Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первым законодательным актом Советского государства стал Декрет о мире. Через несколько дней после издания декрета оно обратилось ко всем воюющим странам с предложением заключить демократический мир и прекратить войну. 22 ноября 1917 г. «Правда» сообщила о том, что Советское правительство приступило к переговорам с Германией о мире. В тот же день газета начала публикацию тайных договоров царского двора и Временного правительства. Всего было опубликовано свыше 100 различных дипломатических документов. Неделей раньше советская пресса обнародовала «Декларацию прав народов России», принятую Советским правительством и провозгласившую право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. К этим государственным актам примыкало и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором Советское правительство отказывалось от раздела Персии и Турции, расценивая это как часть колонизаторской политики царизма, и призывало народы Востока к восстанию против своих правительств.

Печать меньшевиков и эсеров заявила о несостоятельности такого рода призывов и выступила против революционных лозунгов большевистского правительства, чреватых неисчислимыми жертвами для народов Востока.

Меньшевики и особенно левые эсеры были категорически против заключения мира с Германией на кабальных условиях. Они видели в этом предательство интересов и завоеваний революции. Левоэсеровская газета «Власть народа» заявляла, что заключение мира с Германией не только ставит Россию на колени, но и лишает ее территорий и национальных богатств.

Достигнутое хрупкое перемирие с германскими войсками вот-вот могло быть нарушено. Это тем более становилось вероятным, что активными противниками заключения кабального мирного договора и прекращения войны выступали не только буржуазные и социалистические партии, но и группа видных большевистских деятелей. Среди «левых коммунистов» были Бухарин, Пятаков, Радек и др. Их позиции разделял и Троцкий. «Левые коммунисты» и их печатный орган «Коммунист» выступали против мирного договора. Таким образом, сложился определенный союз эсеров, меньшевиков и «левых коммунистов».

Ленин, называя противников заключения мирного договора с Германией «авантюристами», в январе 1918 г. опубликовал в «Правде» несколько статей и политических памфлетов, направленных против «левых коммунистов». В их числе: «О революционной фразе», «О чесотке», «Несчастный мир», «Странное и чудовищное», в которых настойчиво проводил мысль, что, невзирая ни на какие трудности и препятствия, чинимые любителями громкой фразы, надо пойти на тяжелые условия мира с Германией. Однако Троцкий, будучи председателем Реввоенсовета республики, полагал иначе. Своими действиями и заявлениями на мирных переговорах он спровоцировал возобновление военных действий и наступление немецких войск на важнейших участках фронта.

Пресса сообщала о тяжелых боях с войсками кайзеровской Германии, о контрударах Красной Армии и революционных частей старой армии. 20-е числа февраля 1918 г. стали решающими в жизни Советской России. Именно в эти дни рождается цикл радиотелеграмм «Всем, Всем!», а 22 февраля Петроградская радиостанция передала в эфир декрет Советского правительства «Социалистическое отечество в опасности». Наступление немецких войск удалось остановить, что открыло путь к возобновлению переговоров о мире.

3 марта 1918 г. мирный договор с Германией был подписан. Сообщая об этом, «Правда» отмечала, что «левые коммунисты» игнорируют Брестский мир и усиливают свои атаки против партии.

Орган «левых коммунистов», газета «Коммунист», повела линию на срыв мирного договора. Центральные большевистские издания развернули острую полемику с «левыми коммунистами», к которым примкнули и левые эсеры. Обвинив фракционный орган в преступной деятельности, правительство 20 марта 1918 г. закрыло газету «Коммунист»[15]. Это еще более накалило взаимоотношения «левых коммунистов» с большевиками.

Обнажившиеся противоречия превратили сторонников различных течений и фракций российского социалистического движения в непримиримых врагов.

И все же позиции лидеров партии эсеров и меньшевиков были неоднозначны: они заявляли, что выступают против открытой контрреволюции, что не поддерживают большевистскую диктатуру, что они за «третий путь». Идея «третьей силы» заключалась в создании коалиционного (с преобладанием эсеров и меньшевиков) правительства, которое изменило бы характер революции, превратив ее в социал-демократическую, с переходом на парламентские рельсы.

Представители социалистических партий, предвидя возможную конфронтацию фракций социалистического движения, неоднократно в октябрьские дни 1917 г. призывали к созданию коалиционного правительства. Но Ленин, которого поддерживал Троцкий, был непоколебим: никаких компромиссов с соглашателями. Непримиримость, максимализм большевиков вызывали ненависть и озлобление меньшевиков и эсеров и вели к усилению конфронтации, к окончательному развалу социалистического движения в стране. Так в практической реальности послеоктябрьской действительности все отчетливее проявлялись предпосылки формирования однопартийной политической системы, которая представляла Советскую власть.

В «Правде», «Известиях» и других изданиях РКП(б) и Советского правительства происходивший процесс конфронтации находил отражение в материалах, касавшихся проблем партийной жизни. В них целиком одобрялись позиции большевиков и подвергалась критике политика меньшевиков и эсеров.

И все же главной предпосылкой однопартийности стала исключительно сложная экономическая обстановка в стране, вызывавшая объективные противоречия между рабочим классом и широкими слоями крестьянства. Надвигавшийся голод вызывал неприязнь рабочих к крестьянству и требовал принятия мер по обеспечению города хлебом. Возникшая ситуация породила систему продовольственной диктатуры, главное место в которой заняли комбеды, введенные весной 1918 г. Издания РКП и Советов всемерно поддерживали их деятельность, заявляя о том, что, только объединив усилия беднейших слоев города и деревни, можно будет одолеть тех, кто прячет зерно и не отдает его государству.

Создание комбедов левые эсеры считали грубой ошибкой и открыто выступали против них. В большевистской печати развернулась политическая кампания, осуждавшая действия левых эсеров. Их негативное отношение к комбедам расценивалось как помеха в осуществлении внутренней и внешней политики государства.

Для окончательного решения вопроса о мире был созван VII съезд РКП(б). Трудной и тяжелой была борьба на съезде. И все же принятое решение позволило Советской России выйти из войны.

Буржуазная пресса не сочла нужным считаться с реальными фактами. Она развернула кампанию против Советской власти, ее мирной политики. 18 марта 1918 г. Совнарком РСФСР принял постановление, направленное на пресечение деятельности буржуазной прессы[16].

Центральная, местная и национальная советская пресса развернула широкое разъяснение решений съезда – о войне и мире, об усилении строительства Красной Армии, о пересмотре программы российской революционной социал-демократии и о новом названии партии, о максимальном напряжении всех сил народа, об использовании мирной передышки для подъема экономики страны.

На начальном этапе деятельности советской журналистики возникли новые формы общения с читателем, новые формы подачи материалов: дискуссионные статьи, письма-отклики, публикация результатов социологических опросов. Специфическая обстановка первых месяцев Советской власти, насыщенная драматическими событиями, вызвала к жизни и своеобразный жанр – многострочную шапку-призыв. Не менее широкое распространение получили аншлаги, лозунги. Ответом на них явились многочисленные письма, заметки, отклики, обязательства рабочих, крестьян. Поиск постоянных связей с читателями, путей расширения их участия в печати становится одной из важнейших тенденций деятельности советской журналистики.

Прессе Советской России в условиях многопартийности были присущи полемичность, дискуссионность, разнообразие мнений, в ходе которых большевистская журналистика неотступно проводила идеи пролетарской диктатуры, бескомпромиссности к инакомыслию.

УТВЕРЖДЕНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СОВЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

(июль 1918–1920 г.)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Xix всесоюзной партийной конференции незыблемой оставалась линия на централизацию партийного
После длительного перерыва возобновилось издание журнала рабоче-крестьянский корреспондент
Вставших перед телевидением

сайт копирайтеров Евгений