Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

480

многократные издания (нек-рые из них подвергались справедливой критике, другие в переработанном виде использовались после 1917; а учебник по геометрии Киселёва издан в 80-е гг. 20 в.).

В период становления сов. системы образования после 1917 в центре внимания идеологов новой школы было создание принципиально новых уч. программ. До-революц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит, результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости школьных У. вообще. В 20-х - нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги,- «рассыпные» У., журналы-У. и даже газеты-У. Позднее такая практика была осуждена в пост. ЦК ВКП(б) «Об учебниках для нач. и ср. школы» (12 февр. 1933). Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ впоследствии перешли к изданию единых стабильных шк. У. по осн. предметам единого шк. уч. плана. Школьные У., изданные в центр, изд-ве в Москве, переводились на языки народов СССР и определяли наряду с едиными общесоюзными программами жёсткий стандарт содержания образования, фактически игнорирующий личность ученика и учителя.

Создание стабильных У. (общесоюзный компонент) было сосредоточено в Учпедгизе - с 1964 «Просвещение» (в 1935 - 89,2 млн. экз. в 1968 - 211,9 млн., в 1994 - 94,3 млн.), на него же была возложена ответственность за обеспечение уч. лит-рой русскоязычного населения, проживающего за пределами России (в 1990 - 79,6 млн., в т. ч. У. - 51,7 млн.; в 1994 - 20 млн., в т. ч. У. - 18 млн.). Уч.-пед. изд-ва союзных республик («Радянська школа», «Народна просвета», «Мектеп», «Ганатлеба» и др.) переводили на родной язык общесоюзные стабильные У. и создавали респ. комплект У. (нач. школа, родной язык, родная лит-ра, иностр. язык на базе родного языка, факультативные курсы), а также уч. лит-ру. Всего по стране изданием У. для школы занималось 22 гос. изд-ва.

Жёсткая регламентация шк. программ, суровая идеологич. цензура не помешали привлечению к созданию школьных У. видных представителей науки, появлению оригинальных метод, разработок.

Вошли в историю сов. школы У.: по математике - Киселёва и Рыбкина, А. Н. Колмогорова и Л. С. Атанасяна; по географии - H. H. Баранского, И. А. Витвера, В. П. Максаковского; по физике - А. В. Пёрышкина, И. К. Кикоина, М. М. Шахмаева; по химии - Ю. В. Ходакова, Л. А. Цветкова; по биологии - Б. В. Всесвятского, Ю. И. Полянского, Б. Е. Быховского, В. А. Корчагиной; по истории - А. В. Шеста-кова, Ф. П. Коровкина, Е. В. Агибало-вой, Г. М. Донского; по рус. словесности - С. Г. Бархударова; по иностр. языкам - И. Л. Бим. В создании У. для рос. нач. школы значит, вклад внесли Н. С. Рождественский, Л. В. Занков, М. Л. Закожурникова, М. И. Моро, А. М. Пышкало, В. Г. Горецкий, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов.

В 70-е гг. Мин-во просвещения РСФСР утвердило первые параллельно (наряду со всесоюзными стабильными) действующие У. по геометрии Л. С. Атанасяна и по алгебре Ю. М. Калягина. В 1997 федеральный компонент включал уже 721 такой У.

В 60—70-е гг. проблема У. привлекла внимание видных учёных-педагогов, начали формироваться теоретич. основы создания уч. лит-ры (Е. И. Перовский, Н. А. Менчинская, С. Г. Шаповаленко, А. И. Маркушевич, А. И. Янцов). В изд-ве «Просвещение» был начат регулярный выпуск теоретич. сб. «Проблемы шк. учебника» (в. 1—20, 1974—93). Разработки теории уч. книги (П. Г. Буга, В. П. Беспалько, В. Г. Бейлинсон, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Н. Ляхов, Я. А. Микк, М. Н. Скаткин, H. M. Шахмаев и др.) позволили определить двуединую сущность У. С одной стороны, он является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, в нём формулируются и раскрываются в доступной форме (с учётом возрастных или иных критериев) осн. науч. понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С др. стороны, У. - важнейшее средство обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познават., самостоят. творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. У. призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в жизни.

Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), к-рая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.

Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, иск-в, книговедения и призвана установить закономерности и правила создания оптимальной формы пособия для зафик-сиров. социальным заказом объёма содержания образования, подлежащего усвоению в соответствии с программой.

Диалектич. единство содержания и формы У., как и место теории У., наглядно прослеживается в разработке проблемы структуры У., через к-рую реализуются его пед. функции. Рассматривая структуру У. с позиции содержания образования в качестве модели обучения, И. Я. Лернер приходит к выводу о наличии в У. «внутренней структуры», т.е. связи элементов, выражающих процесс обучения. Эта первичная структура, к-рая может «и не иметь

чёткого внешнего воплощения» каждого из своих элементов, но обязательно должна пронизать авторский замысел, представлена на схеме.

Очевидно, чтобы быть реализованным в У., каждый из этих содержательных элементов должен в конце концов найти своё реальное выражение в конкретной книжной или иной форме. Такая структура, рождённая на стыке педагогики и книговедения, предполагает материализацию идей автора, перевод их в пенат-ную книгу или иную материальную форму. Вычленение компонентов и элементов конструируемого У. в этой структуре происходит по их доминирующей функции, в основу к-рой положена задача обеспечить учащемуся усвоение и творческое осмысление уч. материала (табл.).

Рассматривая У. как комплексную информационную модель уч.-воспитат. процесса, Беспалько под понятие У. подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или обучающая программа, заложенная в компьютер (программированный У.). Как модель процесса обучения У. отображает цели и содержание обучения, дидактич. принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определённые организац. формы обучения). По его мнению, разработанные им коэффициенты научности и осознанности позволяют провести экспертизу У. до его публикации. Однако все авторы теоретич. исследований У. сходятся на том, что оконча тельное суждение о качестве У. позволяет сделать только его эксперим. проверка в процессе обучения.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНИКА

Тексты

 

Внетекстовые компоненты

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

зыком обучения

94 всерос совещание по внешк работе 13 дек 1938
Образования
Изучающая историч

сайт копирайтеров Евгений