Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«Труден путь добродетели», - такими словами обычно начинал ритор свое наставление во время торжественного шествия в ложу ищущего посвящения.

«Необычное зрелище являло это шествие, - писала Т.Соколовская, - вели разутого, полураздетого человека с завязанными глазами, неуверенно ступавшего, невзирая на дружески направлявшую руку руководителя, одетого вычурно, украшенного различными знаками и лентами, в круглой шляпе и с накинутой на плечи епанчею; длинный сверкающий меч держал руководитель в протянутой свободной руке и острием его слегка касался обнаженной груди посвящаемого. Тремя ударами в дверь ритор просит доступа в ложу. Приоткрыв дверь, брат «стерегущий» спрашивает:

- Кто нарушает покой наш?

- Свободный муж, который желает быть посвященным в орден свободных каменщиков, - следует ответ» [297].

После того, как ищущий оказывался в центральном помещении ложи, его тут же подводили к масонскому ковру, задавали вопросы и наставляли о трудности избранного им пути. Далее ищущий должен был преклонить колена перед жертвенником и, положа правую руку на открытое на первой главе Евангелие от Иоанна дать клятву соблюдать все масонские обеты и свято хранить масонскую тайну. Характерно, что во время клятвы мечи братьев устремлены на посвящаемого. После этого загорался свет, к груди ищущего приставлялся развернутый циркуль, мастер ложи, ударял по его головке молотком и подставлял чашу, в которую стекала кровь из раны. На этом церемония считалась оконченной. Мастер торжественно объявлял о приеме в степень нового ученика, которому тут же возвращались отобранные у него при входе в ложу его собственные одежда и вещи. Масоны тепло приветствовали своего собрата.

Вторая степень - это степень «товарища» или подмастерья. «Товарищ должен приготовлять себя к получению достоинства мастера размышлением о свойствах совершенного масона». Он должен знать «те свойства, которых братство требует от совершенного масона, равно ему должно быть известно и управление ложею», - читаем мы в «Уложении Великой ложи Астреи на Востоке Санкт-Петербурга» 1815 года [298].

Центральная идея посвящения в следующую - мастерскую степень заключена в принципе так называемой «масонской тайны», даже если для этого понадобилось бы пожертвовать собственной жизнью. В основу ее обрядности положена уже упоминавшаяся легенда об Адонираме - строителе Иерусалимского храма. При приеме в эту степень помещение ложи специально затягивалось черными тканями; на стенах черепа и кости с надписью: «помни о смерти». На полу черный ковер с нашитыми на нем золотыми слезами. На ковре устанавливался открытый гроб; трехсвечные светильники поддерживались человеческими скелетами. Центральной частью обряда являлась символическая смерть Адонирама, в роли которого выступал посвящаемый. Основной мотив посвящения в мастерскую степень - идея жертвенности, презрения к смерти и пробуждения убитого Адонирама к жизни в каждом новом мастере [299]. Известны случаи, когда посвящаемого в степень мастера в буквальном смысле этого слова укладывали в гроб, причем на сердце его тут же возлагали золотой треугольник с именем Иеговы и ветку акации или терновника. А в голове и ногах - орудия убийства Адонирама: лопатка, циркуль и наугольник.

Если в основе обряда посвящения в мастерскую степень лежит легенда об Адонираме, то при посвящении в одну из высших степеней ордена - 30-ю в старом и принятом шотландском обряде - «Рыцаря белого и черного орла, великого избранника кадош» использовались мотивы другой не менее распространенной масонской легенды - о якобы безвинной казни в 1314 году врагами ордена великого магистра Жака де Моле. Обрядность этой степени уже давно привлекает внимание исследователей, так как вопреки обычному представлению о миролюбивом характере масонства вся она буквально проникнута страстной проповедью необходимости борьбы со злом силою. Это и не удивительно, так как прямое назначение ее - подготовка посвящаемых в мстители за «попранные права человечества».

Как установила в свое время Т.О.Соколовская, изучавшая обрядники начала XIX века, цвет тканей, использовавшихся для украшения ложи при посвящении в 30-ю степень, был цветом печали, крови и смерти. «Ни сверкающий золотом и лазурью священный треугольник с оком Провидения, ни пламенеющая звезда с многозначащей буквой G, - не венчали балдахина, за которым почти скрывалось кресло командора. Над ним царил венчанный золотою короною двуглавый орел с распростертыми крыльями. Это был грозный орел непреклонной борьбы; в его сжатых когтях был меч. На груди орла в небольшом треугольнике начертано было священное имя: «Адонай» [300].

Босой, с веревкой вокруг шеи, медленно следовал ищущий степени «рыцаря кадош» за своим водителем в полутемный зал ложи, освещенный горящими факелами в руках братьев. Слышалось бряцание мечей. Стоит отметить, что веревка вокруг шеи посвящаемого символизировала виселицы, на которых окончили свой земной путь многие храмовники. Горящие же факелы в руках братьев напоминали о костре, в пламени которого сгорел великий магистр Жак де Молэ. После обязательной в таких случаях клятвы испытуемого облачали в ритуальные одежды и вручали ему отличительный знак «Рыцаря кадош» - красный эмалированный восьмиугольный крест с овалом в центре, на одной стороне которого было изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом. Обладатели степени «Рыцаря кадош» именовались в масонском кругу «сынами света» или «сынами Солнца», которым, якобы, только и было открыто великое знание.

Нами уже отмечалось христианское происхождение большей части принятых в масонстве символов: крест как символ спасения и искупления, круг или кольцо (символ вечности) и равносторонний треугольник - символ триипостасного Бога, святой Троицы. Вершина треугольника всегда должна быть обращена вверх.

В центре же его помещается обычно изображение всевидящего ока Провидения, либо таинственное написание имени Великого архитектора Вселенной. Широко распространены у масонов и звезды: пятиконечная или пламенеющая звезда - мировой разум, предвечная тайна, символ совершенства духа [301].

Обращенная, согласно древнееврейской Каббале, одним лучом вверх, она символизирует Спасителя. Напротив, обращенная двумя лучами вверх - силы тьмы. Шестиконечная же звезда или звезда Давида есть священный иудейский знак (печать Соломона) - символ вечного противостояния двух борющихся начала в мире: добра и зла, Бога и дьявола.

Среди других наиболее распространенных масонских символов: солнце (истина), луна (чистая любовь), три светильника (Святая Троица), циркуль и наугольник (символы меры, закона и совести), отвес (равенство), дикий камень (грубая нравственность), кубический камень (обработанная нравственность), пчелиный улей (трудолюбие), ветка акации (бессмертие), гроб, череп и кости (печаль, презрение к смерти), белые одежды, запоны и белые перчатки (чистота помыслов), круглая шляпа (вольность), три столба (сила и красота) [302].

Особо важное значение в масонской символике играет молоток - символ веры, власти и повиновения.

В отличие от «кроткого» «иоанновского» масонства первых трех степеней, в учении которого преобладают этические мотивы: надежда на изменение человека к лучшему, непротивление злу насилием и пр., при посвящении братьев в высшие, «андреевские» степени («красное» масонство) к уже известным им «иоанновским» знакам присоединяются новые: меч - как символ необходимости борьбы за идею, венец - знаменующий собой мудрость, роза - как символ вечной жизни, крест - символ страдания, ключ - как знак познания тайн бытия, и кинжал - как символ неизбежного возмездия предателям дела ордена [303].

Одним из распространенных девизов масонства высших степеней является знаменитое «победить или умереть!»

Закончить эту главу уместнее всего словами нашего известного философа Н.А.Бердяева. «Масонство есть то, чем все пользуются, а не то, что всем пользуется. И сейчас, - писал он в 1926 году, - им, по преимуществу, пользуются для целей нехристианских и антицерковных. Политически европейское масонство есть сейчас направление буржуазного радикализма. Менее всего масоны коммунисты.

Масонство есть чисто буржуазная идеология, и духовно буржуазная, и социально буржуазная. Вокруг него группируются левые и свободномыслящие буржуазные элементы, представители буржуазно-прогрессистского гуманизма. И, мне представляется, вредно окружать масонство ореолом» [304].

И действительно, вся история европейского, да и американского масонства в XIX-XX веках не оставляет места для иллюзий относительно действительной роли «братьев» - «вольных каменщиков» в мировой истории.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К историимасонства в россии
Он иполучил посвящение в одной из лож великого востока франции
Относящихся к учреждению в конце 1906 годапервых масонских лож в россии из архива великого востока

Русское масонство первых десятилетий xx века всборнике историки отвечают на вопросы

сайт копирайтеров Евгений