Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

180

Часть четвертая. ИСПАНИЯ

X . Готское королевство и темный век Испании

181

с экспансией свевов. Остается принять, что свевы дошли до Тахо в период между 470 и 510 годами. Мы не можем сузить этот временной диапазон, хотя не исключено, что послание папы Симплиция к епископу Зенону име ет отношение к этой проблеме 58 . Зенона, которому направлено послание, обычно считают епископом Севильи, но в последнее время были выдвину ты аргументы, опровергающие это мнение. Кроме того, из одной надписи мы знаем о некоем Зеноне, который в 483 году был митрополитом Лузитании 59 . Трудно представить, что по странному совпадению митрополитов Бетики и Лузитании звали одним и тем же греческим именем Зенон, более вероятно, что два Зенона — это на самом деле один и тот же человек, епископ Мериды. Папа Симплиций дожил до 10 мая 483 года, так что он вполне мог написать Зенону Лузитанскому в этот день или незадолго до него. Впро чем, возможно, это было и раньше, так как мы не знаем точно, когда Зенон был назначен митрополитом. В этом письме, похвалив Зенона за отличное управление своей епархией, папа сообщает ему, что его положение еще более укрепится, если он будет повышен в должности до папского викария: «укрепленный энергией этого поста, ты не будешь позволять нарушать указания апостолов и ограничения ( terminos ) святых отцов» 60 . В этот период Папы время от времени назначали папских викариев для решения важных проблем, требующих немедленного разрешения на месте, когда нельзя было ждать нескорого ответа из Рима. Однако обязанности викария довольно туманны. Кроме вопроса «ограничений», они никак не определены, и скла дывается впечатление, что папа назначил викария прежде всего с целью решить проблему уменьшения прежней провинции Лузитания 61 . Очевид но, в это время срочно обсуждался некий важный вопрос, от решения кото рого зависело изменение границ этой провинции. Проблема, от решения которой зависело так много, не могла обсуждаться без участия папского викария; так как митрополит был превосходным администратором и дип ломатом, то он и занял этот пост. Вполне возможно, что проблема, о которой пишет Симплиций, не что иное, как экспансия свевов и последовавшая за этим потеря Лузитанией нескольких из ее епархий. Церковь не привет ствовала эту потерю, но и не могла ее предотвратить. Письмо было написано не позднее марта 483 года, а сообщение о кризисе в Лузитании не могло дойти до Рима мгновенно. Решение папы о назначении папского викария в Испанию также не могло быть принято без предварительного размышле ния. Следовательно, экспансия свевов произошла задолго до 483 года. Можно предположить, что свевы вряд ли бы решились на такой шаг тогда, когда Еврих был в расцвете лет, скорее, это случилось тогда, когда он был уже стариком, то есть, вероятнее всего, около 480 года. С другой стороны, возможно, экспансия произошла несколькими годами раньше, около 470 года, когда Еврих был еще молод: в те годы он был слишком занят другими собы тиями. Во всяком случае, очевидно, что территория между нижним течени ем Дуэро и нижним течением Тахо находилась в это время под угрозой завоевания со стороны свевов.

В этих рассуждениях много гипотетического, однако факты говорят о том, что именно в годы правления короля Евриха границы провинции Галисия стали такими, какими они оставались в VI веке, то есть южная граница проходила теперь по реке Тахо, а не по реке Дуэро. В начале следующего века везеготы или их остроготские хозяева были слишком сильны, и никто не решался на них нападать или их провоцировать. В VI веке свевам приходилось вести мирную жизнь, нравилось это им или нет. Не было никакого смысла нападать на гораздо более могущественных соседей, которые уже однажды разгромили свевов в пух и прах в 456 году. Даже позднее, в катастрофические времена царствования короля Атанагильда (555-568 гг.), когда везеготское королевство в Испании находилось в состоянии хаоса и почти распалось, а обширные его районы вблизи границы со свевами восстали против толедского правительства, свевы не делали попыток расширить свои владения на восток и не нападали на предоставленных самим себе и дезорганизованных готов 62 .

Как управлялось свевское общество в эти темные времена, не охвачен ные «Хроникой» Гидация? Был момент, когда в V веке Гермериху, его сыну Рехиле и внуку Рехиарию как будто удалось основать постоянную наследственную династию. Но после смерти Рехиария монархия на несколько лет прекратила существование, и свевы вернулись к правлению военных вождей, не связанных между собой родственными узами. Таким образом, в тот год, когда окончилась «Хроника», монархия еще полно стью не утвердилась. Незадолго до этого она была свергнута и могла быть окончательно устранена в будущем.

Известно, что начиная с 469 года (года окончания исторического труда Гидация) и примерно до 560 года, когда в Галисии служил св. Мартин из Браги, мы не знаем имени ни одного короля, даже если таковые и были. Единственное свидетельство существования королей в этот девяносто летний период — это небольшой отрывок в самом конце «Истории све вов» св. Исидора, в котором автор, исчерпав свой единственный источ ник — «Хронику» Гидация, добавляет, что после этого царствовали многие свевские короли, все из которых были еретиками-арианами, вплоть до царствования Теодемира в 60-х годах VI века 63 . Но откуда Исидор мог знать, что в этот период было много королей, если у него больше не было никакого источника информации? Как объяснить тот факт, что он не на зывает ни одного из этих «многих» королей по имени? Знал ли он о них хоть что-нибудь? Можно ли поверить, что Исидор на самом деле имел в своем распоряжении устные источники, однако не мог заставить себя под робно рассказывать о монархах-арианах, которые были ему так несимпа тичны? Не можем, ибо ни один католический автор не рассказывает так подробно о неприятных ему арианах — готских и свевских королях, чем св. Исидор в своей «Истории готов» и «Истории свевов», не говоря уже об «Истории вандалов» 64 . Правда, у свевов, возможно, действительно был в 485 году король по имени Веремунд, однако это не доказано, и мы не

182

Часть четвертая. ИСПАНИЯ

X . Готское королевство и темный век Испании

183

можем в настоящее время подробно обсуждать Веремунда. Утверждение Исидора о том, что у свевов были короли, еще не означает, что такое поло жение было постоянным: вполне возможно, что некоторое время свевы жили без наследственной монархии или вообще без какой-либо монар хии, особенно в мирное время. Возможно, Исидор, не имея надежных источников, говорил о том, что ему казалось вероятным. Было ли так на самом деле, мы не знаем. Однако если Исидор прав и такие короли действительно существовали, то он наверняка прав и в другом, что они были арианами.

Нам известно об одном интригующем событии, которое произошло в этот темный период истории. Это прибытие толпы бриттонов в район Мон- доньедо, где они основали «бриттонскую церковь», ecclesia Britoniensis , или Britanniensis . Я уже писал об этом переселении бриттонов в других работах и не буду сейчас подробно описывать епархию Бриттония 65 . Вероятно, эти иммигранты бежали от саксонских или, что менее вероятно, от ирландских завоевателей их страны 66 . Трудно поверить, что они уничтожили местное испано-римское население того района, в котором они обосновались, одна ко как объяснить то, что в единственном документе, относящемся к находя щейся там бриттонской церкви, ни разу не упоминается местное испано- римское население района Мондоньедо? Были ли они изгнаны захватчиками с обширной территории епархии? Или они покинули ее добровольно? Или, может быть, там еще жили язычники, у которых не было приходов, которые могли бы быть включены в Parochiale — наш единственный источник ин формации об этой епархии? И была ли организация этой бриттонской церкви основана на монастырях, а не на приходах, как считают некоторые ис следователи? Это только некоторые из тех вопросов, на которые мы не можем ответить, пытаясь обсуждать ecclesia Britoniensis .

Завоевание бриттонами Арморики на северо-западе Франции, видимо, шло в основном двумя волнами. Первую из них относят к третьей четверти V века, когда, как мы знаем, в Северо-Западной Галлии находилось много бриттонов. В конце V века и в первой половине VI поток иммигрантов из Британии в Арморику сократился. Но в 552 и в 557 годах саксы выиграли битвы при Олд Саруме и Дереме (в шести милях к северу от Бата) соответственно. Вторая из одержанных побед привела их к нижнему течению реки Северн. Следовательно, в третьей четверти VI века иммиграция бриттонов в Арморику могла быть еще более массовой, чем в предыдущем столетии 67 . Кажется более вероятным, что поселение бриттонов в Испании связано с поздней, а не с более ранними волнами эмиграции. Можно предположить, что в 450-470 годах беженцам из Британии не было смысла плыть в далекую Галисию, в то время как в 550-580 годах лучшие из участков в Бретани были уже заняты, и поэтому некоторые переселенцы решили попытать сча стья в дальних краях. Именно этим, возможно, объясняется несколько ту манное описание бритонской церкви автором Parochiale : поселение было совсем новым, возможно, оно еще строилось в 569 году, когда писалась эта

сводная книга. Вокруг была такая суматоха, что автору не удалось собрать никакой точной информации, кроме нескольких слов о монастыре некоего Максима.

В 538 году связь между Галисией и Римом осуществлялась, по-видимому, беспрепятственно. Первого марта этого года папа Вигилий (537-555 гг.) в Риме написал письмо Профутуру, митрополиту Браги, который просил его совета по некоторым проблемам, возникшим в Галисии. Письмо митро полита до нас не дошло, но сохранился ответ папы 68 . В нем Вигилий отме чает, что галисийские католики живут «в самой отдаленной части света» { extremis mundi partibus ), и хвалит Профутура за его благочестие.

Из послания в целом можно сделать некоторые выводы о жизни в королевстве свевов в самые темные времена 69 . Нет и намека на какое- либо преследование католиков со стороны правителей-ариан. Проблем было много, но религиозное преследование было не из их числа. Оче видно, не было ничего удивительного в том, что католик посылает пись мо в Италию или даже пишет папе. Католики, судя по письму Вигилия, могли свободно переписываться между собой и исповедовать свою веру, могли строить новые церкви и освящать их, а также перестраивать те из них, которые нуждались в ремонте. Католические иерархи продолжали свою работу без вмешательства со стороны государства, и папа между делом упоминает о «других епископах в своих епархиях» 70 . Кроме того, очевидно, что эти иерархи могли свободно обсуждать те верования, которые они считали ересью, и защищать свое учение в спорах с оппонен тами. Они могли словом и делом выступать против присциллианства и манихейства и, несомненно, также против арианства. В своем письме к папе Профутур не просил просветить его по поводу какой-либо из докт рин арианства, но требовал, чтобы папа высказал свое суждение по по воду отвращения присциллиан к плоти животных. Причина здесь, види мо, в том, что, с точки зрения католика, теоретические основы арианства были подорваны несколько поколений назад. Против них уже нечего было сказать. Ошибки арианства были теперь ясны всем, кроме самих ариан. Единственный вопрос Профутура, касающийся арианства, за ключается в том, как поступать с теми католиками, которые вступили в ряды еретиков, а теперь хотят вернуться в лоно церкви. Если считать, что к арианам присоединялись в основном карьеристы и лизоблюды, то возникает интересный вопрос: что заставило их в 538 году вернуться к католицизму? Что бы это ни было, свевы, очевидно, не чинили препят ствий тем, кто, поменяв однажды веру, теперь желал вернуться в лоно католической церкви.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В се редине vi века в тарраконской провинции цивилизованная жизнь еще
Многие другие варвары
Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 4 человек
Во времена западной римской империи племена северных варваров времена военной

сайт копирайтеров Евгений