|
<<< ΛΛΛ >>>
32 Цит. по: Davis N. Boze Igrzysko. Historia Polski. Krakow, 1990. S. 85.
33 Ключевский В. Указ. соч. Т. 1. С. 195.
--------------------------------------------------------------------------------
[37/38]
вод греческого титула — автократор, который носил византийский император. В это,
примерно, время Пясты называются в латинских документах — Dih, что надо
переводить, как граф или герцог. Этот титул, даже в его польском переводе —
князь — содержал в себе намек на зависимость от сюзерена, занимавшего более
высокое положение в феодальной системе. Только в 1320 г. Владислав Локетек
получил согласие папы именовать себя королем Польши.
Византийское духовенство, приходящее в Киев, приносит в русское княжество
византийские политические понятия. Различие между ними и ганзейской моделью
особенно хорошо видно на содержании титула государь. Он употреблялся в
Новгороде, который именовал себя — Государь Новгород или Господин Великий
Новгород. Титул обозначал город. В Киеве государем именуют великого князя —
кагана — самодержца, который поставлен Богом не только для защиты страны от
внешней опасности, но и для установления и поддержания внутреннего порядка.
Главный вклад Византии в политическую концепцию Руси: представление о Государе —
помазаннике Божьем.
Русь принимает христианство в X в., когда Византия, вновь переживающая подъем,
вернувшая при Василии II многие, утраченные ранее владения, разгромившая
опасного врага — Болгарию, создает классические формы византийской
государственности. В основе государственного строя восточной империи лежала идея
единства общества, общины, по греческой терминологии. Интересы общины — выше
интересов отдельного человека. Патриарх Николай Мистик объяснял: «Вы хорошо
понимаете, что спасение общины принесет каждому спасение его частных интересов,
но если она гибнет, какая же останется защита для частного человека?.. Как же
еще помочь в общей беде, если только все не возьмутся за исправление бед в меру
своих сил?»34.
Все граждане империи — члены общины, следовательно — они все равны, ибо все
являются детьми отца-императора. Всеобщее равенство оборачивалось всеобщим
бесправием: всеми правами обладал только император, подданные были его детьми,
его рабами. Самодержавная власть императора имела своим источником волю божью —
помазание. Божественность василевса-автократора выражалась и в том, что все его
поступки, совершенные на пути к трону, очищались, прощались после коронования.
Божественность закреплялась, можно сказать, реализовывалась ритуалом
константинопольского двора. Ритм придворной
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
К пониманию русской революции Так рассказывает о начале русского государства повесть временных лет единственный русский Национальной вражды Император василий ii
|
|