<<< ΛΛΛ >>>
[45/46]
на свете. Иларион восхваляет не только Владимира, но также его предков — деда
Игоря, отца Святослава, несмотря на то, что они были язычниками. «Слово» —
первый в русской литературе патриотический манифест, свидетельствующий о силе
державы Ярослава, достойного сына Владимира, содержащий зерно позднейших
взглядов на судьбу России.
Не менее интересна богословско-философская часть «Слова», посвященная «закону» и
«благодати». Иларион сравнивает Ветхий завет и Новый, утверждая превосходство
Нового, то есть христианства над иудейством. В эпоху иудейства отношения между
Богом и людьми определялись «законом», началом несвободным, принудительным,
употребляя современную терминологию — формальным. В эпоху христианства —
действует «благодать», означающая свободное общение человека с Богом. Для
Илариона благодать — синоним истины, закон — подобие истины, ее тень. Закон —
слуга и предтеча благодати, благодать — слуга будущему веку, жизни нетленной.
Сначала закон, потом благодать, сначала подобие истины, потом — истина.
Проблема «закона», связывающего человека формальными узами, и «благодати»,
позволяющей душе свободное парение, станет позднее одним из главных предметов
споров русских философов.
Актуальность «Слова» Илариона не ограничивается этим. Историки не перестают
искать ответа на вопрос: чем объясняется антииудейская направленность текста?
Только ли противопоставлением Ветхого завета Новому? Было ли «Слово»
предупреждением об опасности еврейского прозелитизма в Киевской Руси?
Исследователь древней русской литературы Н. Гудзий полагал в 1938 г., что
Иларион излагает обычное в церковно-исторических концепциях средневековья
представление о смене иудейства христианством как важнейшего момента мировой
истории. «Нет никаких оснований усматривать в первой части «Слова» Илариона
какие бы то ни было признаки полемики его с якобы существовавшей в древней Руси
еврейской пропагандой...»38. В 1989 г. Л. Гумилев утверждает, что в Киевской
Руси «проповедники иудаизма встретили мощное сопротивление развитого и
продуманного богословия... Его (Илариона) огненные строки сыграли для Древней
Руси ту же роль, какую для средневековой Франции одна фраза лотарингской
пастушки — La belle France»39.
Наконец, остается предметом живейшей дискуссии определение патриотизма, который
восхваляет Иларион: был ли он рус-
--------------------------------------------------------------------------------
38 Гудзий Н.К. Указ. соч. С. 88.
39 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 282, 284.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Поспешивший принять участие в кортеже екатерины Состав камарильи при дворе николая ii менялся Встреча с восточной римской империей сыграет необыкновенно важную роль в истории россии Поганый латинян
|