Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их Превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жило в условиях феодального или родоплеменного строя при преобладании укладов жизни, формировавшихся в течение веков, ставших для этих народов привычными, традиционными.
Традиционное общество и колониализм. Традиционные уклады имели свою специфику в индийской, китайской и исламской цивилизациях. Эта специфика во многом определяла степень легкости завоевания этих стран и его последствия.
Так, в Индии традиционализм строился на кастовой системе, общинном землевладении и индуистской религии.
Кастовая система предполагала, что каждый человек принадлежит к той же касте, что и его родители, причем браки между представителями различных каст исключались. Каждой касте предписывались определенный род деятельности и нормы поведения. К высшим кастам относились брахманы — священнослужители, имеющие право говорить от имени Бога, и кшатрии — светские властители, цари, князья и воины. Выделялись также каста торговцев и ремесленников (вайшии) и каста земледельцев (шудры). Те, кто нарушали нормы поведения, чужаки, потомки рабов становились неприкасаемыми, стоящими вне каст и не имеющими никаких прав. Считалось, что даже случайное прикосновение к неприкасаемому оскверняет члена касты.
Основной единицей хозяйственной жизни Индии была община, в которую могли входить несколько деревень. Каждая община обеспечивала себя продукцией и сельского хозяйства, и ремесел, она не допускала продажи земли не членам общины. Связь общины с внешним миром ограничивалась уплатой властям шестой части урожая. Управление делами общин вели советы общин.
Основой индуистской религии было представление о земной жизни как ничтожно малой части вечного цикла, состоящего из постоянных перевоплощений. Существование в земном, бренном теле, которое испытывает массу неудовлетворенных желаний, рассматривалось как страдание и одновременно испытание. Строгое выполнение норм поведения касты, праведность, аскетизм, способность не поддаваться соблазнам, гневу, уважение к жизни во всех ее формах и проявлениях должны были обеспечить возможность в следующем воплощении получить более достойную судьбу. Например, родиться в семье, принадлежащей к более высокой касте. Наказанием выступало воплощение в низшем существе, животном, насекомом.
Религия предполагала несопротивление жизненным невзгодам, несправедливости. Они воспринимались как испытание силы духа. Именно поэтому завоевателям Индии, которых в ее истории было немало, не приходилось покорять ее народ. Достаточно было разгромить малочисленные армии местных князей, заставить их признать над собой власть завоевателей, чтобы получать налоги с крестьянско-ремесленнических общин.
Китай, с точки зрения традиций и характера религии, представлял собой полную противоположность Индии. Конфуцианство, строго говоря, было не столько религией, сколько системой этических норм, соблюдение которых открывало путь к всеобщей гармонии. Государство рассматривалось как большая семья, глава которой, император, сын Неба, воплощал в себе высшую гармонию, отвечал за благополучие своих подданных. Они, в свою очередь, должны были почитать его, как дети — родителей. Культ предков, уважение к старшим в семье в повседневной жизни соблюдались с неукоснительной строгостью. Дополняющее конфуцианство и сочетающееся с ним религиозное направление даосизм строилось на том, что путь к гармонии состоит в соблюдении обычаев предков, в неизменности; соответственно, любые перемены, нарушающие гармонию, отвергались.
Принцип государства — большой семьи соблюдался и в политической жизни. Император считался владельцем земли и ее недр. Он управлял своей собственностью с помощью чиновников, ряды которых пополнялись из всех слоев общества. Сословных, кастовых ограничений не существовало, любой подданный, сдав экзамен, мог получить высокий чин. Крестьянство, составляющее подавляющее большинство населения Китая, пользовалось землей на правах аренды и было обязано платить налоги. Государство создавало мануфактуры, контролировало торговлю, определяя цены на товары, обеспечивало работу оросительных систем.
Основным противовесом государству выступали крупные землевладельцы, феодальная знать провинций. При росте ее влияния, расширении владений за счет разорявшихся крестьянских хозяйств усиливались сепаратистские течения, произвол чиновников в провинциях. Не редкостью были крестьянские восстания под лозунгом восстановления системы уравнительного землепользования, но, в отличие от феодальной Европы, императорский двор чаще всего поддерживал . крестьян — основных плательщиков налогов, прибегая к переделам земли, вводя налоги, разорявшие крупных землевладельцев. Тем самым предотвращались развитие социальной дифференциации в деревне, разложение натурального хозяйства, укреплялась система государственного феодализма.
Исламская цивилизация имела свою специфику. Начало ей положили кочевники-бедуины Аравии. Под лозунгом распространения своей веры и обращения в нее неверных они покорили обширные территории Азии и Африки в VIII—IX веках. Ислам жестко регламентирует жизнь своих приверженцев, которые могут рассчитывать на спасение души и блаженство загробной жизни лишь при строжайшем соблюдении норм поведения, предписанных Кораном — священной книгой мусульман. Иной путь был открыт только павшим в священной войне против неверных, джихаде, которые сразу обретали блаженство. Единство веры и принципов поведения позволяло говорить о целостности исламской цивилизации, хотя она включала в себя десятки народов и государств, нередко конфликтующих друг с другом. Однако для большинства из них были характерны такие черты, как единство светской и духовной власти, одинаковая система судопроизводства, выносящая решения на основе законов шариата, то есть религиозных норм праведности.
Относительно легко, малыми силами Великобритании удалось завоевать Индию. Для этого было достаточно добиться от большинства индийских князей признания себя вассалами британской короны, продемонстрировав непокорным преимущества европейской техники.
Большинство армий покоряемых стран Азии имело на вооружении огнестрельное оружие, однако оно значительно уступало оружию европейских армий. Так, если пулемет «Максим», в начале XX века использовавшийся европейцами в колониальных войнах, мог поражать цели на расстоянии 700—800 метров и делал 5 выстрелов в секунду, то ружья армий стран Востока стреляли не далее 100 метров, требовали для перезарядки не меньше минуты.
Войска Китая, исламских стран также не могли противостоять колонизаторам. Однако, не желая сталкиваться с непокорностью многочисленного населения, метрополии предпочитали ограничиваться демонстрацией силы и навязыванием неравноправных договоров их правящей верхушке.
Китай, еще в XIX веке потерпев поражение в войне с Англией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли 5 крупнейших портов, установить низкие таможенные пошлины (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать поселения со своей администрацией, войсками и полицией (сеттльменты). Английские подданные имели право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Англией аналогичных уступок, ставших типичными для зависимых стран, от Китая добились Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории. Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду* Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. британская колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894—1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически сферой влияния Японии.
Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, традиционный образ жизни народов колониальных и зависимых стран под влиянием европейского колониализма претерпевал изменения.
Натиск европейских товаров разорял местных ремесленников. Крестьянство, вынужденное платить налоги не только местным властям, но и колониальной администрации, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия, натурального хозяйства, то есть уклада крайне консервативного, несовместимого с любым развитием. Усиливалась социальная дифференциация населения, земля переходила в руки местных землевладельцев, чиновников администрации. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий, в первую очередь на плантациях чая, кофе, каучука. Сокращалось производство зерновых культур, что осложняло проблему снабжения населения продовольствием. Все это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло эрозию традиционных укладов.
Протест против перемен усиливала деятельность христианских миссионеров, стремящихся вытеснить традиционные верования. В XX веке не редкостью были массовые, преимущественно крестьянские, выступления, нацеленные на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. При этом стихийный традиционализм масс подогревался местными религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Во время так называемого «боксерского» восстания в Китае в 1900 г. (другое название — восстание ихэтуаней, «желтых повязок»), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев, китайцев, носивших иностранную одежду. В духе китайской традиции правившая в Китае маньчжурская династия после некоторых колебаний присоединилась к ихэтуаням.
В результате коллективной интервенции великих держав восстание было подавлено. Китай выплатил победителям контрибуцию, члены императорской семьи, высшие правительственные чиновники, поддержавшие восстание, были или казнены, или сосланы в Туркестан.
Стремления к модернизации в колониальных странах. В XX веке традиционалистское направление в освободительном движении из-за невозможности вернуться к той жизни, которая предшествовала колониальному завоеванию, все больше проявляло свою бесперспективность. Ему на смену шли стремления к модернизации европейского типа, то есть к созданию современного индустриального производства. Носителем этих стремлений в колониях и зависимых странах выступала влиятельная прослойка правящей элиты. Чиновничество, представители торгово-промышленного капитала (так называемая компрадорская буржуазия, сотрудничавшая с властями метрополий), образованная часть населения, получившая образование в развитых странах, понимали, что при подавлении восстаний войска колонизаторов сначала разорят обширные территории, а затем ужесточат режим управления, что ухудшит экономическое положение, ослабит шансы на модернизацию.
По сути дела, сама идея развития, критерии его оценки привнесены в сознание правящих элит стран Азии и Африки европейским завоеванием. Во многих случаях создавались и материальные предпосылки модернизации, хотя метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономики колоний и зависимых стран. Тем не менее, для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний прокладывалась сеть железных дорог. Развивались отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, было создано плантационное хозяйство, ориентированное на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы мировых войн во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.
Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых, видимых и очевидных результатов на этом пути удалось лишь Японии. Важнейшим источником ее успехов был компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые пришли к пониманию того, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли привычные формы жизни и быта основной массы населения. Так сложилась самобытная и неповторимая японская культура XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу, с высокоразвитой индустрией.
Другие зависимые страны также искали пути модернизации. В Китае после подавления «боксерского» восстания и погрома, учиненного иностранными войсками в Пекине, маньчжурская династия шла на постоянные уступки иностранным державам, что вызывало в стране повсеместное раздражение ее политикой. Это облегчило победу революции 1911 — 1912 гг., возглавленной партией гоминдан, объединявшей сторонников либерально-буржуазного, европейского типа развития. Китай был провозглашен республикой. При этом лидеры гоминдана избегали конфликтов с иностранными державами, тем более что для модернизации требовалось привлечение зарубежных капиталов и технологий. Однако в итоге, как всегда случалось в Китае при ослаблении центральной власти, контроль над провинциями оказался в руках феодально-милитаристских клик. Приверженцы либерально-демократического пути развития в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства милитаристских клик.
В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией, созданию парламента, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Правда, итоги их правления ограничились активизацией железнодорожного строительства с участием германского капитала, модернизацией армии с привлечением германских офицеров.
Б Иране в 1905—1911 гг. революционное движение, к которому примкнула часть исламского духовенства, добилось принятия демократической конституции, ограничивавшей всевластие монарха, гарантировавшей права и свободы граждан, введения, кроме исламских (шариатских) судов, гражданской системы судопроизводства. Защитниками традиций в Иране выступили Россия и Великобритания, силой подавившие революционное движение в рамках своих сфер влияния, соответственно, на севере и юге страны.
В начале XX века в странах Востока наметилось пробуждение национального самосознания, возросла прослойка населения, связывающая будущее своих народов с модернизацией. Это было более серьезным вызовом индустриальным, торгово-промышленным странам, чем бунты неграмотных, плохо вооруженных защитников традиционных укладов.
При этом в Китае и Индии существовали лишь отдельные очаги индустриализма. Доля наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, рабочего класса, составляла менее 1% самодеятельного населения.
Особенности развития Латинской Америки. Стремления к переменам стали проявляться и в Латинской Америке. Относить страны этого континента, освободившиеся от колониализма еще в начале XIX века, к зависимым было бы не совсем точно. Особые привилегии для иностранных держав и их граждан здесь не получили распространения. Латиноамериканские страны играли самостоятельную, хотя и ограниченную роль на мировом рынке, поставляя на него аграрную продукцию (кофе, каучук, сахар, кожи и т.д.). С участием иностранного капитала развивалась нефтедобыча, горнодобывающая промышленность. В Мексике, Аргентине, Чили получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.
Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер, проявлялся в существовании влиятельных сил, не заинтересованных в переменах. Их опорой выступали армии, особая роль которых в политической жизни была традицией, сложившейся со времен войн за независимость. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам помещиков-латифундистов, сталкивавшихся с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.
В неизменности положения в латиноамериканских странах были заинтересованы Соединенные Штаты, для которых они выступали важной сферой вложения капиталов. В 1910 г. США и странами Латинской Америки был учрежден Панамериканский союз, члены которого обязались содействовать развитию взаимной торговли. США неоднократно прибегали к военным вмешательствам в дела своих южных соседей, стремясь воспрепятствовать переменам на континенте.
Стремление к переменам порождалось, прежде всего, нерешенностью аграрного вопроса. В Мексике в начале XX века 97% земли принадлежало 1% населения. Постепенно обострялся конфликт интересов латифундистов и укрепляющей позиции национальной торговой и промышленной буржуазии. Мексиканская революция 1910—1917 гг. стала символом грядущих перемен в Латинской Америке. В этой революции крестьянская война за аграрную реформу дополнялась борьбой буржуазно-либеральных политических сил за утверждение демократии, против военного вмешательства США в мексиканские события. Итогом революции, унесшей жизни более 1 млн. человек из 15-миллионного населения страны, стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй, сохранявшийся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете термин «традиционное общество»? Определите основные отличия традиционных устоев жизни в Индии, Китае, исламских странах.
2. Почему традиционные общества не смогли противостоять колонизаторам? Как колониализм отразился на традиционном образе жизни колоний и зависимых стран?
3. Сравните различные, альтернативные пути освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Какой вы считаете наиболее результативным?
4. Охарактеризуйте особенности модернизации в колониях и зависимых странах. Чем отличались итоги индустриального развития в различных государствах (Японии, Китае, Турции и др.)?
5. Что отличало пути развития латиноамериканских стран от азиатских?
6. Определите, какое место на карте мира занимали в начале XX века колониальные и зависимые страны

§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900—1914 гг.

К началу XX века состояние международных отношений определялось конкуренцией небольшой группы экономически развитых и сильных в военном отношении держав. К их числу относились США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония. Цели их политики определялись сходными стремлениями.
Во-первых, к установлению контроля над территориями, которые служили рынком сбыта товаров, сферой вложения капиталов, источником дешевой аграрной и сырьевой продукции.
Во-вторых, к предотвращению усиления конкурирующих держав, защите от них как своих сфер влияния, так и собственной территории.
В-третьих, к подавлению, в том числе и за счет сотрудничества с конкурентами, попыток народов колониальных и зависимых стран добиться изменения своего статуса.
Сходные цели политики не предопределяли использования одинаковых средств их достижения. Выбор средств (мирных или военных), характер отношений с другими державами определялись геополитическим положением страны, уровнем ее экономического развития, историческим опытом и традициями.
Особенности политики ведущих стран мира. Наиболее развитая в экономическом отношении держава мира — США обладала рядом бесспорных преимуществ перед конкурентами. Отделенные от соперников океанами, США могли не опасаться нападения на собственную территорию. Емкий и быстро растущий внутренний рынок обеспечивал возможности дальнейшего развития экономики. Благодаря провозглашению «доктрины Монро» (1823), декларировавшей недопустимость вмешательства держав Европы в дела любого из американских государств, США обеспечили себе преимущественные возможности использования рынков Латинской Америки. Другой стороной «доктрины Монро» была сложившаяся традиция изоляционизма, предполагавшая, что США не вступают в союзы и не вмешиваются в конфликты за пределами Западного полушария, не создают крупных сухопутных сил. При этом правящие круги США не исключали, на перспективу, более активной роли Америки в мировых делах, соответствующей ее экономическому потенциалу. В частности, избранный в 1913 г. президентом США от Демократической партии В. Вильсон был сторонником создания союза «германских народов» — США, Великобритании и Германии.
США не отказывались от захвата колоний, если это можно осуществить без особых усилий и жертв. В то же время главным для себя США считали защиту принципа равных возможностей на рынках третьих стран. Предполагалось, что свободная конкуренция предоставит наилучшие шансы для американского капитала, как наиболее динамичного и быстро растущего. Так, в 1899 г. США предложили своим конкурентам принять принцип «открытых дверей» в Китае, согласно которому ни одна из держав не должна иметь большие привилегии, чем остальные. Кроме того, осуждая колониальные захваты как нарушение принципа свободы рынков, США приобретали моральные преимущества над странами Старого Света.
Великобритания, крупнейшая колониальная держава мира, не отказывалась от попыток дальнейшего расширения своей колониальной империи. В начале XX века обрел популярность проект строительства трансафриканской железной дороги Каир-Кейптаун, вынашивалась идея протянуть цепь владений Великобритании от Египта до Индии, соединив в единый массив африканские и азиатские колонии. В то же время правящие круги Великобритании опасались покушений на свою Империю, воспринимая все стремящиеся к экспансии державы, особенно Германию, Россию и Францию, как возможных противников.
Интересы безопасности собственно Великобритании оказывали значительное влияние на ее политику. Наиболее опасным в Лондоне считали захват какой-либо из держав господства над континентальной Европой или возникновение антибританской коалиции континентальных держав. Соответственно, правящие круги Великобритании традиционно стремились разобщать их, поощряя создание на континенте j противостоящих друг другу коалиций и при необходимости поддерживая слабейшую из них. Особое значение придавалось господству на море, что обеспечивало защиту как метрополии, так и морских путей в колонии. Считалось, что британский флот должен быть способен противостоять одновременно флотам двух сильнейших держав мира.
Вторая колониальная держава мира, Франция, в начале XX века конфликтуя с Великобританией по вопросам раздела сфер влияния в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии, основным своим противником считала Германию. Это определялось стремлениями вернуть Эльзас и Лотарингию, утраченные после франко-прусской войны 1870 г., опасениями, которые вызывало соседство с более сильной в военном отношении Германской империей, конкурирующей с ней по колониальным вопросам. В частности, в начале века яблоком раздора стал вопрос о контроле над Марокко.
Большое значение Франция придавала конвенции о взаимопомощи с Россией (1893), предполагавшей оказание военной поддержки друг другу в случае нападения Германии на одну из сторон. В то же время Франция стремилась заручиться дополнительными гарантиями поддержки против Германии, что побуждало ее искать союза с Англией, Италией, уступая им по колониальным вопросам.
Российская империя в начале XX века рассматривалась в мире как держава, компенсирующая свою относительную экономическую слабость и низкую конкурентоспособность товаров военной мощью. Традиционным для нее было стремление к овладению черноморскими проливами — Босфором и Дарданеллами, что позволило бы обезопасить территорию России от любых угроз с юга. Геополитический интерес подкреплялся идеологическими стремлениями к освобождению бывшего центра православия Константинополя от завоевавших его в XV веке мусульман, к защите православных славянских народов на Балканах от мусульманской Турции и католической Австро-Венгрии.
С 1880-х гг. активизировалась политика России на южном (среднеазиатском) направлении. В начале XX века возрастающее внимание стало уделяться Дальнему Востоку. После введения в строй транссибирской железной дороги, соединившейся с железнодорожными линиями в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай), Россия стала единственной державой, способной перебросить в Китай крупные сухопутные силы.
Особенно острые противоречия по колониальным вопросам возникали у России в начале XX века с Великобританией и Японией. В то же время в правящей элите России существовало убеждение, что непосредственную опасность ей может представлять только Германия — единственная держава, способная претендовать на господство в Западной Европе. Это определяло заинтересованность России в союзе с Францией.
Германия считалась самой сильной в военном отношении страной Европы. Она в наиболее агрессивной форме добивалась передела колоний и сфер влияния, большинством держав воспринималась как источник угрозы равновесию сил в мире. Правящие круги Германии не скрывали, что важнейшей целью их политики в Европе является повторный разгром Франции и низведение ее на роль второразрядного государства. Союз Германии с Австро-Венгрией, которая стала важным рынком сбыта германских товаров и вложения капиталов, заключенный еще в 1879 г., был направлен против России и славянских государств на Балканах. Сближение Германии с Турцией, помощь ей в перевооружении армии, строительство железной дороги Берлин — Багдад — Басра вызвали раздражение у России и Великобритании. Принятие Германией серии программ строительства военно-морского флота было воспринято Великобританией как серьезная угроза ее роли «владычицы морей».
Австро-Венгрия, в XVIII веке совместно с Россией воевавшая против Османской империи, боровшаяся с Пруссией за роль лидера германских земель, к началу XX века демонстрировала все большую слабость. Опору своей власти царствующая в Австро-Венгрии династия Габсбургов видела в военной и экономической мощи Германии. Многонациональную Австро-Венгрию разрушал подъем национального самосознания народов, при этом наиболее ненадежным элементом в империи считались славяне. Для Габсбургов была неприемлема идея создания сильного славянского государства на Балканах, которую отстаивала Россия. Особенно враждебным было отношение к союзной России Сербии, в которой видели возможное ядро такого государства. В 1908 г., когда в Турции началась революция, Австро-Венгрия чуть не спровоцировала европейскую войну, аннексировав оккупированные ею с 1878 г., но остававшиеся под управлением Турции Боснию и Герцеговину, опасаясь возникновения в этих провинциях движения за объединение с Сербией.
Правящие круги Италии ставили на первое место проблемы завершения территориального воссоединения страны. Часть земель с преобладанием итальянского населения (в частности, Южный Тироль) еще оставалась в составе Австро-Венгрии. Сохранялись надежды на возвращение Италии Ниццы и Савойи, в середине XIX века уступленные Франции.
Относительная военная и экономическая слабость Италии исключала для нее самостоятельное достижение целей, связанных с необходимостью вести войну с крупными европейскими державами. Колебания правящих кругов Италии в выборе союзников придавали ее политике непоследовательный характер.
Решающее влияние на выбор союзников Италии оказывала позиция Англии. При мощи британского флота риск подвергнуться морской блокаде, бомбардировкам с моря для страны с большой протяженностью береговой линии, зависящей от морской торговли, принимался во внимание в первую очередь. В то же время нерешительность Италии принесла ей некоторую выгоду. Когда в 1911 г. она напала на принадлежавшие Турции Киренаику и Триполитанию (Ливию), это не вызвало возражений у остальных великих держав, не желавших отталкивать Италию от себя.
Япония, на рубеже XIX—XX веков по уровню экономического развития уступавшая другим державам, испытывала нехватку природных ресурсов и стремилась к созданию колониальной империи за счет экспансии в Китае. Все остальные доступные ей территории уже были поделены другими державами. В борьбе за сферы влияния у Японии были определенные преимущества: территория ее метрополии с базами флота, наиболее сильного на Дальнем Востоке, находилась в непосредственной близости от Китая, В то же время ее конкуренты, хотя и удаленные, превосходили ее по силам, при этом наиболее опасным противником Япония считала Россию.
Превращение Японии в индустриальную страну, претендующую на свою долю мировых рынков и сфер влияния, обострило противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стало серьезным вызовом европейским метрополиям.
Мирные и военные средства решения конфликтов. Ответ на вопрос о том, как и в какой форме могут решиться противоречия на международной арене, в начале XX века не был очевидным. Довольно широко, особенно в социал-демократическом движении, являвшимся влиятельной силой в Германии, Франции, Англии, были распространены пацифистские убеждения. Их приверженцы считали, что цивилизованные нации должны решать противоречия между собой мирным путем. Для такого убеждения были определенные основания, поскольку с 1870 г. развитые страны Европы не воевали друг с другом. Даже франко-германский кризис из-за Марокко, продолжавшийся почти десятилетие, в 1911 г. был разрешен компромиссом. Угрозы войной, звучавшие довольно часто, выступали лишь частью дипломатического торга, они были призваны показать, что дальнейшие уступки в том или ином вопросе невозможны.
Европейские пацифисты, социалисты и социал-демократы не выражали особых протестов против колониальных войн, ведущихся малой кровью и вдали от метрополий. Ими не исключалось, что при большой остроте противоречий дипломатические маневры будут сочетаться с войнами ограниченного масштаба. Например, русско-японская война показала, что конфликт между крупными странами может носить ограниченный во времени и пространстве характер, решая противоречия между ними.
Активизация экспансии России в Северо-Восточном Китае, получение ею концессий на севере Кореи подтолкнули Великобританию в 1902 г. к заключению союза с Японией. Последняя, заручившись внешней поддержкой, начала войну с Россией. Русско-японская война 1904—1905 гг. велась как колониальная, на территории Китая, Кореи и на море. Воюющие страны не переносили боевых действий на землю друг друга, что облегчило заключение мира. При этом Великобритания и США, не желая усиления позиций ни России, ни Японии, содействовали заключению мира между ними на компромиссных условиях. В частности, не получили поддержки требования японской стороны о передаче ей всего острова Сахалин и выплате Россией контрибуции. В1907 г. между Японией и Россией, при посредничестве Великобритании, было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признала сферой японских интересов Южную Маньчжурию и Корею, Япония обязалась уважать интересы России в Северной Маньчжурии. Русско-японские договоры 1910 и 1912 гг. окончательно нормализовали отношения между двумя странами.
Таким образом, Япония утвердила себя в качестве великой державы, частично удовлетворила свои колониальные амбиции. Россия сохранила прочные позиции в Китае, гарантировала безопасность своих границ на Дальнем Востоке.
Создание системы военно-политических блоков. Опасность перерастания ограниченных, локальных конфликтов в мировую войну резко возросла с расширением системы союзов великих держав.
В начале века дипломаты не исключали вероятность различных военно-политических комбинаций. Ими рассматривались такие варианты, как союз континентальных держав Европы против Великобритании; сближение России и Германии; возникновение коалиции против России.
Однако противоречия Германии с остальными державами оказались наиболее острыми, что и предопределило заключение в 1904 г. англо-французского соглашения, вошедшего в историю как договор о создании Антанты (от французского «ententes» — согласие). По форме этот договор не был направлен против какого-либо третьего государства, включая лишь соглашение об уважении сфер влияния друг друга, но по сути дела, снимая разногласия, он был равнозначен военному союзу против Германии.
Русско-французское соглашение 1893 г. и англо-французское согласие подразумевали необходимость нормализации и англо-русских отношений, что и произошло в 1907 г. Россия признала преимущественные интересы Англии в Афганистане, Тибет был объявлен нейтральным. Персия (Иран) была разделена на три зоны интересов: северную с преобладанием российского влияния, южную — английского, центральную — нейтральную. Хотя это соглашение, как и англо-французское 1904 г., формально не было направлено против Германии, фактически оно ознаменовало присоединение России к англо-французской Антанте, к которой начала склоняться и Италия. Уже в 1912 г. между союзниками начались консультации о согласовании действий вооруженных сил в случае войны против союза центральных держав — Германии и Австро-Венгрии.
Тем самым соперничество между ведущими странами мира окончательно сменилось противоборством двух военно-политических блоков: Антанты и Центральных держав. Началось блоковое соперничество. Каждый из блоков стремился укрепить позиции за счет привлечения новых союзников. Ареной наиболее острого противоборства в 1912—1913 гг. стал Балканский полуостров.
Россия, традиционно имевшая большое влияние на балканские страны (Сербию, Болгарию, Грецию, Черногорию), содействовала заключению между ними Балканского союза, надеясь, что это укрепит ее влияние в регионе, создаст дополнительную угрозу Австро-Венгрии. Как только союз был создан (1912), его участники начали войну против Турции, которая потерпела полное поражение, лишилась почти всех своих европейских владений. Вопрос их раздела не нашел мирного решения: в 1913 г. разразилась вторая Балканская война, — между Болгарией и ее бывшими союзниками Сербией и Грецией; к возникшему антиболгарскому союзу присоединились Румыния и Турция. В результате Балканский союз распался. После поражения Болгарии, лишившейся значительной части завоеваний, на нее, а также на Турцию, возросло влияние Германии. Сербия, Греция и Румыния склонились на сторону Антанты,
Создание системы военно-политических блоков ограничило возможности дипломатического маневра в конфликтных ситуациях, повысило вероятность перерастания любого, даже незначительного конфликта в общеевропейскую и мировую войну, разразившуюся в 1914 г.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Отражения историко-культурной самобытности отдельных народов
Германия
Одобряли идей о подрыве мощи германии репарациями

сайт копирайтеров Евгений