Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мы окончим наше описание действий конницы Форреста рассказом о преследовании и пленении им полковника Стрейта с его отрядом в мае 1863 г. в Алабаме.

Когда Форрест получил известие, что Стрейт намерен произвести поиск в глубь конфедерации, то принял самые серьезные меры, чтобы задержать его. Они встретились у Дэ-Гап; после короткого боя федералисты отошли на крепкую позицию на горе Сэнд. Форрест немедленно атаковал их, но безуспешно, и должен [411] был отвести людей назад, чтобы устроить их и затем атаковать вторично. Стрейт воспользовался этим временем и начал отступление, преследуемый Форрестом; он попробовал остановиться у Лонк-Крика, но после горячего боя был опрокинут и вынужден продолжать отступление. С наступлением ночи, отойдя на 10 миль, Стрейт опять остановился, но неутомимый Форрест атаковал его уже в полной темноте и опять опрокинул.

Через 6 миль произошел опять ночной бой, и опять северяне были разбиты. Затем Форрест сделал привал на 2 часа, чтобы накормить людей и лошадей, не евших ничего уже 24 часа, дать подтянуться отсталым и вообще привести отряд в порядок. С рассветом преследование было возобновлено при восторженных криках людей, и северяне настигнуты в 11 часов утра у Блоунтсвилля и выбиты оттуда, причем оставили в городе снаряжение и продовольствие. Стрейт отошел на 10 миль дальше к Блэк-Уариору Крику, где опять загорелось дело, по окончании которого, с наступлением ночи, Форрест сделал привал на 3-4 часа. В полночь он выступил опять и, пройдя 15 миль, нагнал неприятеля у Уильс-Крика, откуда вытеснил его, захватив пленных, лошадей и фураж. Тут пришлось опять сделать привал на несколько часов, чтобы покормить лошадей. Но столь быстрое движение не могло не отозваться на отряде Форреста: много лошадей отказалось идти дальше, оказалось значительное число отсталых; у него оставалось всего 600 человек, да и те были крайне утомлены трехсуточным движением и боем, так что засыпали, сидя верхом. Воспламенив их мужество краткой речью, Форрест, однако, продолжал движение; неприятель был скоро настигнут, и опять начался бой, тянувшийся 10 миль до Бязи-Крика. Федералисты перешли через эту речку по мосту, который под прикрытием своей артиллерии сожгли за собой. В это время к Форресту прибыла молодая дама, сочувствовавшая южанам, хорошо знавшая окрестности и понявшая необходимость быстрой переправы. Она предложила указать недалеко от моста старый, малоизвестный брод и, сев на лошадь позади Форреста, поскакала с ним к месту брода, указала его под огнем неприятельских стрелков; спустя немного времени южане продолжали преследование. В Гадсдене Форрест выбрал 300 доброконных всадников и в 5 часов дня 2 мая, сделав 9-10 миль, настиг северян у Тюркейтоуна. Здесь Стрейт устроил засаду, но южане пронеслись мимо нее, стреляя в обе стороны из винтовок и револьверов, ударили на неприятеля по ту сторону засады и опрокинули [412] его. Между тем стало совершенно темно, и Форрест остановился на всю ночь, чтобы дать хорошенько отдохнуть лошадям. С рассветом 3 мая южане в числе 500 человек выступили далее и в 9 часов утра настигли северян. Между тем Форрест решил попробовать окончить дело хитростью и послал неприятелю предложение сдаться. Вместе с тем, желая скрыть свою малочисленность, он разделил свой отряд на части и приказал им показываться в различных пунктах, чтобы вселить в федералистов убеждение, что они окружены превосходными силами.

Обманутые таким образом северяне согласились положить оружие, и Форрест, чтобы не открывать своей слабости, заявляет им, что ввиду трудности доставления фуража он назначает для конвоирования пленных только два полка, остальные же части ставит по квартирам в близлежащих городах. Сообразно с этим он в присутствии Стрейта дает несуществующим полкам приказание следовать в тот или другой пункт. Таким образом, 1700 человек сложили оружие перед 500.

Мы привели этот эпизод в полной подробности потому, что трудно найти другой пример такого безостановочного и энергичного преследования. В течение 3 дней люди Форреста делали по 41 (более 10 немецких) миле в день и притом ежедневно имели несколько боев днем и ночью; в последние же 48 часов они сделали 90 (около 22 немецких) миль. Правда, что ко времени заключения капитуляции люди были так утомлены, что с трудом держали глаза открытыми.

Представленных описаний более выдающихся предприятий Моргана, Стюарта и Форреста совершенно достаточно, чтобы дать ясное понятие об образе действий конницы, впервые появившейся в американской войне. Моргану и Форресту, не получившим никакого военного образования, принадлежит заслуга изобретения нового тактического и стратегического употребления конницы и чрезвычайно удачного применения нового огнестрельного оружия к потребности конницы.

Самая мысль о быстром передвижении верхом людей на важные пункты, где они затем сражаются пешком, и употребление метательного оружия с коня совсем не новы. Александр Македонский так употреблял своих димахов, парфяне — своих стрелков; римляне часто спешивались; рыцари пользовались петронелями, жандармы — аркебузами и пистолетами; наконец, драгуны неоднократно применялись так, но не всегда с успехом. Ниже мы рассмотрим [413] причины этого факта и увидим, существуют ли они и в настоящее время. В американской войне конница оказала большие услуги и именно — в качестве конных стрелков. Южане первые применили этот способ действий и действовали с успехом, пока его не переняли у них северяне и вскоре побили их собственным оружием благодаря своему превосходству в силах и богатстве.

Обратимся теперь к обзору действий конницы северян и изложим их действия в том же духе в последние годы войны.

Весной 1863 г. стало заметно, что североамериканское правительство поняло значение нового рода всадников и ту пользу, которую можно извлечь из многочисленной, способной к дальним поискам конницы. В предыдущую зиму были приложены усилия для сформирования отрядов конных стрелков, которые были отлично вооружены, снаряжены и подготовлены к предстоящей им деятельности.

Первый большой рейд со стороны северян был произведен в 1863 г. генералом Грирсоном. Он выступил 17 апреля из Ла-Гранжа (в Теннесси, восточнее Мемфиса) с бригадой в 2000 с лишком коней и прошел через середину штата Миссисипи, уничтожая запасы, портя железнодорожные и телеграфные линии, предавая огню мосты, магазины и т.п. Он прошел через Риплей, Нью-Олбани, Понтоток, Филадельфию, Декатур и 24 апреля прибыл в Ньютон на железной дороге Виксбург — Меридиан. По разрушении здесь нескольких вагонов, машин и мостов он продолжал движение через Гэрландвилль на Джорстаун, где была совершена переправа через реку Перль, и отсюда до Хазельхурста на железной дороге Нью-Орлеан — Джексон — Мемфис, которая была также разрушена; затем рейд продолжался вдоль полотна на Бруксхавен, где были сожжены железнодорожные депо и находившиеся там вагоны, а отсюда на Магнолию и Батон-Руж (по Миссисипи), куда отряд прибыл 2 мая, сделав более 300 миль в неприятельской стране, значительно попортив сообщения противника и не понеся почти никакой потери. Нужно, впрочем, добавить, что Грирсону очень помогли произведенные в то же время Доджем и Страйтом поиски, которые привлекли на себя конницу Форреста и не дали ей возможности помешать Грирсону.

Несколько дней спустя генерал Стонеман предпринял экспедицию в тыл армии Ли одновременно с предполагавшимся нападением генерала Хукера на тыл левого фланга южан. Раньше всего выступил Авериль, который должен был оттянуть неприятельскую [414] конницу к ее левому флангу и тем открыть дорогу Стонеману. Авериль имел 1 мая горячее дело с бригадой У .Г.Ф. Ли у станции Рапидан, и в тот же день Стонеман двинулся с 10 000 всадников через Ракун на Луизия-Корт-Хауз, куда и прибыл рано утром 2 мая в то время, пока Авериль отступал обратно за правый фланг Хукера. Освободившийся, таким образом, У. Ли с 900 человек имел в тот же день дело с частью отряда Стонемана между Гордожвиллем и Луизия-Корт-Хауз и, подавленный превосходством, вынужден был отойти. Вечером 2 мая Стонеман прибыл в Томпсон-Кросс-Род в тылу армии южан, как раз между ее расположением и базой. Здесь он решил разделить отряд на части и пустить его по разным направлениям. Один полк, под командой Уиндгэма, был послан на юг в Колумбию на реке Джемс, уничтожил там все казенное имущество, завладел некоторым числом лошадей и мулов и в ту же ночь вернулся к Стонеману. У. Ли все время следовал за ним, но по причине большой несоразмерности в силах не мог предпринять ничего серьезного.

Другой отряд, под командой полковника Кильпатрика, двинулся в восточном направлении на станцию Кунгари Фредериксбургской железной дороги, куда и прибыл 4 мая утром; здесь было уничтожено депо и разрушена железная дорога между Ричмондом и армией южан. Затем отряд двинулся к Мидсу-Бридж на центральной железной дороге, которая также была разрушена. Оттуда Кильпатрик переправился через Памункей у Ганновертауна через Матапони прошел по Эссексу и граничащим с ним графствам и 7-го благополучно прибыл в Глочестер-Пойнт, уничтожив еще несколько вагонов и складов.

Третий отряд полковника Дэвиса спустился по Южной Анне, разрушил Фредериксбургскую железную дорогу у Ашландса и перехватил шедший из Чакселлорсвилла лазаретный поезд, причем было взято несколько пленных. По разрушении нескольких машин движение было продолжено к центральной железной дороге, которая также была разрушена, а затем на Ричмонд и по направлению к Вилльамсбургу. Здесь Дэвис столкнулся с высланным против него отрядом и вынужден был после неудачного нападения уйти влево. Он переправился затем через Памункей и Матапони и прибыл благополучно в Глочестер-Пойнт.

Прочие высланные небольшие отряды, сделав назначенные им рейды и разрушив на пути мосты и все, что им попадалось, 5 мая соединились также у Томпсон-Кросс-Род со Стонеманом, который [415] по сборе их всех, кроме отрядов Кильпатрика и Дэвиса, отошел обратно через Ракон-Форд и Келлис-Форд и 8 мая соединился с Хукером.

Несмотря на кажущуюся его удачу, рейд этот не может считаться особенно успешным. Повреждения на железных дорогах были очень незначительны и легко исправлены; экспедиция захватила большую полосу земли почти без помехи, а между тем пленных почти не было захвачено; нравственного впечатления не было произведено никакого. Во время производства рейда разыгралась трехдневная битва при Ченлорсвилле, в которой южане одержали блестящую победу и тем вышли из очень затруднительного положения. План главнокомандующего их был очень смел и рискован и в значительной степени обязан своей удачей отсутствию конницы на правом фланге северян. Дело было решено обходом правого фланга Хукера, сделанным корпусом Джексона. При этом и без того слабейшая числом армия южан должна была разделиться на две части; очевидно, что движение, чтобы удалось, должно было быть произведено чрезвычайно скрытно и быстро, а это было возможно только при отсутствии кавалерии северян. Если бы Стонеман вместо производства почти бесцельного рейда находился на правом фланге Хукера, то, несомненно, войска Джексона при их движении по труднодоступной местности были бы окружены и уничтожены. На деле же они совершили свое обходное движение совершенно скрытно и с полным успехом. Таким образом, рейд Стонемана может служить примером неудачного и несвоевременного применения очень хорошей мысли. Если бы Стонеман, выйдя в тыл Ли, повернул на север и смело двинулся против его расположения, то, по крайней мере, произвел бы весьма полезную диверсию и, быть может, появился бы на поле сражения в самую решительную минуту, когда атака его 10 000 всадников с тылу могла бы иметь последствием полное поражение южан.

Перейдем теперь к описанию большого рейда, произведенного через всю Алабаму в 1865 г. федеральной конницей под командой Вильсона, и остановимся на некоторых его подробностях, так как он имел весьма важное влияние на исход кампании на юго-западе.

В первой половине 1865 г. вся конница федеральной армии, действовавшей на Миссисипском театре войны, в числе 22 000 человек была расположена на северном берегу Теннесси между Ватерлоо и Гревелли-Стринг. Начальником ее был генерал Вильсон, [416] пользовавшийся репутацией хорошего кавалериста. Он в течение многих недель с большой энергией занимался обучением, организацией, снаряжением и дисциплинировкой своих частей. При неиссякаемых источниках, находившихся в распоряжении правительства Соединенных Штатов, ему удалось отлично снарядить и вооружить своих всадников. Кавалеристов тщательно обучали и старались достигнуть наибольшей выносливости и подвижности. Строились они в две шеренги. Недостаток был только в лошадях, так что из всего числа людей было только 17 000 конных.

Против Вильсона действовал Форрест — противник, которого нельзя было не опасаться, но положение его было очень неблагоприятное, так как ему приходилось рассылать своих людей во все стороны, чтобы добыть себе фураж, одежду, лошадей и рекрутов, в то время как Вильсон спокойно обучал и снаряжал своих людей.

18 марта Вильсон начал свою экспедицию в Алабаму. Это не должен был быть простой поиск. За 4 года войны войска южан сильно ослабли; северяне же, напротив того, довели свою конницу до небывалых размеров, так что в данном случае дело шло просто о нашествии целой армии, составленной исключительно из конницы.

Сила федералистов простиралась до 12 000 коней с соответствующей артиллерией и 1500 пеших людей для охраны обоза и пополнения конных рядов по мере приобретения лошадей. Не было забыто ничего, что могло дать отряду большую подвижность: каждый солдат имел с собой 5-дневный провиант, 24 фунта зерна, 100 патронов и 2 запасные подковы. На вьючных лошадях было взято хлеба на 5 дней, чаю, кофе, сахара и соли на 10 дней; на повозках везлось: кофе — на 45, сахара — на 20, соли — на 15 дней и по 8 патронов на винтовку. При этом в провиантском обозе было всего 250 повозок. Полагали, что если принять в соображение запасы, которые можно было найти на месте, то отряд был обеспечен продовольствием на 60 дней. Кроме того, при нем состоял понтонный парк из 30 лодок, которые со всеми принадлежностями перевозились на 50 повозках.

Форрест имел всего 6400 человек, разбросанных на огромном пространстве; продовольствие их было затруднительно. Кроме того, Вильсон так скоро шел, что Форрест не был в состоянии сосредоточить свои войска, и Вильсон без труда их оттеснил.

25 марта Вильсон вышел в южном направлении из Чикасоу. Чтобы ввести неприятеля в заблуждение и вместе с тем легче продовольствовать [417] свои войска, он двинулся по нескольким дорогам: дивизия Антона через Руссельвиль и Моунт-Хоп на Джаспер; дивизия Лонга — через станцию Чероки. Франкфурт и Торнгилль также на Джаспер; дивизия Маккука — через Эльдридж туда же. Из Джаспера весь отряд пошел вместе через Елейтон на Монтевалло. Здесь произошли первые стычки с конницей южан под командой Родди и Кросланда; слабые ее части были скоро оттеснены на Сикс-Майл-Крик, где попытались остановиться, но были отброшены еще дальше на Рендольф. На следующее утро шнырявшие по всей окрестности разъезды северян поймали неприятельского ординарца, и из бывших у него депеш Вильсон узнал о распределении конницы Форреста и о слабости встреченных ими накануне неприятельских конных частей. Тогда он решил насесть на них как можно решительнее и вогнать их в укрепления, окружавшие город Сельму — цель операции всей кампании. При Эбенецер-Черч, 6 миль севернее Плентерсвиля, произошло горячее дело. Форрест мог противопоставить 9000 северян только 1500 человек и 6 орудий. Дело было начато шедшей в голове дивизией Лонга, который спешил 72-й индианский полк конной пехоты и, оттеснив передовые посты южан, послал против них в атаку на конях с саблями в руках часть 17-го индианского полка конной пехоты. Атака эта опрокинула стрелков южан и прорвала их главные силы, после чего, понеся некоторые потери, 17-й полк, обойдя кругом левого фланга противника, вернулся назад. Южане, однако, скоро оправились и продолжали бой с ожесточением. Как раз в это время подошла дивизия Антона, следовавшая несколько восточнее Лонга; услышав выстрелы, она повернула направо и рысью поспешила к месту боя, прибыв на который, всадники спешились и атаковали правый фланг неприятеля. Это движение решило дело и вынудило южан, понесших значительные потери, к отступлению. Бой произошел 1 апреля. Вильсон провел следующую за сим ночь на биваке у Плентерсвилля, в 90 милях от Сельмы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уже в самом древнем периоде русской истории встречается слово дружина конницы человек
Соединенной с быстротой движения конницы
Именно о действиях на сообщения противника
Всадникам ежегодно выплачивалась известная сумма на со держание коней
Коннице предстояло еще одолеть алебардщиков

сайт копирайтеров Евгений