Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Закон о СМИ был едва ли не первым нормативным актом эпохи кардинальной реконструкции российской правовой системы, в котором суд является конечной точкой практически всех используемых здесь юридических положений. Закон о СМИ дает право обжаловать в суде любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ, решение комиссии по телевидению об аннулировании лицензии на вещание, нарушение порядка представления запрашиваемой информации, нарушение порядка аккредитации, о признания недействительным свидетельства о регистрации СМИ, о прекращении и приостановлении деятельности, о возмещении морального вреда и др.

Между тем в судебной практике Российской Федерации доминирующее место занимали лишь дела об опровержении и возмещении морального вреда. Обращала на себя внимание крайняя малочисленность иных категорий дел, вытекающих из законодательства о СМИ[54].

Благодаря прессе стало достоянием общественности судебное разбирательство по иску Союза писателей СССР о признании недействительной регистрации журнала «Знамя». Союз писателей СССР, которому до 1 августа 1990 г., т. е. до вступления в силу Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», принадлежали «Литературная газета» и несколько десятков «толстых» журналов, еще только собирался их зарегистрировать в союзном Мининформпечати, как вдруг обнаружил, что многие из них уже успели зарегистрироваться в российском Мининформпечати. Причем официальными учредителями этих изданий выступали либо редакционные, либо журналистские коллективы.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что журнал «Знамя» был создан по решение ЦК ВКП(б) и хотя формально относился к ведению СП СССР, но фактически находился в подчинении ЦК. Произошедшие радикальные изменения – отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС, и принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», вводившего правовую категорию учредителя, – предопределили исход процесса.

Московский городской суд оставил иск СП СССР без удовлетворения. После того, как Верховный Суд РСФСР оставил это решение в силе, СП СССР прекратил попытки вернуть через суд ставшие независимыми «Литературную газету», журналы «Октябрь», «Дружба народов», «Юность», «Иностранная литература» и др.

В средствах массовой информации достаточно обстоятельно освещался и процесс по иску Мининформпечати РФ о прекращении деятельности газеты «День». Начавшись в марте 1993 г. после третьего в течение года предупреждения, он проходил в обстановке нагнетания шовинистической истерии и запугивания, что не могло не отразиться на судьях. Поэтому все ходатайства Мининформпечати РФ – о приостановлении издания газеты «День», о проведении экспертизы газетных текстов и т.д. – судом отклонялись. Судьи, не имевшие опыта ведения подобных граничащих с политическими процессами дел, оказались бессильными в вынесении правовой оценки деятельности газеты.

Процесс о прекращении деятельности газеты «День» завершился в Московском городском суде через полгода мировым соглашением. Мининформпечати отказалось от своего требования, а редакция «Дня» признала, что нарушала Закон о СМИ, и обязалась в дальнейшем от этого воздерживаться. «День» переименован в «Завтра». Большего министерству добиться не удалось в первую очередь потому, что оно не смогло юридически содействовать формированию судебной практики по делам о прекращении деятельности экстремистских изданий.

В 90-е гг. немало дел, связанных с функционированием СМИ, рассматривалось также и в Конституционном Суде РФ, поскольку споры входили в его компетенцию. Призванный разрешать дела о конституционности законов и иных нормативных актов, он, в частности, вынес постановление по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты «Известия» в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. «О газете “Известия”».

Судебное разбирательство было связано с вопросом учредительства. Верховный Совет в принятом постановлении заявил, что при учреждении и регистрации газеты «Известия» был нарушен Закон о СМИ. Конституционный Суд РФ был вынужден напомнить парламенту о принципе разделения властей и неконституционности его вторжения в сферу полномочий судов общей компетенции. Решение Верховного Совета, связанное с возобновлением издания газеты представительных органов власти под названием «Известия Советов народных депутатов Российской Федерации», Конституционный Суд расценил как непосредственно затрагивающее интересы существующей газеты «Известия», учрежденной 23 августа 1991 г. журналистским коллективом ее редакции. «Решение Верховного Совета, – говорилось в постановлении Конституционного Суда РФ, – не исключало вынужденного преобразования газеты “Известия” в газету представительных органов государственной власти Российской Федерации или привело бы к ограничению прав выпускаемой газеты “Известия”, связанных с использованием ее прежнего названия и материально-производственной базы. Решения, влекущие такие последствия, способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивают тем самым свободу массовой информации»[55]. Признав постановление Верховного Совета неконституционным, Конституционный Суд РФ помог «Известиям» сохранить независимость.

Борьбу исполнительной и законодательной властей за влияние на государственное телевидение отражало и рассмотрение в КС РФ постановления IX Съезда народных депутатов «О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телевидении и в службах информации». Съезд проголосовал за создание Федерального наблюдательного совета, который фактически наделялся функциями цензуры. Под прикрытием пропагандистского тезиса о необходимости устранения политического монополизма управление государственным телевидением концентрировалось в руках исключительно представительных органов власти.

Постановление Съезда большой группой депутатов демократического крыла было обжаловано в Конституционный Суд РФ, который под давлением аргументов вынужден был признать практически все пункты постановления Съезда неконституционными, но не по содержанию, а в связи с нарушением процедуры принятия. И вновь возобновилось наступление на телевидение.

Попытки парламента ограничить свободу прессы, установить диктат над ней вызвали протест со стороны журналистов и руководителей средств информации, их обращения к Президенту с требованием не допустить возврата к прошлому.

Так, в связи с предстоявшим обсуждением в Верховном Совете вопроса о средствах массовой информации группа руководителей печатных изданий приняла обращение к Президенту России. В нем подчеркивалось, что, судя по проектам намеченных постановлений для прессы, телевидения и радио, готовится тугая узда, какой журналисты не знали даже во времена всевластия КПСС. В ответ на обращение Президент выступил по телевидению, заявив, что он решительно поддерживал и поддерживает прессу.

Верховный Совет не пожелал считаться с реальным положением вещей и, развивая идеи IX Съезда, в середине июля 1993 г. принял Временное положение о Федеральном совете по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О средствах массовой информации”». Реализация принятых документов привела бы к существенному ограничению свободы прессы, резко ухудшилось бы ее правовое положение, практически восстанавливалась цензура.

Средства массовой информации расплачивались за то, что из их среды перешли в политику журналисты, публицисты. Ведь почти все политические деятели до середине 1991 г. были тесно связаны с журналистикой: они обратили на себя внимание публицистическими статьями, опубликованными в период гласности. С 1987 г. пришли к руководству большинства центральных газет и журналов отстраненные в свое время от работы талантливые журналисты и руководители. Главными редакторами стали: «Московских новостей» – Е. Яковлев, «Нового мира» – С. Залыгин, «Огонька» – В. Коротич, «Московской правды» – М. Полторанин и т.д.

По инициативе Мининформпечати РФ Президент Б. Ельцин вернул принятый Верховным Советом закон на повторное рассмотрение, предложив поправки, начисто лишавшие Закон его антидемократической направленности. Настроенный на конфронтацию парламент отклонил поправки Президента. Но уже 21 сентября 1993 г. Верховный Совет РФ был распущен, а 6 декабря Б. Ельцин своим указом приостановил действие принятых нормативных актов, с тем чтобы не допустить создания и финансирования органов цензуры.

Российское общество к середине 90-х гг. не испытывало недостатка в политических свободах. Однако средства массовой информации постоянно находились под угрозой ограничения их свободы не только со стороны парламента, но и со стороны многих политических партий.

Несмотря на то, что закон РФ «О средствах массовой информации» был принят в декабре 1991 г., он все еще не стал реально действующим правовым документом. И это не случайно. Любой закон функционирует не изолированно, а во взаимодействии со многими правовыми актами: Законами о власти, об общественных организациях, с соответствующими статьями уголовного, гражданского, процессуального кодексами, где должна быть четко определена степень виновности тех, кто нарушает Закон о СМИ. Эта сторона правового регулирования взаимоотношений прессы с отдельными структурами общества недостаточно разработана и в ряде случаев вообще отсутствует.

Образовавшийся в российском законодательстве правовой вакуум порождает факты убийства журналистов по политическим мотивам. От рук наемных убийц погибли: руководитель ОРТ Владислав Листьев, сотрудник газеты «МК» Дмитрий Холодов, редактор газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина, главный редактор газеты «Калуга вечерняя» Лев Богомолов, собственный корреспондент «Комсомольской правды» по группе областей Центрального Черноземья Валерий Кривошеев, ставший третьим журналистом, убитым на территории данного региона. Их убивали тогда, когда они рассчитывали «получить важные документы, необходимые для журналистского расследования серьезных финансовых нарушений в структуре власти»[56]. Много знакомых проявлений административно-командной системы осталось во взаимоотношениях между местными властными структурами и прессой. Они стремятся, вопреки отсутствию реальных прав, подчинить или приручить местную печать, заставить ее выражать похвалу их деятельности. Для этого используются экономические и многие другие рычаги. Их порой применяют так искусно и завуалировано, что внешне их трудно обнаружить. Лишь тщательный анализ газетного листа, передач местного радио и телевидения сможет убедить в этом. Так, со страниц многих городских газет, из передач городского радио практически исчезла критика в адрес мэра города, хотя во многих имеющихся беспорядках немалая доля вины лежит непосредственно на нем.

Редакционную политику большей части региональных СМИ изменил приход новых соучредителей – областных, городских и районных администраций. Они предложили газетам финансовую помощь в обмен на право соучредительства. Так, в Кемеровской области, в течение 1993–1994 гг. местные органы исполнительной власти стали соучредителями двух из четырех областных, 31 из 35 городских и районных общественно-политических газет.

В 1994 г. в рамках разработанной администрацией области программы поддержки прессы газете «Кузбасс» было выделено 130 млн. рублей, газете «Земляки» – 15 млн. рублей. Администрации городов и районов взяли на себя от 15 до 25% редакционных затрат на свои издания[57]. Нет ничего удивительного, что газета «Кузбасс», ранее активно поддерживавшая представительную власть области, полностью прекратила публикацию критических материалов, касавшихся деятельности органов исполнительной власти.

Подобное положение сложилось практически во всей городской и районной печати Кемеровской области. Да и не только там. В региональной журналистике все очевиднее становится тенденция ее зависимости от исполнительных властей. Только-только избавившись от жесткого контроля со стороны КПСС, местная пресса вновь попадает в зависимость от другой политической силы в лице исполнительной власти.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Боролась за ее интересы при выборах в iv государственную думу
Правда опубликовала передовую статью воин-освободитель
Помпадур крокодил
Количество изданий
Одним из значительных их изданий стала газета рабочая мысль

сайт копирайтеров Евгений