|
<<< ΛΛΛ >>>
Марк Раев выводит основные идеи камералистики, науки о ведении дворцового
(«камерального») и вообще государственного хозяйства из новых представлений о
мире, рожденных в Западной Европе в XVI—XVII вв., в частности, в результате
открытий Галилея, Ньютона, Декарта. Разрушив «средневековую» концепцию
замкнутого и завершенного мира, мыслители приходят к выводу о безграничности
мира, а следовательно, бесконечности потенциала его природных ресурсов. Они
утверждают возможность изучить, понять и организовать Вселенную. Необходимы для
этого разум и воля. Сочетание этих двух сил позволяет человеку думать, что
будущее — это продолжение настоящего и что движение к нему может быть
рассчитано, исходя из знания нерушимых законов, открытых рациональной наукой.
Имеются возможности роста знаний и производства, улучшения материального
положения. Иначе говоря — возможность прогресса.
Политическим выводом из этих философских посылок была концепция необходимости
перевоспитания населения и перестройки общества таким образом, чтобы оно
работало на будущее, на отдаленные результаты, на прогресс. Перед правительством
ставятся две задачи: первая — организация деятельности общества, рассчитанная
надолго вперед, что, в частности, требовало ломки «крестьянской» психологии
поведения: «только день прожить». Вторая — уничтожение предрассудков и суеверий,
которые препятствуют рациональному объяснению Вселенной. «Правительство и
--------------------------------------------------------------------------------
70 Раев М. Указ. соч. С. 36—37.
--------------------------------------------------------------------------------
[60/61]
политическая верхушка, — пишет Марк Раев, — должны были сыграть решающую роль в
перевоспитании и переустройстве общества»71. Усиливается централизация власти.
Монарх, олицетворяющий государство, становится проводником сознательной,
последовательной политики, цель которой максимально увеличить потенциал страны —
ее богатство, мощь, материальное благополучие. Поскольку, в принципе, эта задача
неограниченная, однажды начатое движение становится окончательно присушим
системе и перерастает в самодовлеющую цель.
Государственная власть становится империалистической в двух смыслах этого слова:
она захватывает в свои руки все области общественной жизни и новые территории
(государства) для развертывания своей деятельности. Марк Раев, изложив концепцию
регулярного государства, заключает: «Вот в чем состоял предмет экспорта, который
использовал Петр для замены гибнущей московской культуры динамичной системой по
образцу, принесенному Западной и Центральной Европой»72.
<<< ΛΛΛ >>>
Франков чрезвычайно сомнительными были права екатерины на престол
|
|