<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
[225/226]
Современный историк, отыскивая «рациональное зерно» в деятельности сына
Екатерины, пишет, что Павел I «стремился к «консервативной утопии»; хотел
вернуться к формам и методам Петра I век спустя»13. Современник Павла, Николай
Карамзин, считал, что император «хотел быть Иоанном IV». Историк XIX в. называет
годы правления Павла I «царствованием ужаса». Идеолог и певец монархического
принципа, Карамзин упрекает Павла в том, что он нанес ущерб идее самодержавия:
«заставил ненавидеть злоупотребления оного». И сравнивает императора российского
с якобинцами, которые своими злоупотреблениями опорочили республиканский
принцип14.
«Злоупотребления» Павла I трудно сравнить с жестокостями Ивана IV. Капризы сына
Петра III задевали узкий круг придворной знати: гвардейских офицеров — на солдат
они распространялись гораздо реже. Дворянство переживало сыпавшиеся на него
молнии императорского гнева особенно тяжело, ибо успело привыкнуть к привилегиям
Екатерининской эпохи. То, что могла себе позволить императрица, вызывало острое
недовольство, если Павел хотел повторить то же самое. Екатерина готовилась
лишить своего сына престола в пользу внука и, если бы не смерть, не встретила бы
возражений. Павел вскоре после вступления на престол специальным актом установил
порядок наследования престола, который носил неизвестную в России форму: он
представлял собой договор с наследником престола и его супругой. Но поставив на
договоре резолюции: «Верно. Павел», император немедленно начал говорить о своих
планах возведения на престол юного принца Евгения Вюртембургского, племянника
царицы Марии Федоровны.
В числе самых неприемлемых действий Павла, вызывавших особое негодование в
дворянских кругах, было введение прусской формы и многих прусских обычаев, а
также благожелательные жесты по отношению к католической церкви.
После запрещения ордена папой иезуиты нашли пристанище в прусской Польше и в
России, куда их пригласила Екатерина. Павел считал себя, самодержца, выше
соборов и епископов и принял титул Главы церкви, дав себе сам во время коронации
причастие. При Екатерине завязались отношения с Мальтийским орденом. Павел идет
значительно дальше, он возлагает на себя корону и регалии великого магистра
Мальтийского ордена в 1798 г., не считаясь с тем, что рыцари Иоанна
Иерусалимского признавали главой церкви папу. Борьба с французской революцией
побуждает Павла,
--------------------------------------------------------------------------------
13 Эйдельман Н. Революция сверху в России. М., 1989. С. 77.
14 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политических и
гражданских отношениях. М., 1991. С. 45.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Обращение к истории новгорода неизбежно После согласия императора выполнить обещание История прежде всего письменные источники Мать всем екатерина Завершает структуру государственный совет
|