, о рае и об аде были связаны с образом дерева, так называемого “дерева жизни”. Одновременно с деревом связывалось и представление о мире, о нормальной жизни без войн и катастроф. (Смоковница, олива, пальма — символы мира. Смоковница плодоносила круглый год!)
Аналогичные культы существовали и у северных народов, где дерево являлось важным укрытием, источником тепла, главным материалом для строительства жилья и сырьем для изготовления лубяных изделий, рогож, посуды, одежды.
Именно отсюда идет обожествление деревьев в различных позднейших религиозных системах. В мифологии Скандинавии и палеазиатских народов Субарктики дерево — символ связи трех миров: подземного, земного и небесного (дерево Иггдрасиль). В христианских религиях дерево — источник трех состояний духа: нейтрального блаженства, добра и зла (Древо познания добра и зла, Райское древо, Древо жизни). В христианстве древом часто именуется крест. Отсюда праздник креста называется праздником “Происхождения честных древ”. Представление о деревьях как сложном прообразе мира, как символе мирового устройства (с его корнями, стволом, ветвями, кроной, листьями, сменой листвы, плодов и семян, с защитным слоем в виде коры, с движением соков снизу вверх и т. п.) воздействовало на воображение людей и в более поздние эпохи — в XVIII— XIX веках.
Отсюда идут многие теории позитивизма и представления о развитии семьи, рода, государства, которые, в частности, отразились в стойких историко-геральдических понятиях о древе родословном и приняли форму генеалогических таблиц, напоминающих крону деревьев.
В новое и новейшее время ряд национальных культовых деревьев нашел свое место в современной геральдике как эмблемы соответствующих стран или наций, а ряд новых видов деревьев, прежде незнакомых в геральдике, стал употребляться как эмблема новообразованных государств.
Так, ряд государств тропических стран Африки, Латинской Америки и Океании ввели в свои гербы как существенную государственную эмблему пальму (Боливия, Доминика, Гренада, Западное Самоа, Гаити, Куба, Либерия, Мальдивы, Мавритания, Маврикий, Сьерра-Леоне, Тринидад и Тобаго), которая служит не столько символом нации, сколько символом тропического положения упомянутых стран и их хозяйственной ориентации.
Более конкретное значение историко-географических и этнических символов, тесно связанных с особенностями хозяйственного развития таких народов, как фульбе, друзы и банту, имеют эмблемы Сенегала (баобаб), Ливана (кедр) и Экваториальной Гвинеи (дерево оку-ме — роскошное, высокоствольное). Эти деревья отличаются яркими индивидуальными признаками. Так, баобаб и кедр обладают не только съедобными плодами, но и исключительной продолжительностью жизни — до 2— 4 тыс. лет, а дерево окуме имеет прочную, плотную розовую древесину.

58. ДИКАРЬ (дикарка, дикий человек) — эмблема, принадлежащая германской геральдике, часто встречаемая в скандинавской .(шведской, датской, финляндской) геральдике и принятая в XIX веке и в русской геральдике. Изображает обнаженного мускулистого, бородатого мужчину с набедренной повязкой из листьев и с венком (или без венка) на голове, с палицей (дубинкой) в правой руке (чаще всего наперевес через плечо). Дикий человек изображается, как правило, натуральным цветом (телесным), в германской геральдике тело бычно покрыто растительностью, набедренная повязка венок — зеленые, палица (дубинка) — натуральная коричневая или серебряная). Иногда в руках вместо дубинки — вырванное дерево. Бывают и женские варианты — “дикарка”, “дикая женщина” — существо с буйными, длинными волосами,— тело которой также порыто растительностью. В качестве атрибута дикарка держит в руках вырванное растение (с корнем).
Эмблема “дикаря” вошла в классическую европейскую геральдику в XV—XVII веках, а несколько ранее, в (III —XIX веках, изображения “дикаря” использовались как амулеты от сглаза, и потому их символическое значение — защита от всякой порчи, нездоровья. Это значение данная эмблема сохраняет лишь в родовых династических гербах, например в датском государственном гербе Ольденбургской династии, куда “дикари” 5ыли внесены в качестве щитодержателей Христианом I (1457 г.).
Позднее “дикари” вносились преимущественно в территориальные гербы, где их значение изменилось: эти эмблемы присваиваются обычно глухим и отдаленным, :"диким” провинциям, например в Швеции — Лапландии л в Финляндии — финской Лапландии.
В русскую геральдику “дикий человек”, заимствованный как эмблема из Швеции, был введен в конце XVIII века и именовался вначале (до середины XIX в.) “лоплянин” (т. е. лопарь). Он был использован как главная (и единственная) гербовая фигура для герба Конды (Кондинии), мансийского княжества XVII века, присоединенного к Русскому государству формально в XVII веке и не имевшего собственных гербов, но продолжавшего до конца XVIII века существовать как обособленная национальная единица. Включение Конды в титул императора Всероссийского при Николае I (1842 г.) и герба Конды в Большой герб Всероссийской империи потребовало создания специального Кондийского герба, который был сконструирован по образцам германской геральдики — “дикий человек” как символ самого глухого района империи.
В русской геральдической литературе “дикарь”, “дикий человек” как термин часто и неправомерно заменяется на рубеже XIX и XX веков на “Геркулес” (что фактически неверно, поскольку эта эмблема пришла не из греческой мифологии, а из германской геральдики и Геркулес никогда не изображался бородатым) или на “лесной человек” (что является результатом смешения немецкого термина “Wildmann” с немецким словом “Waldmann”).

59. ДРАКОН — фантастическое животное, известное с древнейших времен в эмблематике и геральдике европейских народов. В западноевропейской классической геральдике — эмблема злого чудовища, сил зла, ужаса; в русской эмблематике, особенно религиозной, дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси (ср. Георгий Победоносец — покровитель России, поражающий дракона). Такая теологическая трактовка оказала глубокое влияние на применение эмблемы дракона как в средневековом, так и в современном европейском искусстве в фольклоре и даже в современных представлениях людей.
Между тем дракон как фантастическая фигура, созданная и наиболее употребительная в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и прежде все,го как образ китайской, корейской и японской мифологии, трактуется в этих странах совершенно по-иному, символизирует не отрицательные, а положительные качества и черты.
Дракон в народных китайских представлениях — это символ силы, величия. Дракон — национальная китайская эмблема, как бы охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.
Отсюда ясно, почему изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и эти же изображения были главным атрибутом одежды монарха. В этом же смысле и до наших дней дракон употребляется в Бутане — небольшом княжестве, находившемся в течение многих веков под влиянием китайской культуры. Два зеленых дракона составляют государственный герб Бутана, а серебряный преобразованиями за последние полстолетия дракон перестал быть государственной эмблемой (кроме таких стран, как Бутан и Сикким, а также частично и Тибет), он тем не менее остался до наших дней общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке, к которой иностранцы должны относиться с пониманием и уважением и, уж во всяком случае, знать ее значение. В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, сводной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой — собственным именем дракона.

60. ДРЕВО РОДОСЛОВНОЕ — принятое в геральдике и генеалогии расположение родовых (семейно-род-ственных) связей между предками и потомками согласно
единой схеме, одинаковой для всех эпох, стран и сословий, то есть международно принятой. Внешне эта схема напоминает собой ствол дерева с симметрично расположенными ветвями. В тех случаях, когда какое-либо ответвление рода прекращается за неимением потомства, оно изображается обрубленной ветвью. Тем самым внешнее сходство родословного древа с деревом, древесным стволом еще более усиливается.

 

Существуют три типа родословного древа:

а) от Я до Пращуров и
б) от Пращуров до Я,
в) концетрическое (круговое).
Все они показаны на рисунках

61.ДРОК (см. Тернии, Терновник). 62. ДУБ.

Ствол, ветви, листья, желуди — все части этого растения употребляются в геральдике и эмблематике всех народов Европы и Америки. Дуб — “король лесов” с древнейших времен в мифологии многих народов. У древних греков дуб был посвящен Зевсу Громовержцу, ветвями дуба украшались его храмы, поэтому дуб считался эмблемой силы, мощи, мужества и доблести.Лишь в эпоху Возрождения, и особенно в эпоху классицизма и романтизма, и в начале XIX века возрождаются эмблемы, связанные с дубом, хотя тайком дубовый лист иногда проникал и в готическую орнаментику. Как эмблема доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянда) употребляется в военной униформе и воинских знаках награды — орденах, медалях, знаках отличия — в целом ряде европейских армий. С этой точки зрения эмблема дубового листа и ветви стала интернациональной военной эмблемой. Дуб как целое дерево изображается в территориальных (областных, городских) гербах как говорящая эмблема. Дуб с желудями считается эмблемой зрелой, полной силы, дуб без желудей — эмблемой юной доблести. Имеет значение и цвет желудей: они могут быть зелеными, как и листья, коричневыми или натуральными и, наконец, золотыми, что дает разные вариации их символического значения, позволяет употреблять эмблему дуба по отношению к событиям и лицам разного ранга, четко отличая их и точно сообщая об этом зрителю. В древней геральдике встречаются и пурпуровые желуди, означающие благородное, великодушное могущество. Цвет геральдических дубовых листьев также может быть зеленым, серебряным и золотым.


 

 

 

 

63. ЕЛЬ (в эмблематике употребляется целое дерево, еловая ветвь, еловая шишка) — одно из немногих вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы. В германской мифологии и у народов Скандинавии — жертвенное дерево, употреблявшееся для жертвенных костров (из-за своей смолистости, приятного запаха и вечной зелени, символизировавшей вечность жизни). Уже в ранние эпохи ель приобрела двойственное значение вследствие постоянного употребления в торжественных случаях — как символа (а позднее — эмблемы) вечной жизни, дерева жизни и как жертвенного знака смерти, траура, поскольку ветви ели употреблялись для венков и гирлянд тем, кого хоронили, то есть отправляли в “вечную”, загробную жизнь.

 

 

Это противоречие, вначале незаметное, ибо в нем заключалось лишь различное понимание одного и того же понятия — “вечная жизнь”, постепенно стало настолько сильным, что с возникновением христианства превратилось в два как бы не связанных между собой символа: 1) как “дерево жизни” — символ “вечной, неумирающей, продолжающейся жизни” культ ели превратился в поклонение ей в Новый год (или в Рождество в христианских государствах), и его эмблемой стало целое, разукрашенное, искусственно расцвеченное дерево, целая ель; 2) в качестве символа жертвенности, похоронного знака употребляются еловый лапник, еловые ветви, сплетенные в венок или гирлянды, то есть части дерева (с этой целью лапник иногда специально рубят мелко и разбрасывают, подчеркивая делимость, частичность, обрывчатость земной жизни). Кроме того, в новейшей геральдике в территориальных гербах ель может употребляться и как говорящая эмблема, указывающая на лесистость страны, ее лесное хозяйство и подобные конкретные обстоятельства. Изображается ель в гербах в виде целого стилизованного дерева с характерным конусообразным расположением ветвей естественного зеленого цвета. Геральдические шишки ели, имеющие значение “плод”, “орех” для северных стран, могут иметь натуральный (красный) или геральдический (серебряный, золотой) цвет и иногда трактоваться в переносном смысле — как “трудная проблема”, “трудная задача” (по аналогии с орехом), а чаще всего — как “высокая задача”, “высокая цель”, “вершина” (ср. русское: “Это важная шишка”). Вот почему в западноевропейской, особенно немецкой, геральдике еловая шишка часто употребляется в городских гербах для подчеркивания древности города, особенно если он был основан в древнем (языческом) лесном военном лагере или на месте жертвенного капища (как, например, Аугсбург в ФРГ). В этом случае шишка носит название “пирр”, что означает “высшая точка пирамиды”.
В советской геральдике в период Октябрьской революции и гражданской войны ель стала употребляться в своем первоначальном, древнем значении — как символ вечной жизни. Поэтому еловые ветви, перевитые красными лентами, использовались для украшения в клубах и других общественных местах портретов основоположников марксизма, вождей революции, для обрамления торжественных трибун, изображений официальных эмблем и для других официальных торжественных целей. В ряде стран Скандинавии и в Финляндии до сих пор лапником устилают путь следования официальных торжественных правительственных кортежей.
Следует отметить, что ель как торжественный символ употребляется всегда в “живом”, то есть естественном виде, в то время как дуб, лавр, олива и венки и гирлянды из их ветвей могут исполняться в бронзе, чугуне, мраморе, то есть имитироваться. Ель, гирлянды из нее и венки не имитируют. Более того, как торжественный символ вечной жизни, бессмертия, вечного покоя и почета живые ели (обычно — серебристые норвежские ели) стали в нашей стране непременной принадлежностью мест захоронения вождей революции. Поэтому живые ели были высажены у Мавзолея, вдоль Кремлевской стены, а также перед всеми высшими правительственными учреждениями в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и других городах (где это возможно по природным условиям) .
Тем самым за последние 60—65 лет сложилась, следовательно, традиция придавать употреблению серебристых елей определенное торжественно-государственное значение, рассматривать ель как эмблему почета за бессмертные государственные заслуги.

64. ЖУЗOB ЗНАКИ (СИМВОЛЫ). Жузы— основные деления родоплеменной структуры казахского народа в период, предшествовавший созданию государственности и образованию казахской нации (начало XVI — середина XIX в.). Представляли собой союзы племен, в которые “иногда входили и отдельные роды, недоросшие или оставшиеся как осколки раздробленных, угасших племен. В русской дореволюционной литературе жузы назывались часто ордами, и их наименования в русской историографии игнорировали их подлинные казахские обозначения. Каждый жуз занимал определенную территорию, обязательно включавшую необходимое количество “кстау” (зимних пастбищ) и “джайляу” (летних пастбищ) для бесперебойного осуществления периодических кочевий. На территории жузов с XVII века создавались разные ханства и султанаты, объединявшие не племена, а группы родрв. В то же время племена продолжали оставаться основным структурным звеном жузов и обладали своими особыми знаками-символами, которыми метилось имущество (скот), подписывались соглашения и религиозно-политические документы. Эти знаки-тамги приводятся (см. также Тавро и Тамга).

Знаки старшего жуза

(УЛУ-ЖУЗ или УЙСУН)

Знаки старшего жуза

(ОРТА-ЖУЗ)

Знаки младшего жуза

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стоящий волк с головой анфас эмблема г
Значительнее буквенных изображений
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики культуры 13 известь
В навершии герба красная пятиконечная

сайт копирайтеров Евгений