Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Образование после II съезда РСДРП двух фракций со своими политическими платформами привело к тому, что уже в 1904 г. меньшевики выпустили газету «Правда», просуществовавшую до 1906 г., а с лета 1905 г., и особенно после обнародования Манифеста 17 октября, выпустили еще около 20 легальных изданий – «Современная жизнь», «Московская газета», «Начало» и др.

Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных и субъективных причин. Выступая в легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания в ревизионизме марксизма.

В меньшевистских газетах выступал и Л. Троцкий, порвавший с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая фактически отрицала буржуазно-демократическую революцию как необходимый этап развития революционного исторического процесса. Это противоречило марксистско-ленинской концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.

Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.

В течение десятилетий в советской журналистике неоспоримой оставалась мысль о том, что единственной жертвой преследований царских властей были большевики и их печать. Объективность требуется сказать о том, что при всей умеренности меньшевистской прессы, ее склонности к реформизму, она также выражала революционные идеи, особенно до поражения декабрьского вооруженного восстания, а поэтому, как и большевистская, подвергалась гонениям со стороны властей.

В годы первой российской буржуазно-демократической революции в полную силу заявила о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных слоев крестьянства, так или иначе оказавшихся втянутыми в революционные события 1905–1907 гг.

В 1905 г. эсеры выдвинули из своей среды идеологов и публицистов, которые и составили ядро эсеровской журналистики, определяя ее направление, дух, характер и содержание.

Наиболее активно в этой революционно-демократической прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгард и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового народа и осуществить руководство им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.

Эсеры явились представителями крайне левой фракции сложившейся в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.

Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней сторонницей представителей русской революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей интересов труда. И все же «Голос» основным своим содержанием отражал суть эсеровской идеологии, ориентированной на крестьянство.

С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и др.

Вполне естественно, что над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер газеты конфисковывался. А 10 июня она была закрыта.

Одновременно с «Голосом» эсеры предприняли издание в Петербурге газеты «Дело народа», с первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще одна легальная газета «Мысль», а с июля 1907 г. центральным органом партии эсеров становится «Знамя труда».

В годы буржуазно-демократической революции выходили легальные издания и других социалистических партий: народных социалистов, трудовиков, максималистов и др. Они выражали ненависть к самодержавию. Именно за эту революционно-демократическую направленность легальная пресса эсеров и трудовиков подвергалась жестоким репрессиям со стороны царской цензуры.

В народнической печати периода первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство», отметивший в 1905 г. свое 30-летие. Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний к тому же являлся редактором и официальным издателем журнала. Начало революционных событий в стране издание встретило многочисленными публикациями, посвященными годовщине смерти Н. Михайловского – одного из главных основоположников русской социологической школы. В них «Русское богатство» солидаризировалось со старой либерально-народнической доктриной, основу которой составляли отрицание капитализма, буржуазного государства, вера в особый исторический путь России.

Сотрудники «Русского богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыло. В. Короленко, преодолевший народнические влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом и крупнейшим демократическим публицистом. Большой интерес представляют его статьи, относящиеся к 900-м гг. и более позднему времени: «Девятое января в Петербурге», «Возвращение генерала Куропаткина» и др. Короленко занимал своеобразную позицию по отношению к большевикам и теории научного социализма. Многое он не принимал и со многим не соглашался. Но при всем этом он оставался правдивым писателем-реалистом, гуманистом, непримиримым борцом против всякого угнетения.

В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной либерально-буржуазной прессы. В конце января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался прежним: основные сотрудники, за исключением В. Короленко, стали организаторами новой трудовой партии народных социалистов (энэсов). «Русское богатство», став ее органов, заняло промежуточное место между эсерами и кадетами.

С тем чтобы расширить свое влияние в массах, социалистические партии в период революции 1905–1907 гг. взяли курс на дифференциацию своей печати. Выходили газеты для рабочих, крестьян, солдат, молодежи, как органы партий, Советов, профсоюзов. Вся социалистическая журналистика сложилась в систему, включавшую в себя издания различного типа. При этом характер прессы приобретал все более многонациональную структуру: газеты и журналы выходили на грузинском, азербайджанском, армянском, осетинском, аварском, литовском, латышском, эстонском, украинском и других языках.

В период поступательного развития революции в буржуазно-либеральном лагере произошли серьезные перемены. Либералы перешли в открытую оппозицию к самодержавию. Вместе с тем они боялись социального взрыва, предпочитали не радикальные преобразования, а компромиссные решения.

С начала августа 1905 г. на почве подготовки к предстоящим выборам в I Государственную думу в России началось формирование буржуазных политических партий. В октябре возникли: конституционно-демократическая партия (кадеты), партия октябристов («Союз 17-го Октября»), прогрессивно-промышленная партия и др. Эти буржуазные политические партии и союзы создавали в центре и на местах свою систему печати, призванную выразить интересы либерального политического лагеря.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Предоставленное законом рф о средствах массовой информации право независимым редакциям работать при
Выработки оптимальной модели местной студии
Отныне такие издания могли выходить свободно
Правда опубликовала передовую статью воин-освободитель
Важнейшей стала задача сохранения единого информационного пространства

сайт копирайтеров Евгений