Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

текст, автором которых он не является 3 ' 1 . Но под 447 годом он упоминает о том, что папа Лев I (440-461) управлял Римской церковью. Вполне естественно, что здесь Гидаций приводит floruit папы, ведь это был год его важной переписки с испанским епископом Туррибием по проблеме при- сциллианства. До нас дошло послание папы Льва, датированное 21 июля 447 года 37 . Однако странно, что когда летописец упоминает публикацию антиманихейских документов двумя годами раньше, в 445 году, он гово рит, что публикация состоялась «благодаря епископу, который тогда пра вил в Риме» 38 . Почему бы не назвать имя Льва здесь, вместо того, чтобы ждать записи о 447 годе? Почему не названо имя папы 445 года? Склады вается впечатление, что Гидаций просто не знал, как звали папу в этом году, хотя, если бы он не знал имени папы, вряд ли бы он вообще смог написать «Хронику». Другой пример: в 433 году в Луго священники Пас тор и Сиагрий были посвящены в епископы вопреки воле Агрестия, епис копа Луго 39 . Гидаций сообщает об этом, но не указывает, кто был право верным католиком, а кто — нет. Правда, мы знаем, что Пастор и Сиагрий были католиками и авторами сочинений, направленных против присцил- лианства, о чем Гидаций не сообщает. Летописец никак не объясняет эти расхождения, но если Пастор и Сиагрий были католиками, то Агрестий, вероятно, склонялся к присциллианству 40 . Кроме того, согласно Гидацию, епископ Сабин был в 441 году изгнан из своего прихода в Севилье, а вме сто него «обманным, а не справедливым путем» был посвящен Епифа- ний. Сабин уехал в Галлию и смог вернуться на родину в Севилью только через двадцать лет 41 . И здесь летописец ничего не говорит о причинах и о природе этого конфликта, однако он высказывается неодобрительно об Епифании, из чего можно заключить, что новый епископ был присцилли- анином, а значит, Сабин был католиком 42 .

Еще один вопрос, на который у нас нет ответа, касается событий 445 года. В том году в Асторге изобличили нескольких манихеев. Отчет о еписко пальном расследовании, проведенном после изобличения еретиков, был послан Антонину Меридскому, митрополиту провинции Лузитания, самим Гидацием и Туррибием, епископом Асторги (тем самым, который переписывался с папой Львом), который и выслушивал еретиков. Непонятно, почему митрополит Лузитании занимался инцидентом, произошедшим в Га лисии 43 . Где был митрополит Браги? Самое удивительное то, что на протяжении всей «Хроники» Гидаций ни разу не упоминает о митрополите своей собственной провинции: он не называет епископа Браги по имени и даже не упоминает о его существовании. Я не знаю, как объяснить эту стран ность. Что касается событий 445 года, возможно, это связано с тем, что в том году свевы подавили деятельность епископата Браги, их столицы, или сделали условия этой деятельности такими тяжелыми, что митрополит боль ше не мог должным образом выполнять свои обязанности? Это маловеро ятно, так как митрополит Браги существовал даже в 538 году, при правле нии ариан, а первые католические советы ничего не сообщают о каком-либо

преследовании или подавлении, которые вообще были нехарактерны для варварских королевств Европы. В таком случае, скорее всего, митрополит Браги, занимавший эту должность в 445 году, не был надежным борцом с манихейством или присциллианством. Возможно, он был запятнан связью с той или иной ересью. Но если это так, все же остается загадкой, почему летописец не упоминает о других галисийских митрополитах: вряд ли все они были еретиками.

Послание Льва, обличающее присциллиан (уже упоминавшееся нами письмо Туррибия), было привезено испанским епископам в 447 году Первинком, одним из дьяконов Туррибия, затем одобрено епископами Галисии. Но не все из них одобрили его по своей воле 44 . Очевидно, ересь все еще просачивалась в ряды галисийских иерархов и завоевывала среди них приверженцев: Агрестий и Епифании были не единственными епископами-еретиками. Но факт получения письма от Льва имеет более важ ное значение. Он демонстрирует нам, что связь между Испанией и Итали ей все еще существовала и, более того, что епископы Галлии могли собираться на свой синод даже в самые темные времена владычества све- вов. Даже во времена самых свирепых королей-язычников летописец, описывающий многочисленные преступления, ни разу не говорит о преследовании католиков. Единственное преследование, о котором он гово рит, — это преследование манихеев и присциллиан самими католиками. Посреди войн и грабежей, захвата городов и падения Римской империи католики могли свободно преследовать своих оппонентов и соседей и де лали это с удовольствием.

В 448 году один римлянин, родом из столицы Империи, по имени Пас- центий, живший ранее в Асторге и бежавший оттуда, был арестован Ан- тонином Меридским по обвинению в манихействе и изгнан из Лузита нии, где он скрывался 45 . И здесь преследователями были католики. Интересно было бы узнать, как относился к этому король Рехиарий, сам католик. Нам не известно о том, что бы он как-то подстегивал Антонина или оказывал ему пособничество словом или делом. Решение Антонина об изгнании Пасценция из Лузитании могло бы считаться грубым вмешательством в светские законы, но Гидаций не сообщает о какой-либо реак ции со стороны Рехиария. Возможно, тонкости римского законодательства мало что значили для неотесанного варвара.

Вот и все то немногое, что летописец рассказывает нам об истории присциллианства своего времени. Эта ересь распространилась среди иерархов католической церкви, в том числе и в Галисии. Среди ее сторон ников были епископ Луго, митрополит Севильи и, возможно, Браги. Но для королей-варваров, даже для католика Рехиария, все это не имело ни какого значения.

У нас есть сведения о том, какова была церковная дисциплина в те темные времена, в конце периода, охваченного «Хроникой» Гидация. В 463 или 464 году Асканий, митрополит Тарраконы, и другие епископы про-

176

Часть четвертая. ИСПАНИЯ

X . Готское королевство и темный век Испании

177

винции собрались на синод 46 . Как и землевладельцы (с. 160), епископы смогли организовать свою встречу и приехать в назначенное место. В се редине VI века в Тарраконской провинции цивилизованная жизнь еще не была разрушена до конца, хотя в Галисии, возможно, все было по-друго му. Синод направил письмо папе Иларию, прося у него совета относи тельно их «лжебрата» Сильвана, епископа Калахорры. За семь или восемь лет до этого Сильван незаконно посвятил одного священника в епископы, так как жители района, в котором должен был служить новый епископ, не просили о таком назначении. То есть Сильван единолично учредил новую епархию (о чем больше не упоминается). Более того, он назначил епископом священника, служившего в другой епархии, в епархии Сарагосы, несмотря на его протесты. Епископ Сарагосы поднял этот вопрос на синоде епископов Тарраконской провинции, так как Сильван неоднократно игнорировал замечания своих собратьев «в духе бунтовщи ка» и «с неподобающим упрямством» 47 . Теперь Асканий спрашивал папу, что делать с Сильваном и с теми, кого он рукоположил.

Из этого письма ясно следует, что епископы Тарраконской провинции с глубоким почтением относились к римскому престолу. Они, не колеблясь, обратились к Риму за руководством. Для них епископ Рима был вне всяких сомнений наместником св. Петра, к которому всем следовало от носиться с благоговейным страхом и любовью. Его авторитет был непре рекаем. Он давал свои инструкции непогрешимо и непредвзято, с решимостью, достойной понтифика. Это почтительное отношение к папству продолжалось до тех пор, пока правители Испании были еретиками. Но, как ни странно, в VII веке, когда правителями Испании стали истовые католики, позиция испанских епископов изменилась. Они или полностью игнорировали Рим, или реагировали на все запросы пап с таким чудовищ ным презрением, которое бы поразило и огорчило Аскания. Причем наши источники не говорят о том, что епископы Тарраконской провинции были более вежливы, чем их собратья во всех других пяти провинциях готского королевства.

Приблизительно через год после своего письма Асканий и другие епископы Тарраконской провинции опять написали в Рим, и в этот раз их отно шение к каноническому праву оказалось менее ортодоксальным и более простодушным. Незадолго до этого умер Нундиарий, епископ Барселоны. Он завещал всю свою собственность другому священнику, Иринею, которого он в свое время назначил епископом одного из городков своей епар хии, что было сделано незаконно, однако с согласия земляков. Позже, буду чи на смертном одре, Нундинарий пошел еще дальше: он попросил назначить Иринея своим преемником в Барселоне. Все духовенство и все население Барселоны, включая самых богатых ее жителей, надеялись, что Ириней действительно будет назначен на это место. Епископы выполнили волю покойного Нундинария и теперь писали папе Иларию, прося его ут вердить их решение. В конце своего письма они выражают удивление тем,

что папа до сих пор не ответил на их письмо по поводу Сильвана. Возмож но, это вызвано (вежливо добавляют они) забывчивостью гонца или же трудностями долгого путешествия в Рим. Они не предполагают, что это могло быть вызвано забывчивостью самого Илария 48 .

19 ноября 465 года синод епископов, включавший нескольких галлов и африканцев, собрался под руководством Илария (у которого в этот день был день рождения) в церкви св. Марии в Риме. Эта встреча представляет для нас особый интерес, так как это первый римский синод, от которого до нас дошли записи verbatim , хотя подробности этих записей нас сейчас не интересуют. 30 декабря папа наконец написал Асканию и другим епископам Тарраконской провинции, подтверждая получение обоих писем — о Сильване и об Иринее. Сохранился его декрет 49 . В нем он дает следую щие строгие инструкции: 1) ни один епископ не может быть посвящен в сан без ведома митрополита Аскания; 2) никто не должен оставлять свою церковь и переходить в другую — епископы были не правы, дозволив Иринею переход; 3) Ириней должен вернуться в свой прежний приход — если он откажется, он будет лишен сана епископа 50 , а на его место должен быть обычным образом назначен новый епископ из числа барселонских священ ников, так как должность епископа не может рассматриваться как наслед ственная; 4) хотя епископы, рукоположенные Сильваном без ведома Аска ния, должны быть лишены своих мест, Иларий выразил согласие утвердить их назначение в том случае, если ни один из них не был ранее женат. Он напоминал епископам Тарраконской провинции, что в одной церкви не дол жно быть двух епископов (некоторое время Нундинарий и Ириней, види мо, были епископами в одной и той же церкви). Епископом нельзя назна чать неграмотного, имеющего физический недостаток или отбывавшего наказание человека. (Папа не объясняет, почему он посчитал нужным вклю чить два последних пункта, и мы вряд ли можем строить догадки.) Еписко пы не должны так сильно зависеть от мнения людей, как это случилось в Барселоне, главное для них следовать воле Господа.

Это письмо было доставлено в Испанию субдьяконом по имени Траян, и папа в нем не выражает опасений, что это путешествие может быть опасным. Действительно, по нашим сведениям, в этот период путеше ствующему из Италии в Тарракону не угрожало нападение вандалов или кого-либо еще. Примерно в то же время папа направил жесткое порица ние Асканию, 51 который, несомненно, действовал необычным для митро полита образом.

Из этой переписки видно, что жизнь в Испании, или по крайней мере в Тарраконской провинции шла своим чередом, как будто прежний рим ский мир не был разрушен. Везеготское завоевание 456-457 годов, конеч но, принесло неисчислимые бедствия на западе Иберийского полуостро ва, и западные города подвергались постоянной угрозе нападения свевов. Несомненно, что Тарраконская провинция также страдала от Василия и багаудов в период до 454 года. Но в шестидесятые годы V века в Тарра-

конской провинции устраивались совещания, люди путешествовали, пись ма доставлялись адресатам, а идеи обсуждались и передавались от одно му к другому так, как если бы свевы и вандалы все еще были далеко за Рейном и Дунаем и покой Испании не потревожен. Читая письма папы и епископов, трудно представить себе, что к югу от Пиренеев летели бро шенные в гневе копья, горели дома, а завоеватели грабили города и наси ловали женщин. Судя по этой переписке, повседневная жизнь ничуть не изменилась с тех пор, как Цезарь Август завершил римское завоевание Испании пять веков назад. Интересно, была бы картина другой, если бы папские послания были направлены не в Тарраконскую провинцию, а в Галисию? И если бы Траян планировал закончить путешествие не в Тар- раконе, а в Браге, удалось бы ему добраться туда?

3. Темный век Галисии

После 469 года, которым заканчивается «Хроника» Гидация, у нас боль ше нет постоянного источника информации о событиях в Испании. Хотя о жизни везеготской части страны мы можем кое-что узнать у св. Исидо ра, о королевстве свевов мы не знаем практически ничего.

В какой-то момент этого темного периода свевам удалось расширить свое королевство до устья реки Тахо (ранее граница проходила по реке Дуэро). Поэтому в конце VI века, когда у нас вновь появляются источники информации, под «Галисией» уже понимается более обширная провин ция по сравнению с существовавшей в римские времена и при жизни Гидация. Вот почему Второй совет Браги, собравшийся в 572 году, про шел с участием епископов Визеу, Коимбры, Иданьо и Ломего. Все эти четыре епархии были включены в провинцию Галисия, согласно свев- ской Parochiale , относящейся к 572-582 годам. Когда везеготы в 585 году захватили свевское королевство и включили его в состав своего государ ства, они поначалу не стали менять границы Галисии и Лузитании, а оста вили их в том виде, какой они приобрели в конце V — начале VI века, в темные времена. Только к середине VII века были восстановлены пре жние границы. Эта инициатива исходила от Оронция, митрополита Лузи тании 638-653 годов. Он убедил короля Рецесвинта (653-672 гг.) вернуть Лузитании те епархии, которые она много лет назад уступила Галисии. Этот вопрос упоминался на Меридском совете 666 года, но к тому времени решение о возврате к границам Галисии VII века было уже делом про шлым. Этот вопрос возник на совете только потому, что решение Рецес винта дало толчок разногласиям между приходами Иданьо (римская Игита) и Саламанк 52 . Таким образом, на Меридском совете 666 года, то есть на провинциальном синоде епископов Лузитании, присутствовали еписко пы Лиссабона (Олисиппо), Ломего, Иданьо и Коимбры. С другой сторо ны, на Третьем совете Браги, провинциальном синоде епископов Гали-

сии, собравшемся в 675 году, присутствовали епископы Браги, Туя, Опор то, Асторги, Бриттонии, Оренсе, Луго и Ирии (совр. Эль Падрон), но туда не приехал ни один из епископов тех епархий, которые лежали между нижним течением Дуэро и нижним течением Тахо. Эти приходы теперь входили в состав провинция Лузитания и больше не были частью Гали сии. Дошло до того, что присутствовавший на Меридском совете епископ Иданьо, гот или свев по имени Склуа, с вызовом поставил под отчетом свою подпись, которая выглядит так: «Склуа, епископ города Иданьо, при надлежащего провинции Мерида» 53 . Эта формула больше не повторяется ни на одном из многочисленных испанских подписных листов. Склуа — это патриот, который хочет ясно показать всем, что он принадлежит Лузи тании, а не Галисии. Жаль, что мы не знаем, чем был вызван его посту пок: местным или провинциальным патриотизмом, чудачеством, враж дебностью к свевам или какими-то другими чувствами.

В V веке, по крайней мере в тот период, о котором повествует Гидаций, в южной оконечности Галисии (в том смысле, в котором этот топоним употреблялся в VI веке), между нижним Дуэро и нижним Тахо, вероятно, не было свевских поселений. Наоборот, этот район подвергался их постоян ным набегам. Свевы обманом захватили Лиссабон в 457 году и затем в 469 году 54 . Также обманом они захватили Коимбру и три года спустя разрушили ее 55 . (Правда, когда мы узнаем о «разрушении» городов, мы не долж ны воспринимать это буквально, ведь Коимбра существовала как епархия и в VII веке.) В 465 году в Коимбре варвары ограбили «благородную семью» некоего Кантабра. Вряд ли можно считать совпадением то, что епископа Коимбры, участвовавшего в Меридском соборе 666 года, звали Кантабр. Вполне вероятно, что два этих человека были родственниками, то есть знат ная семья Кантабров продолжала существовать и пережила все бури и по трясения по меньшей мере в течение двух столетий 56 . Как бы то ни было, свевы непрестанно нападали на сельскую местность вокруг устья реки Ду эро в 457 году, а через два года напали на Опорто 57 . Во времена своих набегов они сами не жили на этой территории, так же как они не жили на территории Аква Флавия в 460 году, когда они разрушили этот город и увезли оттуда самого Гидация. Несомненно, когда происходили все эти события, район между нижним Дуэро и нижним Тахо все еще был населен римляна ми и был частью старой римской провинции Лузитания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так как прокопий
Разграбили многие испано римские города
Еще до смерти амаласунты он также начал тайные переговоры с императором
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 3 перешли

сайт копирайтеров Евгений