Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Местные партийные и советские органы при поддержке своих печатных изданий не только стремились выполнить разнарядку на раскулачивание, но и стали широко применять перевод середняков в разряд кулаков, чтобы перевыполнить спущенный сверху план. Повсеместное распространение получило «перекрытие норм», «контрольных цифр», «заданий» по раскулачиванию. В газетах появлялись заметки и корреспонденции, рассказывавшие о том, кого и где раскулачивали, как передавали их дома и имущество беднякам. Нередко в печати публиковались письма селькоров, в которых назывались фамилии тех, кто, по мнению авторов писем, был кулаком или «подкулачником». Такие газетные материалы являлись основанием для последующих репрессий и высылки.

Между тем Сталин, вопреки своим указаниям, берет на себя миссию выступить в печати с критикой имевших место нездоровых и даже преступных явлений в области коллективизации.

2 марта 1930 г. «Правда» опубликовала статью Сталина «Головокружение от успехов», в которой совершенно правильно были вскрыты причины ошибок в коллективизации. Но о своей вине в допущенных перегибах он не проронил ни слова.

Борьбе с допущенными нарушениями в проведении коллективизации было посвящено и совещание, созванное ЦК партии в конце февраля 1930 г. Выступая на совещании, М. Калинин и С. Орджоникидзе подвергли серьезной критике газету «Правда», которая, как говорил С. Орджоникидзе, «очень часто давала неправильные указания».

В середине марта 1930 г. принимается постановление о борьбе с искривлениями в колхозном движении, которое вначале помогало прессе в преодолении допущенных ошибок. Появились некоторые признаки перестройки в освещении вопросов коллективизации. Так, «Правда» вводит рубрику «Решительно прекратить перегибы в отношении середняка», выступает с материалами, осуждающими левацкие перегибы в колхозном движении в некоторых районах страны. Однако новая волна раскулачивания, прокатившаяся по стране через несколько месяцев, вновь возрождает все негативные тенденции в деятельности журналистики, связанные с коллективизацией.

Применяемые Сталиным и его окружением методы осуществления коллективизации, жестокость и насилие вызывали несогласие у некоторых общественных деятелей и ученых, стремление предотвратить массовые репрессии, переселения. В печати появляются статьи Г. Каминского, В. Кондратьева, В. Чаянова[11], в которых выражалось несогласие с политикой, проводимой по отношению к кулаку и середняку, предлагались альтернативные пути коллективизации. Однако их идеи были отвергнуты, а сами они причислены к разряду тех, кто встал на защиту врагов социалистического строя[12].

Разгром «правого уклона» открыл путь к окончательному утверждению административно-командного государства. Тоталитаризм утвердился как форма государственного управления, впервые так четко проявивший себя в период раскулачивания. Миллионы людей стали узниками ГУЛАГа, дармовой силой в осуществлении планов индустриализации, в выполнении заданий первых пятилеток.

До недавнего времени считалось, что первый пятилетний план был выполнен за 4 года 3 месяца. Так сказал Сталин, а ему верили. Да и как можно было сомневаться, если именно в те годы начал действовать Днепрогэс, вступили в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты и другие гиганты индустрии. Лишь немногие имели в ту пору полное представление о происходящем в стране. Чтобы скрыть истину, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление, запрещавшее придавать огласке реальное положение дел.

Но по официальной статистике, 1933 г. означал вступление страны во вторую пятилетку. Буквально в первый месяц нового года на страницах газет развернулась пропаганда не только общих задач начавшейся пятилетки, но и конкретных заданий года, первых успехов в труде. 21 января 1933 г. «Правда» дала подборку цифровых материалов, сопровожденных общим заголовком: «За что борется промышленность в 1933 году». На следующий день газета опубликовала телеграмму своего специального корреспондента из Макеевки Б. Горбатова «Первый советский блюминг», посвященную замечательной трудовой победе донецких металлургов. «Правда» публиковала многочисленные оперативные заметки, телеграммы, корреспонденции, объединяя их в раздел «Последние известия с фронта индустриализации».

Этот раздел «Правды» дополнялся объединявшимися единой рубрикой радиорепортажами «Трансляции из жизни». Этим циклом было положено начало новому виду передач, получивших с 1 сентября 1932 г. известное нам сегодня название «Последние известия». Передачи «Последних известий» были рождены самой эпохой реконструкции народного хозяйства, индустриализации страны. Огромный поток информационного материала, требующий оперативного освещения, уже не укладывался в рамки радиогазет – основной формы радиовещания. К началу 30-х гг. в стране насчитывалось до 300 радиогазет. Но узость их проблематики не позволяла в полной мере выполнять задачи, вставшие перед радиовещанием в годы индустриализации. В 1932 г. они были ликвидированы. Вместо радиогазет вошли в программы радиовещания выпуски «Последних известий» и разнообразные самостоятельные радиопередачи, в числе которых все большее развитие получил радиорепортаж.

Утверждение репортажа как информационного жанра советской журналистики происходило в острых спорах о его целях, назначении, особенностях. Дискуссии о репортаже, проводившиеся в конце 20-х гг. на страницах журнала «Журналист», тесно смыкались со спорами о том, каким быть советскому очерку или фельетону. Знакомство с материалами дискуссий, с различными точками зрения, высказанными в ходе их проведения, позволяет глубоко осмыслить процесс становления жанров советской журналистики и представляет большой интерес для исследователей.

При всех разногласиях участники дискуссий оставались единодушны в своих оценках информационных и литературно-художественных жанров. В них они видели основной рычаг эмоционального воздействия на массы.

Несколько иную роль играли директивные, проблемные, теоретические статьи, постановления и циркуляры ЦК РКП(б). Они были нацелены на политическое и духовное воспитание масс. Силу политического убеждения следовало привести в действие, дать практический выход политическим и эмоциональным устремлениям людей. Эту задачу обеспечивала организаторская функция печати, нашедшая свое выражение в многочисленных формах и методах массовой работы с читательской аудиторией.

Среди наиболее распространенных в годы первых пятилеток форм и методов массовой работы печати были общественные и производственные смотры, вызвавшие к жизни ударные рабкоровские бригады «Правды», производственные переклички, общественные и производственные конкурсы; совещания и конференции; заочные совещания и конференции; выездные бригады, рейды ударных рабселькоровских бригад; обменные и сменные полосы и др.

В 1933–1934 гг. в печати настойчиво проводилась мысль, что решающим условием осуществления технической реконструкции, освоения техники и выполнения заданий по производительности труда является подготовка квалифицированных кадров рабочих, техников и инженеров. Создание советской производственно-технической интеллигенции, – заявляла печать, – задача № 1.

С идеей творчества масс и умелым владением техникой связывала пресса стахановское движение. Сегодня известны все компрометирующие подробности «рекорда» Стаханова. Но он стал поводом для большой политической кампании и получил в печати широкое освещение. Постоянной в «Правде» стала рубрика «Трибуна стахановца».

Выступая в «Правде», новаторы производства, поддерживая почин А. Стаханова, подхваченный шахтерами, указывали на имеющиеся на предприятиях и в целых отраслях промышленности резервы для досрочного выполнения второго пятилетнего плана. Снова выдвигается лозунг «Пятилетку – в 4 года!». С обоснованием реальности и жизненности этого лозунга для угольщиков Донбасса в «Правде» выступил Н. Изотов. Его статья «Вполне реальная задача» была опубликована 14 октября 1935 г. – спустя полтора месяца после сообщения в «Последних известиях» радио о том, что в Кадиевке на шахте Центральная-Ирмино забойщик А. Стаханов за одну смену добыл 102 тонны угля, выполнив четыре дневных нормы.

Публикуя сообщения о первых рекордах, «Правда» с самого начала выдвинула призыв: «От соревнования одиночек к соревнованию масс!». Вся советская пресса, подхватив этот лозунг, стала оказывать внушительное административно-командное воздействие на развитие нового движения. Так появились рекорды кузнеца горьковского автозавода А. Бусыгина, машиниста П. Кривоноса, обувщика Н. Сметанина и др.

В конце 20-х и в 30-е гг. усиливается взаимодействие печати и радио. Они осуществляли совместные выступления по вопросам хозяйственного и культурного строительства. Так, в подготовке Всесоюзного радиомитинга 1929 г., посвященного Всесоюзному социалистическому соревнованию, принимали участие редакции десятков газет, выступавших у микрофонов слушали миллионы рабочих и крестьян, собравшиеся у репродукторов. В октябре 1933 г. всеми радиостанциями СССР транслировалась перекличка заводов Москвы, Ленинграда, Харькова, Свердловска и Баку, организованная газетой «Правда» и Центральным радиовещанием. Широко практиковались выездные редакции газет и радио на крупнейшие стройки, совместно подготовленные редакциями газет и радио общественно-производственные радиопереклички, совместное освещение декад народного творчества, дней культуры, дней поэзии выдающихся национальных поэтов и т.д.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Проблемы информатизации
Тематическая направленность издания свидетельствовала о широте научно-технической пропаганды
В службах информации

сайт копирайтеров Евгений