|
<<< ΛΛΛ >>>
Преобразования Петра, как бы их не называть — реформой или революцией — вызывали
сопротивление большинства общества, рождали оппозицию. Восстания в Астрахани, на
Дону, в других районах страны убедительно свидетельствовали о недовольстве. Оно
было связано не только с тяжестью жизни, но и с ощущением угрозы вере, которая
определяла уклад жизни, поведение. Преобразования Петра, которые будут названы
его сторонниками «победой разума», воспринимались большинством жителей страны,
как потеря души. Подушная подать — всеобщий налог, введенный царем, превращал
душу в налоговую единицу.
Оппозиция Петру складывалась из трех частей. Прежде всего — социальная.
Подавление восстаний нанесло ей тяжелый удар, но не изменило отношения
подавляющего большинства населения к царю и его нововведениям. Второй оплот
оппозиции — духовенство, раскольничье в особенности, но так же часть официальной
церкви. Раскол по своему происхождению, по внутренней логике своего развития был
явлением чисто религиозным, не имевшим характера социального. По происхождению и
по логике своего развития он приобретает характер националистической реакции,
становится источником русского национализма. Учителя «старого обряда» не звали к
порыву — спасению души путем личного усилия, они пугали страшной опасностью
погубить душу по чужой, иноземной, вине. Все враждебное вере становилось
враждебным нации, антинациональность служила главным доказательством
антирелигиозности нововведений. «Раскол, — писал Павел Милюков, — был борьбой за
формы национальной религии, потревоженные греческой и киевской грамматикой»81.
Третий элемент оппозиции — остатки титулованной аристократии, «родословные
люди». Идейным центром, вокруг которого объединялись все элементы оппозиции, был
царевич Алексей.
Сын нелюбимой жены Евдокии, воспитанный без матери, Алексей ни в чем не походил
на Петра. «Предприимчивость, физическая сила и энергия Петра были противоположны
некоторой мягкости, вялости, телесной слабости царевича»82. Отца интересовали
прикладные науки, техника, ручной труд, сын предпочитал богословие, церковную
историю. Ален Безансон отлично резюмирует причину конфликта: «Петр требовал от
сына того же, чего он требовал от России: чтобы она идентифицировалась с ним, с
его
--------------------------------------------------------------------------------
80 Вейдле В. Указ. соч. С. 34.
81 Милюков П. Очерки по истории русской культуры. Ч. 3. С. 168.
82 Брикнер А.Г. Указ. соч. С. 334.
--------------------------------------------------------------------------------
<<< ΛΛΛ >>>
Современный русский историк пишет Повесть описывает
Высланных решением мира
|
|