Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Противоречия между трудовым энтузиазмом масс и все нараставшей волной беззакония в послевоенные годы требовали перемен, осуждения нарушений, допущенных в период культа личности Сталина. Уже в марте 1953 г. – буквально через две недели после его смерти – было прекращено следствие по так называемому «делу врачей» – одному из самых позорных преступлений сталинской поры. 4 апреля 1953 г. в печати было опубликовано сообщение МВД СССР, в котором говорилось, что выдвинутые обвинения против врачей были ложными. 6 апреля «Правда» выступила с передовой, в которой отмечалось, что впредь никто не посмеет нарушать советские законы, фальсифицировать следствие. Виновные в фабрикации «дела врачей» были привлечены к уголовной ответственности.

10 апреля 1953 г. прекращается так называемое «мингрельское дело» о якобы действовавшей в Грузии националистической организации. Было прекращено дело по обвинению во враждебной деятельности Еврейского антифашистского комитета. Сообщения такого характера в печати носили информационный характер и не содержали комментариев.

После ареста Л. Берия и его сообщников стали известны многие факты грубейших нарушений законности, злоупотреблений властью, произвола и репрессий против честных советских людей. Была реабилитирована группа видных деятелей партии и Советского государства, проходивших по так называемому «ленинградскому делу»[14]. В мае 1954 г. начался процесс над теми, кто сфабриковал «ленинградское дело». Это были работники органов государственной безопасности, непосредственно виновные в истязаниях и репрессиях безвинных людей.

С 15 до 20 декабря 1954 г. «Правда» и другие газеты рассказывали о том, что в ленинградском окружном Доме офицеров, где ранее проходил суд над «центральной группой» по «ленинградскому делу», на скамье подсудимых оказались бывшие руководящие работники Министерства госбезопасности СССР Абакумов, Леонов, Лихачев, Комаров, Чернов, Броверман. За тяжкие преступления перед народом Абакумов, Леонов, Комаров, Лихачев были приговорены к высшей мере наказания.

Печать сообщала и о других процессах над лицами, виновными в злостных нарушениях законности.

В 1953–1955 гг. были пересмотрены основные политические «дела» послевоенного времени, связанные с незаконными репрессиями сталинского режима. Однако на пересмотр политических процессов 30-х гг. Н. Хрущев не решался. Вместе с тем в отдельных, персональных случаях реабилитация коснулась и осужденных по политическим процессам 30-х гг.: Косиора, Чубаря, Постышева, Рудзутака, Косарева, Гамарника, Эйхе и др. Но позиция советской журналистики, официальной пропаганды оставалась неизменной. Они по-прежнему сохраняли миф о вожде народов, великом продолжателе дела Ленина. В декабре 1954 г. отмечалось 75-летие И. Сталина. Многие газеты к этой дате открыли специальные рубрики, под которыми появились статьи: «И.В. Сталин – выдающийся теоретик марксизма», «Сталин – великий продолжатель дела Ленина» и др.

Создавалась крайне противоречивая ситуация не только в общественной жизни. В радикальных переменах нуждалась экономика. В августе 1953 г. наметились новые направления экономической политики государства. Предлагалось на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой индустрии организовать значительное увеличение производства товаров народного потребления, обратить особое внимание на сельское хозяйство, с тем чтобы вывести его из затяжного кризиса[15]. Предусматривалось с 1954 г. снизить сельхозналог в 2,5 раза, списать недоимки по сельхозналогу за прошлые годы, увеличить приусадебные хозяйства колхозников и т.д. Провозглашенные комплексные меры для улучшения положения дел в сельском хозяйстве имели большой политический резонанс. Об этом убедительно свидетельствовала редакционная почта центральных и местных газет, особенно «Правды», «Известий», «Социалистического земледелия».

Осенью 1953 г. по инициативе Н. Хрущева, занявшего к тому времени пост первого секретаря ЦК КПСС, были приняты меры по оказанию материально-технической помощи сельскому хозяйству и усилению материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результатах своего труда.

В течение весны, лета и осени 1953 г. на страницах «Правды», «Социалистического земледелия» и других газет шло обсуждение назревших проблем сельскохозяйственного производства.

Появление в «Правде» и журнале «Новый мир» острых публицистических выступлений В. Овечкина явилось началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни. Овечкин первым из публицистов заговорил о наболевших вопросах колхозной деревни, в частности о вреде партийного руководства сельским хозяйством, подменявшего руководителей хозяйств и специалистов. Очерки Овечкина «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае», «Своими руками», «Два костра» обратили на себя внимание не только высоким мастерством, но главное – показом жизни без всякого затушевывания недостатков[16].

С большим интересом встретила читательская аудитория и очерк А. Калинина «На среднем уровне», опубликованный в «Правде» и раскрывавший инертность и склонность к перестраховке руководителей районного масштаба[17]. Сельской проблематике посвящали свои очерки и статьи А. Колосов[18], И. Рябов[19], Г. Троепольский[20], В. Тендряков[21], В. Величко и др.

Среди мер, призванных поднять уровень производства зерна, важное место должно было занять использование пустовавших пахотных угодий. Движение за освоение целинных и залежных земель нашло широкое отражение в советской журналистике 50-х гг.

«Комсомольская правда» в течение полугода публиковала серию целевых полос, посвященных молодым целинникам – участникам патриотического движения молодежи за освоение целины. В ноябре 1954 г. «Правда» поместила очерк И. Шухова «Покорители целины». Его герои – «люди одной судьбы», которые в близких к фронтовой жизни условиях «перешли... в развернутое наступление на целину во всех 93 новых зерновых совхозах Казахстана»[22].

Газеты печатали письма новоселов, рассказывали об их трудовом порыве, о трудностях освоения целины. Практически во всех центральных газетах и изданиях районов освоения целинных земель стали постоянными такие рубрики и подборки: «Письма новоселов», «На целинных землях» и др. И снова пресса обошла стороной вопросы экологии.

В период освоения целины возродились многие формы массовой работы редакций газет 30-х гг., и в первую очередь выездные редакции. Они выпускали не только представляемую ими газету на целине: «”Комсомольская правда” на целине», «”Правда” на целине» и т.д. Выездные редакции газет республик Средней Азии и Казахстана готовили обменные полосы и объединенные номера. В 1958–1959 гг. регулярно стали выходить целевые номера с единой целинной проблематикой. Они создавались творческими усилиями редакций пяти республиканских газет: «Казахстанской правды», «Правды Востока», «Советской Киргизии», «Туркменской искры», «Коммуниста Таджикистана».

В декабре 1947 г. редакция газеты «Труд» положила начало новой форме массовой работы – «стахановским вторникам». Проводились они редакцией совместно с отраслевыми профсоюзами и министерствами и преследовали цель распространения передового опыта в различных отраслях промышленности. «Стахановские вторники» регулярно проводились в дальнейшем и другими редакциями: николаевской областной газеты «Бугская заря», ростовской областной газеты «Молот» и др.

Стремясь использовать различные формы работы с массами, редакции часто приглашали рабочих и сельских корреспондентов принять участие в общественных рейдах. Материалы рейдовых бригад «Ленинградской правды», «Уральского рабочего», «Горьковской коммуны», «Советской Киргизии» и многих других газет касались важнейших вопросов организации производственных процессов на заводах машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, экономии сырья, материалов, бережного расходования электроэнергии, вскрывали серьезные упущения в работе трудовых коллективов.

Среди вопросов, повседневно освещавшихся в прессе послевоенного десятилетия, неизменной оставалась международная проблематика. В первую очередь это были циклы статей, посвященные показу всемирно-исторического значения разгрома гитлеровской Германии и фашизма.

Главные немецкие военные преступники предстали перед судом. Судебный процесс, проходивший в Нюрнберге десять месяцев – с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 г., – широко освещался всей советской прессой. Кроме официальных сообщений центральные газеты публиковали репортажи, статьи из зала суда, памфлеты, карикатуры. «Правда» ввела постоянную рубрику «На Нюрнбергском процессе. Их портреты», опубликовала статьи Вс. Вишневского, Л. Леонова, Е. Кононенко и других публицистов. В «Красной звезде» Нюрнбергский процесс освещали П. Трояновский, К. Симонов, Ю. Корольков, художник-сатирик Б. Ефимов, карикатуры которого часто появлялись в газетах.

Вскоре после окончания второй мировой войны зародилось Движение сторонников мира. С 1948 г. центральные советские издания публиковали подробные отчеты о всемирных конгрессах и всемирных конференциях, всесоюзных конференциях борцов за мир, кампаниях в защиту мира. В печати были опубликованы «Воззвание Конгресса народов в защиту мира», итоги сбора подписей под стокгольмским «Воззванием о защите мира» и другие документы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Крестьянских депутатов
Вестник верховного круга
Развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий
В дни героической битвы под москвой все газеты

сайт копирайтеров Евгений