<<< ΛΛΛ >>>
--------------------------------------------------------------------------------
1 Voltaire. Histoire de l'Empire de Russie sous Pierre le Grand. Paris, 1819.
--------------------------------------------------------------------------------
[4/5]
только немец мог позволить себе то, что делал царь. Немец или антихрист.
Особенно широко легенда о царе-антихристе ходила среди старообрядцев.
Значение Петра в истории России определяется с одной стороны его деятельностью,
а с другой — неизменной актуальностью ответов, которые великий царь нашел на два
важнейших вопроса: как управлять Россией и куда ее вести. Основной идейный спор,
который начался в России в начале XIX в. и продолжается в конце XX в.,
сохраняющий и сегодня первоначальное название спора между «славянофилами» и
«западниками», идет вокруг оценки деятельности Петра I и его наследства.
Водораздел между представителями двух важнейших русских идейных течений не
всегда ясен, нередко обозначение имеет условный характер. Отношение к Петру
проясняет суть спора. Один из идеологов славянофильства К. Аксаков (1817—1860)
упрекал Петра в двух грехах: он нарушил гармонию, которая всегда существовала
между русским народом и властью; его реформы носили антинациональный характер.
Славянофилы резко противопоставляли «национальный» московский период русской
истории и «антинациональный» петербургский.
За несколько десятилетий до рождения «славянофильства» Николай Карамзин
резюмирует главные пороки петровской деятельности, не отрицая того, что «сильною
рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!»2. Написанная
в 1811 г. по просьбе младшей сестры Александра I великой княгини Екатерины
Павловны, одной из самых блестящих и образованных женщин своего времени,
«Записка о древней и новой России» полностью была впервые опубликована в Берлине
в 1861 г. Первая попытка опубликовать «Записку» в России, сделанная в 1870 г.,
закончилась неудачно: цензура потребовала вырезать текст Карамзина из готового
номера «Русского архива» и уничтожить. Только в 1900 г. «Записка» публикуется на
родине историка. Эта библиографическая справка необходима для того, чтобы
продемонстрировать точность оценок Николая Карамзина: они воспроизводились потом
— в менее блестящем виде — многими противниками реформ Петра.
Автор «Записки о древней и новой России» начинает с констатации: «Деды наши, в
царствование Михаила и сына, присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев,
все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший
гражданин в мире, а Святая Русь — первое государство. Пусть назовут то
заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству
<<< ΛΛΛ >>>
Вскоре началась война с персией
За границу влекло его любопытство Сделанных екатериной из духа законов с оригинальным текстом Министр финансов смог получить значительные кредиты за границей
|