Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Человек по природе своей двойственен, утверждают масоны. Его в одинаковой степени влекут к себе и духовная, и материальная стороны бытия с его соблазнами и грехом. Было время, когда весь человек принадлежал свету и владея высшим знанием, обладал неслыханным могуществом. Грехопадение Адама лишило его этого состояния. Задача, следовательно, в том, чтобы, очистив себя от греха и отрешившись от мирских соблазнов, прислушаться к внутреннему голосу совести.

Торжествующая совесть и деятельная нравственная жизнь - вот истинный путь вольного каменщика к божественному свету. Можно сказать, что в философском плане масонство есть не что иное, как идеализм - неистовая проповедь превосходства духовного, вечного над земным, временным, материальным.

Непосредственная же задача масонского сообщества - троякого плана. Первая - сохранение и передача потомству так называемого тайного знания. Вторая - нравственное очищение, прежде всего братьев по ордену, конечно, а в принципе и всего человечества. Третья же и конечная цель братства - достижение человечеством «Златого века Астреи», века мира, счастья и процветания на земле. Масонство давало братьям известную систему, определенное миросозерцание, и призывало их к усиленной работе над собственной личностью. В этом, собственно, и заключался главный секрет его успеха.

Говоря о масонстве, не следует упускать из вида еще одну важную особенность этого ордена - определившуюся еще в XVIII веке ярко выраженную масонскую солидарность братьев. Проповедуя общие цели, масоны всегда стремились действовать солидарно друг с другом. Помимо мероприятий официального характера (съезды, конференции), немалую роль в поддержании братского духа в своей среде придают они личным контактам между братьями. Этому, в частности, много способствуют особые пароли и знаки, при помощи которых масоны всегда могут узнать друг друга и попросить о содействии или помощи. Это и масонское приветствие от брата к брату (салют), которое основано на треугольнике: правая рука поднимается к левому плечу и опускается, слегка коснувшись правого плеча.

На этом же принципе треугольника основан и масонский знак молчания - быстрое движение правой рукой к левой стороне подбородка. Требование взаимной поддержки и взаимопомощи - одно из основных в масонской этике. Любопытно, что в отличие от «профанов», здороваться у масонов принято только левой рукой, так как согласно древнееврейской Каббале правая рука означает необходимость и зло, а левая - добро и свободу.

Считая себя братьями, масоны всех стран обращаются друг к другу только на «ты», независимо от своего должностного и социального положения. Яркий пример братской масонской солидарности и взаимопомощи приводит в своих воспоминаниях известный декабрист Г.С.Батеньков. «В одном из сражений в 1814 году, - пишет он, - в холодном и сыром январе месяце во Франции я, потерпевший многие раны и оставленный с трупами на поле сражения, был неприятельскими солдатами раздет до рубашки. Вслед за ними явились два офицера французской гвардии и обратили на меня внимание. Приникнув к моему лицу, удостоверились, что я жив, тотчас покрыли плащом убитого солдата и на своих руках донесли до шоссе через расстояние не менее полуверсты. Там сдали на фуры, собиравшие раненых, и строго приказали отвезти в госпиталь ближнего города и передать особому попечению медика. Впоследствии я узнал, что обязан спасением положению своей руки, которой закрывал одну из главных ран, случайно в виде масонского знака» [292].

Показателен еще один случай, произошедший с другим русским офицером-масоном П.П.Ланским под Кульмом. Догоняя свой эскадрон, он случайно наткнулся на раненого француза, которого солдаты хотели было пристрелить. Собрав все свои силы, увидев русского офицера, бедняга в порыве отчаяния высоко вскинул обе руки над головой, скрестив пальцы ладонями наружу. Это был масонский крик о помощи. И он был услышан П.П.Ланским, который не только остановил солдат в их намерении, но и оказал раненому брату первую помощь.

Случаев таких в масонских воспоминаниях можно найти немало. Настораживает, правда, что направлена масонская солидарность, в первую очередь, на своих же братьев. На «профанов» она, как правило, не распространяется, что всегда вызывало у последних, надо сказать, смешанные чувства. В воспоминаниях П.Н.Милюкова о его летней поездке 1893 года во Францию есть любопытный эпизод. «Рано утром, - вспоминал он, - я спустился в ресторан отеля. В зале сидели поодаль и пили кофе два-три ранних посетителя. Я встретил тут и вчерашнего спутника по омнибусу и с ним разговорился. Не помню почему разговор зашел о масонах. Он оказался сам масоном и заговорил о их всемогуществе во Франции. Чтобы доказать справедливость своих утверждений, он заметил: если бы мне сейчас здесь грозила опасность, мне было бы достаточно взять вот эту пепельницу и сделать условный жест. Я уверен, что кто-нибудь из присутствующих бросился бы мне на помощь. Проверить его слова не было повода, но они произвели на меня очень сильное впечатление: мне неоднократно впоследствии предлагали вступить в масонскую ложу. Я думаю, что это впечатление было одним из мотивов моего упорного отказа. Такая сила коллектива мне казалась несовместимой с сохранением индивидуальной свободы» [293].

Организационная структура ордена определилась к середине XVIII века и предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена [294]. Едва ли случайно, что масоны всегда берегли ее за тремя замками и за тремя ключами. В сущности говоря, символика и обрядность - это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим.

Следует еще раз подчеркнуть, что основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное - только последующая надстройка над ними, когда еще в 1730-е - 1740-е годы простое трехстепенное иоанновское масонство стало дополняться так называемыми рыцарскими степенями, а возведение в них - сопровождаться пышными и торжественными обрядами.

Сами масонские степени разделяются на символические (ученик, подмастерье, мастер), средние или капитулярные, и высшие или философские. Из капитулярных степеней наиболее важная 18-я, розенкрейцерская. Из философских - степень «кадош», святой - 30-я. Три последних степени считаются административными; им и принадлежит реальная власть в ордене. Три первых степени составляют так называемое «голубое» (синее) масонство. Степени с 4-й по 18-ю образуют «красное» масонство. «Черное» или философское масонство составляют степени с 19-й по 29-ю. Наконец, так называемые административные степени (30-я - 33-я) образуют так называемое «белое» масонство. В степени с 4-й по 18-ю масоны возводятся капитулом, в степень с 19-й по 30-ю - ареопагом. Ритуальные ученые советы по возведению в степень с 31-й по 33-ю называются соответственно верховный суд, верховная консистория и верховный совет [295].

Наиболее распространенной среди масонских систем (и положение это сохраняется вплоть до наших дней) является так называемое шотландское масонство или, как его еще называют, старый принятый шотландский обряд. Число степеней в нем, как уже отмечалось, равняется 33-м.

Основной ячейкой масонского братства является ложа. Масонская ложа - это целый мир, символическое изображение которого в виде прямоугольника соответствует обозначению вселенной у Птолемея. В то же время это и помещение, в котором собираются братья для своих работ.

Во главе ложи стоит управляющий, или мастер стула (венерабль, председатель).

Остальные должности следующие: 1-й и 2-й надзиратели, секретарь (хранитель печати), ритор, обрядоначальник, казначей, привратник и прочие. Глава целого союза лож называется великим мастером. При наличии многих лож они объединяются в великую ложу, которая, в свою очередь, выделяет для управления ими более узкий по составу Капитул или Директорию. Само устройство великих лож может быть либо иерархическим (шотландское масонство), либо представительным, выборным (масонство иоанновское).

Открывается ложа ударом молотка почтенного мастера, побуждающего братьев «к порядку». Взявшись особым образом за руки, они образуют священную масонскую цепь, символ единения братьев всех стран. После этого надзиратель ложи направляется к алтарю и приветствует мастера. Затем он открывает Библию и возлагает на нее угольник и циркуль, символы прямизны и меры. Как правило, Библия открывается на Евангелии от Иоанна, содержащем признанный шедевр эзотеризма - пролог. Населенный пункт, где находится ложа, называется обычно «Востоком». «Востоком» именуется, как правило, и высшее масонское правление.

Учредительная грамота на открытие работ носит название Конституции.

Начинается процесс восхождения братьев по масонской иерархической лестнице со степени ученика. Именно здесь «познает ученик побуждение к исполнению обязанностей, которые каждый истинный масон должен хранить свято в ложе, так и вне оной. Здесь доставляется ему случай размышления о масонстве и той нравственной цели, которую имеет эта степень» [296].

На это же нацелен, в первую очередь, и тщательно разработанный ритуал масонского посвящения в эту степень. Профан ищущий степени ученика, прежде чем попасть собственно в ложу, проводил некоторое время в так называемой комнате размышлений, чтобы иметь возможность задуматься о бренности и скоротечности человеческой жизни. После того, как с «ищущего» наконец то снимали повязку для глаз и оставляли одного, изумленному взору его представала странноватая картина.

В одном углу стол с черепом, из глазных впадин которого выбивается свет.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Состоит суть современного масонства
Поповым сборник русского историческогообщества



сайт копирайтеров Евгений