|
<<< ΛΛΛ >>>
масонов». По существующим разноречивым версиям, Александр I был принят в
масонский орден в 1808 г. в Эрфурте, в 1812 г. в Петербурге, в 1813 г. в Париже
одновременно с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III.
Запретительные меры против «раскольников» были прекращены Екатериной II в
1783—1785 гг. При Александре, хотя и с колебаниями, старообрядцы начали получать
разрешения на строительство церквей, часовен, на богослужения и кладбища.
Историки называют время Александра «золотым веком» русского сектантства.
Возникавшие со второй половины XVII в. многочисленные секты, отражавшие
интенсивный характер духовных поисков русского народа и напряженность
религиозных настроений, преследовались еще активнее, чем старообрядцы. Александр
I, вступив на престол, немедленно прекратил их преследование, из тюрем были
освобождены все узники-сектанты, вернулись ссыльные. Сектанты — хлысты, скопцы,
духоборы, молокане и т.д. — получили возможность переселения из внутренних
губерний, где их преследовали местные власти и вражда населения, на окраины: в
Таврическую, Астраханскую, Самарскую губернии.
Терпимость властей способствовала пробуждению интереса к русскому «духовному
христианству», к сектам в столичном высшем обществе. Особое внимание привлекали
мистическая секта хлыстов и выделившиеся из них скопцы, учившие, что женская
красота «весь свет поедает и к Богу идти не пущает, а поскольку никакие средства
не действительны против женщин, остается лишить мужчин возможности грешить».
Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов после возвращения из ссылки в
Сибири (1775— 1796) жил в Петербурге (умер в 1832 г.), где пользовался
неизменным вниманием высшего общества и купечества. В 1805 г. Александр I,
отъезжая в армию, нанес визит основателю скопчества. Рассказывают, что Кондратий
Селиванов предсказал императору поражение под Аустерлицем.
Взгляд на религию как инструмент просвещения определял в значительной мере
отношение императора к лютеранству и католицизму. «Вот почему, — пишет биограф
Александра I, — лютеранские пастыри и католические ксендзы, как люди светски
образованные, пользовались в глазах Александра большими правами на уважение, чем
наше православное духовенство. Польские ксендзы и остзейские пастыри легко
добились тогда таких привилегий, о коих не смели и мечтать русские
священники»24.
Возродились планы обращения России б католицизм, казалось бы, прерванные
убийством Павла I. Одним из активнейших пропагандистов
--------------------------------------------------------------------------------
24 Чулков Г. Императоры. 2-е изд. М., 1993. С. 108.
--------------------------------------------------------------------------------
[250/251]
католицизма был Жозеф де Местр, считавший, что следует начать с обращения в
католичество дюжины аристократок. В этом направлении были достигнуты
значительные успехи: духовными дочерями иезуитов были М. Нарышкина
(Четвертинская), фаворитка императора, знатные дамы — Бутурлина, Голицина,
Толстая, Ростопчина, Шувалова, Гагарина, Куракина.
<<< ΛΛΛ >>>
Только финансовый характер Император собирает в петербурге в сентябре 1881 г Поражение игоря святославовича имело несчастные последствия для всей русской земли Как резко повернул политику николай i Русскую армию возглавил суворов
|
|