<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
[55/56]
тинской вере» утверждает, что последняя хуже еврейской; если придется дать
латиняну воду или пищу, необходимо потом помыть сосуды и очистить их молитвой.
Киевский митрополит Иоанн II осуждал (1080) князей-Рюриковичей, отдавших дочерей
в замужество западным принцам. Митрополит Никифор (1110—1121) горячо осуждал
Владимира Мономаха за сохранение связей с латинянами. Особое письмо он направил
князю Волынскому Ярославу (воевавшему с Мономахом), предупреждая его об
опасности соседства ляхов. В Киево-Печерском патерике, возникшем в первой
четверти XIII в., дьявол представлен в виде поляка.
Новгород и Псков, имевшие оживленные связи с немцами-католиками, также были в
серьезной опасности, о чем их настойчиво предупреждала церковь. Новгородский
архиепископ Нифонт (1129—1156) настаивал на необходимости — при переходе
католика в православие — рассматривать его, как неофита. Псковичане изгнали
своего князя Владимира за то, что он согласился на брак дочери с католиком.
Псковская летопись изобилует выражениями: «поганый немец», «поганый латинян»...
Религиозная литература этого времени — почти исключительно дело рук греческих
священников. Они вносят противопоставление православия и Запада, острое чувство
вражды к «латинянам» — врагам Византии. Константин Кавелин, либеральный историк
XIX в., имея в виду византийское влияние, говорит о первом (он перечисляет и
последующие) интеллектуальном рабстве49. Дмитрий Лихачев во второй половине XX
в. говорит о «трансплантации» — пересадке идей, знаний, представлений. Реальная
политика мало учитывала заклинания авторов духовной литературы: князья вступали
в брачные и военные союзы, не слишком заботясь о национальной или религиозной
принадлежности возможного сторонника.
Историки говорят о торжестве православия в годы правления Владимира Мономаха.
Имеется в виду создание развитой церковной иерархии, но также успехи в
христианизации населения, которое, приняв православие, еще долго не отказывалось
целиком от старых верований. Настолько, что некоторые исследователи говорят о
«двоеверии» жителей Киевской Руси. Церковный устав, подготовленный при Владимире
Красное Солнышко, был завершен его сыном Ярославом. Забота о душах была,
естественно, первым делом священнослужителей, которые принесли новую веру и
должны были бороться с пережитками старой. Одновременно на церковь было
возложено много земных забот. Получив пол-
--------------------------------------------------------------------------------
49 Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории// Вестник Европы. 1864.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
С иным состоянием заставляло отвергать реальность Власть московского государства реализуется быстрым продвижением на восток
Он получил пост председателя совета министров
|