|
<<< ΛΛΛ >>>
иной тип государства. Реальная программа Екатерины была прямым продолжением
политики ее предшественников: неограниченное самодержавие, опирающееся на
привилегированное дворянство, владеющее землей и крестьянами.
Вкладом Екатерины в традиционную политику были перья, которыми она украсила два
важнейших принципа ее государственной политики: самодержавие и крепостное право,
питавшее дворянство — опору государства.
Множество общих теорий объясняли характер русской истории, ее специфичность: от
замысла Божьего сделать Москву Третьим Римом, до железной поступи исторического
процесса, выведшего на авансцену пролетариат, а затем — русский пролетариат. В
начале 90-х годов XX в., делая выводы из развала Советского Союза, очередного
русского Смутного времени, социолог Александр Ахиезер предложил очередную теорию
— раскола. Имеется в виду не церковный раскол XVII в., а значительно более
важный, цивилизационный феномен. Отмечая характерное для истории России движение
между традиционной и либеральной цивилизациями, которое выражается, в частности,
в спорах о месте России на карте, Александр Ахиезер приходит к выводу, что
Россия застряла между двумя основными цивилизациями. Граница между цивилизациями
проходит через живое тело народа, создавая в нем состояние раскола21.
Не давая ответа на все вопросы, связанные со спецификой России, концепция
раскола позволяет увидеть законодательную программу и практическую деятельность
Екатерины в новом ракурсе. Раскол, как определяет его Александр Ахиезер, это,
прежде всего, разрыв коммуникаций внутри общества, разрыв между обществом и
государством, между духовной и властвующей элитой, между народом и властью,
народом и интеллигенцией, внутри народа.
Во второй половине XVIII в. лишь рождалось общество, в конце века появятся
предтечи русской интеллигенции, но разрыв коммуникации между властью и
подвластными, внутри правящей элиты и внутри народа приобретает в эпоху
Екатерины II демонстративный характер. Реформы Никона раскололи православную
церковь, реформы Петра I раскололи культуру России, народ остался со своей,
дворянство приняло западную. Екатерининский Наказ пытался перебросить мостик
через главный раскол: между крепостным большинством и свободным меньшинством.
Манифест Петра III обнаружил существование рабства, которое было до сих пор
замаскировано равенством во всеобщем отсутствии свободы. Екатерина,
--------------------------------------------------------------------------------
21 Ахиезер А. Специфика исторического пути России. Россия [Russia, Venezia].
1993. № 8. С. 10.
--------------------------------------------------------------------------------
[174/175]
не имея в виду освобождения крестьян, пыталась смягчить систему путем
нормализации отношений между крепостными и помещиками. Екатерина II, так хорошо
объяснявшая свои мечты и планы реформ иностранным корреспондентам, не могла
найти «линий коммуникаций» не только с крестьянами (чего она и не хотела), но и
с дворянами (что она пыталась сделать).
<<< ΛΛΛ >>>
Граф толстой будто бы сказал царю Новый титул петра великого регистрировал происшедшие изменения Древнерусская литература Выход к границе герцогства был ознаменован публикацией манифеста о победе изгнании наполеона из россии Тайные общества составлялись
|
|