Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

198

XI . Испания и Британия

199

вести самостоятельное исследование и выяснять, что случилось за те восемьдесят лет, которые никакой Гидаций не описал. Здесь пересказывать было некого.

Однако не будем заходить слишком далеко. Было бы несправедливо стью по отношению к Исидору забыть о том, что, рассказывая о IV веке, только он поведал нам о готских «исповедниках» и «бывших» готах, кото рые столкнулись друг с другом во времена Фритигерна 36 . Он единствен ный из наших авторитетов по позднему V веку, кто упоминает о Кодексе законов Евриха 37 . (Но при этом ничего не говорит о Breviarium Алариха П.) Что касается истории Испании конца VI века, описанной в замечательной хронике Иоанна Бикларского, то надо помнить, что не Иоанн сообщил нам о ревизии везеготского кодекса законов, предпринятой Леовигиль-дом, об обращении католического епископа Сарагосы в арианство или полуарианство и о жестких мерах, принятых Леовигильдом к своим политическим соперникам на родине. Всей этой важной информацией мы обязаны только Исидору. Только Моммзен мог позволить себе разрушить репутацию севильского мудреца словами homine поп erudito , attamen literato 3 *.

Приложение 2

Некоторые новые исследования истории багаудов

Древние источники по истории багаудов собраны и проанализированы в полезной работе В. Czuth « Die Quellen der Geschichte der Bagauden » ( Acta Antiqua et Archaeologica , tomus IX , Szeged , 1965). Для дальнейшего обсуждения см . Е . A. Thompson «Peasant Revolts in late Roman Gaul and Spain » (Past and Present, II, 1952. P. 11-23), переиздана с исправлениями см . М . 1. Finley (ed.) (Studies in Ancient Society. London and Boston , 1974. P. 304-20) и Samuel Szddeczky-Kardoss (P.-W., Supplbd., XI. P. 346-354). По вопросу сообщений св. Исидора о багаудах см. выше с. 197.

То, что багауды нападали на галльские города, подтверждает Аврелий Виктор ( Caes . XXXIX . 17), « pleraeque urbium tentare », и это сомнению не подлежит. Но, к сожалению, Р. А. Б. Минор в своем издании « Panegyrici Latini » принял Bagaudicae вместо Batavicae в Pan . Lat . IX (IV).4.1: видимо , он не читал P. le Gentilhomme «Le desastre d'Autun en 289» (Revue des Etudes Anciennes, XLV, 1943. P . 233-240).

Несколько ученых, например Рейнхарт (45), Де Абадал (41) и др., почему-то превращают Василия из «Хроники» Гидация (141) в римского генерала, который убивал багаудов, в то время как они благочестиво ук рывались в церкви в Тарраконе! Де Абадал добавляет такую душеразди рающую деталь: добрый епископ Лев умер, защищая бедных угнетенных крестьян от подлых римлян! По поводу этой нелепой ошибки см. S . Szddeczky - Kardoss « Zur Interpretation zweier Hydatius - Stellen » ( Helikon ,

1. 1961. S . 148-152, 149). Это работа, на которую не следовало отвечать Л. Варади « Zur Klarstellung der zwei Hydatius - Stellen » ( ibid ., II . 1962. S . 259-263). Л. Варади превращает Василия в « Gotischer Seigneur », а федераты становятся «гуннами». Из инцидента в Тарраконе я не делаю вывода о крайне враждебном отношении багаудов к католической церкви: contra S . Mazzarino « Si puo parlare di rivoluzione sociale alia fine del mondo antico ?» ( Settimane , IX Spoleto , 1962. P . 410-425, 422). Я также не могу принять донкихотской точки зрения С. Санчеза-Алборноза ( ibid ., p . 437), который считает, что движение багаудов было национальным движением басков: неясно, должны ли мы на основе этой теории рассматривать арморикан- цев так же, как баскских националистов! Мало интересного в работе Е . Englemann «Zur Bewegung der Bagauden in romischen Gallien», а также H. Kretschmer (ed.) (Vom Mittelalter zur Neuzeit: Festschrift H. Sproemberg, I. Berlin, 1956. S. 371-385). Из недавних работ по багаудам в целом см. Sirago ( p . 376) и далее, но его замечания об испанском движении (р. 382 и далее) совершенно безосновательны.

Продуманный рассказ о багаудах в Галлии можно найти в работе Frank М . Clover «Flavius Merobaudes: A Translation and Historical Commentary» (Transactions of the American Philosophical Society, LXI, I, Philadelphia , 1971. P . 46 и далее) с хорошим библиографическим материалом. Но ничего нового об этимологии слова «багауды» нельзя узнать из Cliffird E . Minor « Bagaudae or Bacaudae ?» ( Traditio , XXXI (1975). P . 318-322). Подлинные монеты Элиана не были обнаружены, но о предполагаемых монетах Аман- да см. P. H. Webb apud Н . Mattingly и Е . A. Sydenham «The Roman Imperial Coinage» (V. II. London , 1962. P. 579, 595).

В работе R. G. Collingwood и J. N. L. Myres «Roman Britain and the English Settlements» ( Oxford , 1937. P . 303 и далее), Collingwood предположил, что багауды активно действовали не только в Галлии, но и в Британии. Я постарался в Antiquity , XXX (1956). Р. 163-167, а затем в Britannia , VIII (1977), р. 303-318 показать, что все косвенные подтверждения этому можно найти у Зосима ( VI . 5. 2 f .), который сообщает, что в 409 году именно в подража ние бриттонам арморики изгнали римскую администрацию и провозгла сили себя независимыми от имперского правительства. Сомневающегося я могу спросить: кто еще на западе Римской империи мог решиться покинуть Империю добровольно, кроме тех людей, кого называли багаудами?

Приложение 3

Гидаций, 247, и падение Аспара

По поводу крайней трудности этого отрывка из «Хроники» Гидация см. Curtois « Byzantion », с. 26. Согласно имеющемуся у нас тексту «Хроники», свевские послы, направленные в Италию в 467 году, вернулись в 469 году и привезли с собой новости о приготовлениях восточного импе-

200

XI . Испания и Британия

201

ратора Льва к большому морскому походу в Африку для борьбы с ванда лами. Этот поход действительно состоялся в 468 году. Послы сообщили, что (1) Рикимер стал зятем нового западного императора Антемия и патрицием, (2) на Востоке Аспар был низведен до ранга простого граждани на (то есть что он был уволен из армии), а его сын казнен: их обвинили в заговоре против Римской империи в интересах вандалов.

Что касается первого из этих сообщений, то Рикимер действительно стал патрицием 28 февраля 457 года 39 , так что послам, казалось бы, не было нужды сообщать об этом. Это не было свежей новостью. Однако в отрывке говорится: «тот Рикимер, зять Антемия, также стал патрицием», хотя, с нашей точки зрения, должно было быть так: «тот Рикимер, патри ций, стал также зятем Антемия». Рикимер женился на дочери Антемия Алипии в Риме в 467 году 40 . Я не думаю, что мы можем сомневаться в верности этого отрывка или исправлять текст по причине этого недоразумения. Скорее, мы должны предположить, что Гидаций, живший очень далеко от центра событий, не был информирован о выдвижении Рикиме- ра и просто не знал о его статусе патриция. К тому времени сведения об этом до Галисии еще не дошли. Летописец предположил (как мы знаем, ошибочно), что Рикимеру был дарован этот титул только в 467 году. Кро ме того, свевские послы могли неправильно понять то, о чем им сообщи ли в Италии: ведь эти вопросы вряд ли представляли для них первосте пенную важность.

Вторая часть отчета послов гораздо важнее. Аспар был не только по нижен в ранге, как об этом говорится в нашем тексте: он был предательски убит вместе со своими сыновьями. В этом отношении нельзя считать, что автор отчета просто недооценивает важность событий. Но что еще более обескураживает — это то, что смерть Аспара твердо датирована 471 годом, то есть двумя годами позже окончания того периода, которому посвящена «Хроника», и, что вполне вероятно, двумя годами позже смер ти самого Гидация. Курт считает, что в тексте 247 была позднейшая интер поляция.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Томпсон Э. Римляне и варвары. Падение Западной империи истории античности 5 августы
Везеготские фе дераты рима сражались на стороне феодосия против мятежника евгения под руководством империи предложение
Донесение прокопия о его рекогнос цировке в сиракузах историк человек
Обра тился к императору с прошением
Епископы тарраконской провинции в своем письме к папе иларию

сайт копирайтеров Евгений