Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

МУХАММЕД
(ок. 570 – 632/633)

Мусульманский пророк.

Один из героев мусульманского мира пророк Мухаммед происходил родом из города Мекки. Но по многим причинам ему пришлось покинуть родину. В скором времени он обосновался в соседней Медине, устроив там первый молитвенный дом — мечеть. Отсюда пророк начал проповедовать учение о том, что все арабы, горожане и кочевники-бедуины должны объединиться в одну общину мусульман. Число последователей Мухаммеда быстро росло, и вскоре он оказался фактическим правителем Медины, которая соперничала в Аравии с Меккой не только в торговых делах.
Довольно скоро между Мединой и Меккой началась настоящая война. Первоначально воинов Мухаммеда преследовали одни неудачи. Успех к нему пришел тогда, когда он с небольшим отрядом совершил при Бадре нападение на большой торговый караван мекканцев, шедший Аравию с севера. Охраной каравана командовал известный военачальник из рода Омейядов Абу-Суфьян. Воины-мединцы совершили нападение столь решительно и внезапно, что превосходящие их числом караванные стражники-курейшиты бежали в пески.
Мухаммед в той битве имел всего 313 воинов, тогда как стража купеческого каравана состояла из 950 человек. Сторонники пророка атаковали купеческий караван в пешем строю, прикрывшись щитами. Стражники напали на них в конном строю и, потеряв около 50 человек, рассеялись по округе, оставив в плену примерно столько же людей. Победители потеряли всего 14 воинов. Из добычи, отбитой у мекканских купцов, Мухаммед распорядился удержать одну треть для Бога, своей семьи, сирот, бедных и неимущих путников. Остальное он приказал разделить между воинами, участвовавшими в нападении на караван купцов-курейшитов. Так в Мекке называли членов союза для охраны торговли на караванных путях Аравии от постоянных нападений кочевых бедуинских племен.
Курейшиты собрали 3-тысячное войско (в том числе 300 всадников) во главе с Абу-Суфьяном и напали на войско Мухаммеда, имевшего 750 воинов (700 пеших и 50 лучников). Битва состоялась в 625 году у горы Оход. Мединцы перекрыли своим строем вход в неширокое горное ущелье и после традиционного у арабов единоборства первыми атаковали мекканцев.
Строй двух с лишним тысяч пеших курейшитов был прорван, и торжествующие мединцы ворвались во вражеский лагерь, с ходу начав его грабить. За это время военачальник Абу-Суфьян навел в своем войске прежний порядок и атаковал увлекшихся поиском военных трофеев мединцев. Те были разгромлены, потеряв при этом только убитыми свыше 70 человек. Сам Мухаммед был ранен, но сумел избежать более печальной участи — плена.
Проповедуя свое учение, пророк старался воспламенить у мединских воинов храбрость и стойкость в боях, обещая им награду на небесах. Но получить ее могли лишь те, кто запечатлел свою веру мусульманина «свидетельством крови своей».
Курейшиты Мекки, лишившись огромного торгового каравана (что стало для них большой материальной потерей), численно превосходили своего противника. Они собрали войско и выступили в поход на Медину, осадив Мухаммеда в этом городе. Защититься его воинам помогла изобретательность в военном искусстве одного приезжего перса. Он посоветовал пророку выкопать глубокий ров для защиты от нападавших мекканцев.
В ходе боев «у рва» в 627 году курейшиты потерпели поражение от мединских воинов и были вынуждены отступить. Пользуясь победой, Мухаммед смог договориться с влиятельными и богатыми мекканскими родами, чтобы отныне два крупнейших города Аравии — Медина и Мекка считались независимыми общинами арабов-мусульман. Другим арабским племенам было предоставлено право выбирать между ними.
После этого политического шага влияние Мухаммеда стадо заметно возрастать. На его сторону стали переходить многие знатные мекканцы, имевшие не только личное богатство, но и дружины воинов. В числе первых прибывших под знамена пророка оказались Амр и Халид, ставшие со временем победоносными полководцами в ходе арабских завоеваний.
В 629 году пророк решил попробовать свои силы в завоевательном деле за пределами Аравии. Но посланный им в Палестину 3-тысячный отряд под командованием военачальника Зеида в битве при Муте был почти полностью уничтожен византийцами.
Вскоре у пророка Мухаммеда оказалось большое войско, и он решил нанести победный удар по непокорной еще ему Мекке. Он подступил к городу под тем предлогом, что курейшиты нарушили ранее заключенный с ним договор. Глава рода Омейядов Абу-Суфьян предложил мекканцам сдать город пророку без боя, поскольку тот имел весомое превосходство в силах.
Начались переговоры. Мухаммед обещал мекканцам после принятия их в мединскую мусульманскую общину признать за ними их прежние владения и равное участие в дележе военной добычи. В 630 году пророк во главе своего войска торжественно вступил победителем в Мекку.
Мухаммед, по обычаю, объехал на коне семь раз Каабу с ее священным черным камнем, коснулся его своим жезлом и при словах: «Истина пришла, да исчезнет ложь!» — повелел выбросить около 300 идолов, которые напоминали старинные, осужденные им суеверия.
С этого времени доступ к святилищу был разрешен только верующим-мусульманам, а христианам, иудеям и язычникам запрещен. Пророк Мухаммед признал святость Каабы и вменил в обязанность каждому верующему совершить хотя бы один раз в своей жизни богомолье в Мекке.
После того как Мухаммед оказался правителем двух богатейших и многолюдных городов Аравии, он стал присоединять к себе кочевые племена бедуинов. Эту миссию он исполнял, уже будучи признанным героем арабского мусульманского мира.

СРОНЦЗАНГАМБО ТИБЕТСКИЙ
(? – 650)

Основатель Тибетского государства.

Колыбель буддизма Тибет и в далекой древности оставался огромнейшей территорией высокогорья, отрезанного от всего мира. Поэтому государственные образования возникли на «крыше мира» намного позже, чем в соседних с ним более низменных областях. Местные жители веками жили обособленно друг от друга в горных долинах. Сами горы тормозили консолидацию тибетского народа, и требовался герой, который бы взял на себя миссию объединения этого горного края.
Таким героем и стал один из вождей народа гор по имени Сронцзангамбо. Воинственный, энергичный и предприимчивый вождь сумел объединить вокруг себя разрозненные общины тибетцев, исповедовавших одну религию. Так только в 634 году возникло Тибетское государство, а его первым правителем и стал Сронцзангамбо. Столицей страны стал город Лхаса, который со временем украсил величественный дворец Потала.
Сронцзангамбо, может быть, так и остался бы для истории основателем самого высокогорного государства мира, если бы не его врожденная воинственность, так несвойственная горцам-буддистам.
Став полновластным государем, он, однако, не сразу ударился в военные предприятия. Для начала тибетский правитель решил установить равноправные отношения, как двух монархов, с китайским императором Тайцзуном. В его столицу, город Чаньань (современный Сиань), было отправлено посольство. Свою задачу оно выполнило успешно: между Китаем и Тибетом были установлены дипломатические отношения.
Однако Сронцзангамбо не терпелось повоевать, благо, как он считал, его воины были преисполнены боевого духа и готовы к любым походным испытаниям. Когда начался китайско-тогонский конфликт, правитель Тибета встал на сторону противников императора Тайцзуна. Тибетские войска под личным предводительством монарха неоднократно внезапно вторгались с высокогорья на территорию современной провинции Сычуань.
Первоначально успех сопутствовал нападавшим, поскольку больших гарнизонов на границе с высокогорьем китайцы не держали. Военные отряды тибетцев разоряли сычуаньские селения, одновременно избегая больших столкновений с неприятельскими войсками, обладавшими и конницей, и боевыми колесницами.
Царь Сронцзангамбо умело и бесстрашно вел такую набеговую войну. Воины-горцы боготворили его как героя, шли за ним в схватки как за полководцем, подчинялись ему как своему повелителю.
Поняв, что война с жителями Тибета может опасно затянуться, император Тайцзун направил против Сронцзангамбо многочисленное войско. Однако военные действия в лесистых горах затянулись. Поскольку в то время Китай подвергался нападениям «варваров» с севера и запада, его правитель решил завершить китайско-тибетскую войну миром.
В 647 году царь Сронцзангамбо заключил с китайским императором почетный для него мир. Тайцзун отдавал ему в жены племянницу принцессу Вэнь Чэн. Тибет, со своей стороны, признавал сюзеренитет Китайской империи. После этого о военных набегах на земли сычуаньских китайцев не могло быть и речи.
Тогда воинственный тибетский монарх изменил направление набегов отрядов своих воинов: во главе их он стал вторгаться во владения других своих соседей. Вершиной успехов основателя Тибетского государства стало завоевание в конце его жизни Верхней Бирмы. Однако со смертью Сронцзангамбо тибетцы оттуда были изгнаны.
В истории самого высокогорного народа в мире Сронцзангамбо вошел не только как основатель Тибетского государства, но и как герой-монарх, сумевший прославить тибетское оружие за пределами «крыши мира». За это он почитаем тибетцами и по сей день.

РОЛАНД НЕИСТОВЫЙ (ХРУОТЛАНД)
(? – 778)

Маркграф Бретани, сподвижник франкского короля Карла Великого.

«Песня о Роланде», это сокровище французского исторического эпоса, донесла до нас сведения о действительных, пусть и поэтизированных, событиях европейского Средневековья. В песне воспет рыцарь Роланд Неистовый, прообразом которого стал маркграф Бретани Хруотланд, один из крупнейших феодалов Франции, прославленный в войнах сподвижник франкского короля Карла Великого.
Исторические события 778 года в «Песне о Роланде» даны с большими искажениями, но все же они рассказывают о сути подвига королевского рыцаря, который превратил его на многие века в романтического героя, идеала бесстрашного, благородного и безупречного рыцаря не только Франции, но и всей средневековой Европы.
Карл Великий, стремившийся воспользоваться любым поводом для расширения своих владений, решил вмешаться в междоусобную борьбу двух мусульманских правителей — Ибн аль-Араби и Абдеррахмана, поддерживая первого из них. Войско франкского короля перешло Пиренеи и оказалось на земле Испании, где в стране мавров шла кровавая междоусобица, мало чем отличавшаяся от подобных событий в «цивилизованных» христианских государствах.
Оказавшись во владениях мусульманского правителя Абдеррахмана, франки с боя взяли несколько городов-крепостей. В этом им помогали войска мавров Ибн аль-Араби. Поход Карла Великого грозил затянуться, если бы не один случай. Когда союзники подступили к одному из самых больших городов на испанской земле того времени — Сарагосе, взять ее штурмом они не смогли. Тогда началась ее осада без особых перспектив на скорый успех предприятия, обещавшего богатую военную добычу.
В это время в стане мавров произошли важные политические события. Правитель Абдеррахман, известный как большой полководец, сумел найти «ключ» к своему сопернику и договориться с ним. Войско Ибн аль-Араби в одночасье превратилось из «шаткого» союзника во врага франков. Противостоять в одиночку объединившимся маврам, которые имели многотысячное войско (конное и пешее), король Карл Великий не мог. Поэтому он принял благоразумное решение уйти из Испании и возвратиться домой.
Осада с Сарагосы по этой причине была снята. К тому же войско франков уже стало испытывать большие трудности с получением продовольствия, особенно после того как союзники ушли во вражеский стан. Королевское войско двинулось к Пиренеям, чтобы, перейдя заснеженные горы, вернуться во Францию. Известно, что конница мавров преследовала франков до самого подножия гор, но в горные леса за уходившими христианами, как утверждается в «Песне о Роланде», не пошла.
Карл Великий был опытным полководцем. Чтобы избежать излишних потерь в людях, он прикрыл в походном движении свое войско сильным арьергардным отрядом. Тот успешно отразил все наскоки легкой мусульманской конницы, и казалось, что уход из Испании для франков не составит большого труда и не вызовет серьезных потерь.
Известно, что в арьергардном отряде оказались лучшие своим мужеством рыцари и франкские феодалы, в том числе бретонский маркграф Хруотланд (прообраз Роланда Неистового), сенешаль Эттихард, граф королевского двора Ансельм. То есть Карл Великий, возглавлявший свою армию, прикрыл ее при отходе не просто сильным численно заслоном, но и по составу бойцов-рыцарей.
Казалось, что после того как конница мавров отстала в предгорьях, франкам в Пиренеях больше никто не грозил. Но король не взял в расчет местных горцев-басков, известных своей воинственностью. Когда арьергард втянулся в узкое, поросшее лесом Ронсевальское ущелье, рыцари, вероятнее всего, потеряли всякую бдительность. Вот тогда-то и совершили на них внезапное нападение с двух сторон баски.
Горцы, во-первых, не желали видеть в своих горах чужеземцев. А во-вторых, по обычаю того времени, были не прочь получить богатую военную добычу, Во всяком случае, баски отлично подготовились к нападению в Ронсевальском ущелье, через которое вилась узкая тропа. Густой горный лес помог нападавшим устроить сильную засаду.
Известно, что горцы-баски в бою полностью уничтожили арьергард армии Карла Великого. Когда король повернул часть своих главных сил назад, на звуки битвы, то он не успел прийти на помощь: в ущелье франки нашли только обобранные тела погибших рыцарей и их оруженосцев, слуг-воинов. Нападавшие уже скрылись, и «покарать их не удалось».
Бой в Ронсевальском ущелье вошел в военную историю Франкского государства не столько понесенными там людскими потерями, сколько гибелью сразу нескольких знатных лиц — сенешаля Эттихарда, графа двора Ансельма и маркграфа Бретани Хруотланда. Поле битвы свидетельствовало о жарких схватках и о том, что франки как всегда сражались мужественно и бесстрашно. То есть героизм побежденных рыцарей был, как говорится, налицо и сомнению не подвергался.
Мимо такого события романтики рыцарского Средневековья пройти не могли. Тогда и появился на свет прекрасный исторический эпос «Песнь о Роланде». Главный герой ее вымышлен, хотя подразумевает образ действительного человека. Горцы-баски названы в «Песне» сарацинами, так европейцы называли мусульман, в данном случае испанских мавров. Арьергард королевской армии был «определен» численно в 20 тысяч воинов, чего в действительности быть не могло.
В «Песне» названы соратники Роланда Неистового, погибшие вместе с ним в неравном бою с «маврами»: рыцари Оливье, Жерье, Жерен, Атон, Асторий, Беранже, Турпен, Жерар, Гефье и Готье де л'Он. По их числу можно судить, что арьергардный отряд, погибший в Ронсевальском ущелье, многотысячным быть просто не мог.
Рыцарь Роланд Неистовый, как сказано в «Песне», гордо отказался при внезапном нападении мусульман на арьергард, протрубить в рог, чтобы призвать ушедшее вперед войско короля на помощь. Он заявил, что истинный рыцарь должен не считать врагов, а бить их. Только когда у израненного Роланда осталось всего 60 бойцов, он, считая, что воинский долг им исполнен, протрубил в рог условный сигнал. И, дорого продавая жизнь, снова взялся за свой легендарный меч «Дюрандаль» («Твердый»), в рукоять которого было вставлено несколько святых реликвий.
Когда франки во главе с Карлом Великим повернули назад, в ущелье, то на поле боя нашли только павших. Рыцари долго оплакивали своего героя Роланда Неистового. Король снял с его «Дюрандаля» рукоять, а клинок бросил в реку, «ибо он знал, что никто не достоин носить его после Роланда».

ТУРГЕЙС (ТОРГЕСТ, ТОРГИЛЬС)
(? – 845)

Вождь норвежских викингов. Завоеватель Ирландии.

Первое «пробное» нападение викингов из Норвегии на Ирландию состоялось в 795 году. Иначе говоря, это было удачное ограбление прибрежных христианских монастырей, в которых хранились немалые богатства.
Ирландия не случайно стала страной, которая виделась для викингов наиболее удобной добычей. Она была раздроблена на многочисленные кланы и княжества, которые постоянно враждовали между собой. Поэтому никакого единства среди ирландцев при отражении набегов или вторжении морских разбойников не могло быть.
В 802 году большая флотилия кораблей — драккаров появилась в Ирландском море и захватила ряд островов в прибрежной полосе Ирландии. Они и стали центрами экспансии скандинавских викингов против жителей «Зеленого острова».
Первые 15 лет викинги нападали только на прибрежные селения и монастыри. Первый поход в глубь острова норвежцы совершили лишь в 832 году. Это сделал их прославленный прежними набегами вождь Тургейс (или Торгест, Торгильс). Но в каждом случае иноземцам приходилось сталкиваться с самым ожесточенным сопротивлением местных жителей. Поэтому завоевание викингами Тургейса ирландских земель давалось с большим трудом.
О том, что из себя представляли набеги викингов на Ирландию, говорится в сочинении ирландского хрониста из Ульстера, который описывает нападение скандинавов 820 года:
«Море извергло на Эрин (то есть Ирландию) потоки чужеземцев. Не осталось ни одного залива, ни одной пристани, ни единого укрепления, укрытия, бурга, который не был бы наводнен викингами и пиратами».
Только хорошо закрепившись на побережье северной и восточной части острова, викинги начали завоевание оставшейся большой части Ирландии. Политика захвата стала приобретать стройность, что было связано прежде всего с именем норвежского военного вождя — хавдинга Тургейса, прославленного морского героя-разбойника.
В 839 году он в очередной раз прибыл к северным берегам Зеленого острова. На сей раз хавдинг Тургейс командовал огромным флотом драккаров и многими тысячами воинов. Завоеватель, уверовавший в свою силу среди соплеменников, провозгласил себя «конунгом над всеми чужестранцами в Эрне». Или, иначе говоря, по собственному волеизъявлению стал норвежским королем Ирландии.
В 841 поду скандинавы захватывают города Дублин и Аннагассон и хорошо укрепляют их. В скором времени они представляли собой сильные прибрежные крепости. Только после этого «верховный конунг» Тургейс приступил к завоеванию внутренних областей страны.
Морской разбойник в скором времени стал правителем большей части Ирландии. Викинги на судах поднялись вверх по рекам Банн и Лифри, достигнув в первом случае озера Лох-Ней. Ирландские князья и кланы повсеместно встречали завоевателей с оружием в руках, отстаивая ценой жизни собственную свободу.
Особенно стойкое и ожесточенное сопротивление викингам оказал король Майда, неустрашимый Маэль Сэкнэйл (Сечнэйл). В состоявшейся в 845 году битве майдский правитель убил конунга Тургейса (по другим сведениям он был утоплен в море). Так закончил свою биографию завоевателя один из самых «героических» вождей эпохи походов скандинавских викингов.

ХУАН ЧАО
(? – 884)

Китайский «Робин Гуд». Предводитель повстанцев в крестьянской войне в Танской империи.

Танская империя, приходя в упадок, стала все чаще подвергаться внутренним потрясениям. Едва ли не самым губительным для нее стали не «автономии» местных губернаторов-военачальников и мятежи в императорской армии, а крестьянские восстания. В конце концов они вылились в войну под предводительством талантливого вождя и народного героя Хуан Чао.
Предвестником ее стало рядовое восстание обездоленных поборами крестьян близ порода Чжэцзяна. Чтобы подавить его в зародыше, власти стянули многочисленные войска и за три дня провели 83 штурма укреплений повстанцев в этом небольшом городке. Победители истребили почти всех восставших.
За этим событием 860 года последовали подобные в самых разных областях Танской империи. Вскоре в стане восставшего крестьянства выделился боевой отряд под командованием человека не простого происхождения Ван Сяньчжи.
В 875 году его ближайшим помощником стал китайский «Робин Гуд» по имени Хуан Чао. Известно, что он происходил из семьи богатого торговца контрабандной солью, прекрасно владел мечом, стрелял из лука и немного умел читать и писать.
Хуан Чао оказался именно тем человеком-героем, который в самое короткое время стал предводителем крестьянской войны против императорской династии Тан.
Когда армия повстанцев достигла ста тысяч человек, при императорском дворе забили тревогу. Было решено подкупить одного из вождей восставших, и выбор пал на Ван Сяньчжи — ему предложили высокий чин, если он перейдет на правительственную службу. И хотя он, после некоторого колебания, ответил отказом, огромная армия восставших крестьян, беглых солдат и просто бездомного люда раскололась на две части. Одни пошли за Ван Сяньчжи, другие — за Хуан Чао.
Ван Сяньчжи во главе «своих людей» двинулся в поход на танскую столицу, город Лаян. На подступах к нему в 878 году правительственные войска и наемная конница степных племен наголову разбила крестьянское войско, которое потеряло на поле брани 50 тысяч человек. Ван Сяньчжи попал в плен и был казнен.
Это послужило хорошим уроком для Хуан Чао. Он решил изменить тактику крестьянской войны с империей Тан и объявил себя «Великим полководцем, штурмующим Небо», поставившим перед собой цель свержения правящей династии. Хуан Чао продуманно не повел подчинившиеся ему отряды повстанцев (объявленные им «праведным войском») на столицу. Переправившись в конце 878 года на правобережье реки Янцзы, он стал собираться там с силами.
Крестьянская армия двинулась в поход по территории современных провинций Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун. Во всех столкновениях с местными правительственными войсками она неизменно выходила победительницей. Более того, она стала в большом числе пополняться солдатами-дезертирами. Был осажден и взят яростным штурмом город-крепость Гуанчжоу. После этого Хуан Чао принял новый, более высокий титул — «Великого полководца Поднебесной».
Вскоре повстанческая армия достигла численности в полмиллиона человек. Но о ее военном профессионализме говорить не приходилось, и в первой большой битве с войском императора, которая произошла близ города Саньяна в провинции Хубэй, восставшие крестьяне оказались наголову разбиты.
С остатками своего войска Хуан Чао бежал на юг, за реку Янцзы. Здесь он сумел в самое короткое время собрать армию в 300 тысяч человек. Летом 880 года «Великий полководец Поднебесной» выступил в поход на север, вдоль Великого канала, старательно обходя крепости с их сильными гарнизонами. В декабре того же года повстанцы без боя заняли столицу Лаян. Встречать Хуан Чао вышли все горожане вместе с лаянским наместником.
Сбежавший император Сицун укрылся во второй своей столице — городе Чаньань. Сюда были стянуты сборные части танской армии, которые встали на пути повстанцев в укреплении Тунгуан у изгиба реки Хуанхэ. Здесь состоялось ожесточенное сражение, после которого император бежал из Чаньаня. Восставшие без боя заняли город, начав там кровавую расправу с императорскими чиновниками и членами правящей династии, одновременно грабя дома богачей.
Как свидетельствует современник, «разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах… Хуан Чао ехал в колеснице из золота, охрана его была в расшитых одеждах и пестрых шапках».
Крестьянская армия объявила своего предводителя императором. Тот в ответ стал раздавать своим ближайшим помощникам различные титулы и должности, а 500 наиболее отличившихся в боях воинов стали называться «заслуженными».
Пока Хуан Чао «обустраивал» новый императорский двор, сбежавший монарх Сицун обосновался на юге страны в городе Чэнду и стал там собирать войска местных губернаторов. В большом числе была нанята конница северных кочевых племен. Созданная таким образом новая императорская армия выступила в поход на Чаньань и быстро подступила к городу.
Столица была блокирована со всех сторон, в городе начался голод и волнения среди жителей. Военачальники, примкнувшие к «императору» Хуан Чао в дни его триумфа, стали один за другим изменять ему, заслужив тем самым себе прощение прежнего владыки.
В мае 883 года Хуан Чао вывел свою армию из столицы и двинулся в провинцию Хэнань. В Чаньань ворвалось 17-тысячное конное войско племени шато, прозванное «черными воронами», и учинило жестокую расправу над сторонниками самозваного императора.
Оказавшись на территории провинции Хэнань, огромная повстанческая армия стала таять на глазах крестьянского полководца: он нес большие потери в частых битвах, ему изменяли со своими отрядами ближайшие сподвижники, усилилось дезертирство.
Когда Хуан Чао отступил на территорию современной провинции Шаньдун, под его командованием оставался только малочисленный отряд, оказавшийся в кольце окружения. Как гласит народная легенда, «император» Хуан Чао совершил самоубийство, чтобы не попасть в плен к танским войскам.

АБУ САИД АЛЬ-ДЖЕННАБИ
(? – ок. 930)

Военный вождь арабских мусульман-исмаилитов. Основатель государства Бахрейн.

Истории известны имена не только героев войн и народов, но и неординарных личностей, совершавших героические поступки (в понимании своих сторонников) в рамках религиозных движений. Один их таких людей — военный вождь арабских мусульман-исмаилитов Абу Саид аль-Дженнаби, стоявший у истоков современного государства Бахрейн на одноименном архипелаге в Персидском заливе.
…Падение Арабского халифата было во многом связано не с какими-то внешними факторами, а с постоянными внутренними смутами, чаще всего носившими религиозный характер. Мусульманство раскололось на ряд течений, возникло сектантство. И порой проповедники своего учения поднимали против династии Аббасидов такие сильные восстания, что подтачивались сами устои арабской державы.
Одно из таких выступлений началось в 899 году. Оно было названо по имени исмаилитского проповедника Хамдана Кармата. Лидер одного из двух течений в измаилизме возглавил движение своих сторонников не только в Ираке, но и на территории современных Ирана, Сирии, Пакистана и особенно на Бахрейне.
Довольно скоро движение карматов вылилось в вооруженное выступление против власти династии Аббасидов. Во главе его стал известный военный вождь Абу Саид аль-Дженнаби. Центром восстания стала нижняя часть Месопотамии. Армии халифа под командованием полководца Мухаммеда ибн Сулеймана потребовалось целых пять лет, чтобы победить там карматов.
Однако разгромить до конца повстанцев-карматов не удалось. Их отряды отступили с берегов Евфрата и Тигра в северо-восточную часть Аравии и на южные берега Персидского залива. Абу Саид аль-Дженнаби на островах Бахрейнского архипелага создал независимое арабское государство, которое получило в лице своего основателя воинственного монарха.
Бахрейнские исмаилиты-карматы начали серию завоевательных походов, растаскивая по кускам территорию государства ненавистных им Аббасидов. Сперва они завоевали современный Оман и вышли на берега Аравийского моря. «Оманский» поход бахрейнцев во многом оказался успешным благодаря созданной ими военной флотилии, которая господствовала в водах Персидского залива.
Надо сказать, что первые успехи окрылили Абу Саида аль-Дженнаби. Теперь его воины стали совершать через Персидский залив и по суше вторжения в различные области современных Ирака и Ирана. Однако закрепиться там бахрейнцы не смогли в силу явной недостаточности военных сил. Походы карматов больше напоминали набеги с целью захвата добычи, чем обычные завоевания.
При таких целях военных кампаний войско бахрейнцев одержало ряд больших побед. В 923 году был взят и сожжен город арабов Басра на иракском севере. В 925 году такая же печальная участь постигла город Куфу, который был построен арабами в самом начале эпохи их завоеваний.
Вскоре карматы «перенацелились» на Аравию. Бахрейнцы стали нападать в пустыне на караваны паломников, направлявшиеся в священные мусульманские города Мекку и Медину, грабя их.
Едва ли не самым громким делом карматских воинов Бахрейна стало удачное нападение на священный город Мекку в 930 году. Они ограбили там Каабу и даже умудрились увезти к себе на Бахрейн почитаемую всем мусульманским миром реликвию — «черный камень». Его они вернули в Каабу только спустя два десятилетия, получив за такое великодушие огромный выкуп.

Так что в среде верующих мусульман-исмаилитов было за что славить героя Абу Саида аль-Дженнаби. Не всякий военный вождь арабов той далекой эпохи мог бы гордиться такими делами своих бесстрашных и удачливых воинов, которые, со своей стороны, боготворили его.

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
(ок. 942 – 972)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как стража купеческого каравана состояла из 950 человек государства времени
Перед расставанием преподобный сергий радонежский представил великому московскому князю двух своих монахов
Император генрих ii
Вскоре он стал одним из самых известных генералов великой колумбии
Состоявший всего из 18 тысяч человек при 43 орудиях

сайт копирайтеров Евгений