Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО, воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920—36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ-наробразом (в местечке Трепке, 1920—24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко-валёвка, 1924—26). Первый рук. колонии — А. С. Макаренко (до 1928). С 1921 по инициативе Макаренко и его воспитанников колония носила имя М. Горького. В 1923—26 была опытно-шказат. учреждением Наркомпроса УССР, в 1926 переведена в Куряж (под Харьковом). Воспитанниками колонии были дети с негативным социальным опытом. Макаренко отверг отношение к ним как к личностям «морально дефективным», подчёркивая, что в этих случаях ненормальными являются не дети, а отношения между формирующейся личностью и обществом.
Деятельность колонии строилась на принципах соединения обучения с производит, трудом (в мастерских, с. х-ве) и самообслуживания. Использовались новейшие достижения в области агрохим. науки и животноводства. Х-во было рентабельным и перешло на хозрасчёт. Труд рассматривался как пед. фактор, пед. задачи преобладали над узкохозяйственными. Воспитат. деятельность основывалась на началах строгой организованности внутр. отношений, дисциплины, сочетании уважения с доверием к колонистам, на развитии положит, черт их характеров. На опыте работы в колонии Макаренко создал осн. положения теории дет. коллектива, использовал новые формы организации его жизни. В колонии имелась своя конституция (не опубл.), т.е. практически выработанные принципы и правила, обязательные для всех — воспитанников и воспитателей. Колонисты были организованы в постоянные разновозрастные отряды с советом командиров отрядов, наделённым полномочиями высшего хоз. органа. Действовала система сводных отрядов, общее собрание. Случаи особых проступков колонистов разбирал товарищеский суд.
Воспитат. работа в колонии охватывала все стороны жизни детей. Создавались свои традиции, торжественно отмечались праздники. Воспитанники участвовали в играх, спектаклях, шарадах, занимались в кружках, оркестре. Действовала библиотека. Особое внимание отводилось эстетике среды, внеш. виду колонистов.
История колонии, труд педагогов отражены Макаренко в кн. «Педагогическая поэма». В 1928 колонию посетил М. Горький, поддерживавший её деятельность и написавший о ней в цикле очерков «По Союзу Советов».
Лит.: Воспоминания о Макаренко. Сб. мат-лов, Л., 1960; Козлов И., Шестнадцать пламенных лет, НО, 1963, №3;Л о ж с ч-ко А. Б., Воспитатель, учитель, боец, М., 1963; III с и и к м а и С. С., Куряжская быль, Калинин, 1963; Организация воспитат. процесса в практике А. С. Макаренко, Г., 1976; Павлова М. П., Пед. система А. С. Макаренко и современность, М., 1980.

КОЛУМБИЯ, Республика Колумбия (Reptiblika de Colombia), гос-во на С.-З. Юж. Америки. Пл. св. 1,1 млн. км2. Нас. 30,3 млн. чел. (1989). Офиц. яз. — испанский. Столица -г. Богота.
Первыми уч. заведениями на терр. К. были семинарии, основанные иезуитами в 1605 в Боготе, в 1611 в Тунхе. Монашеские ордена открывали миссионерские школы, а также др. уч. заведения; в 1605 в Боготе иезуитами был основан колледж Сан-Бартоломе, в 1658 доминиканцами — колледж Св. Мадонны Росарио. Оба эти колледжа относились к числу «старших колледжей», по своему статусу приближавшихся к ун-там. В 1622 в Боготе был открыт первый в К. ун-т — «Сан-Хавьер» (Св. Ксаверия). Первоначально в нём было 2 ф-та — философии и теологии, позднее были созданы ф-ты законов и канонов, мед., юрид., экономический.
После изгнания иезуитов из К. (1767) принадлежавшие им уч. заведения были переданы под опеку администрации; при участии Ф. А. Морено-и-Эскандон и др. деятелей нац. культуры составлены новые программы обучения, включавшие математику, естествознание и др. Выпускник колледжа Св. Бартоломе педагог Ф. Рестрепо был инициатором внесения в 1826 в свод осн. законов статьи о важнейшем значении школы, призванной выполнять гражд. задачи. Закон 1826 впервые регламентировал деятельность нац. системы образования от нач. школы до ун-та. Важное значение имело создание в 1870 первых пед. уч-щ. Отцом гос. нар. образования в К. часто называют Д. Сапату, к-рый сначала возглавлял отделение образования в деп. Сантандер, а затем в деп. Кундинамарка (в состав к-рого входит и колумбийская столица). Работа школ была осложнена их разобщённостью, разнородным нац. составом учащихся. По данным 1885, 34,5% колумбийских детей посещало «ланкастерские школы» (см. Взаимное обучение).
В 1903 был утверждён закон об организации гос. бесплатных школ. Обязательное бесплатное обучение для детей в возрасте 7—12 лет установлено в 1927. Декретом 1936 введены единая 5-летняя нач. школа, 6-летняя ср. (4 + 2) школа. В 40—50-х гг. был издан ряд декретов в области образования, направленных на ликвидацию массовой неграмотности, распространение нач. образования (особенно среди сел. населения). Школы не имели единого уч. плана, календаря уч. занятий. Офиц. концепции развития шк. дела часто менялись: в 50-х гг. — план «Общинного действия», позже — создание шк. комплексов, внедрение т. н. интенсивной школы. Шк. реформой 1976 подтверждено обязат. обучение детей с 6 до 12 лет, установлена совр. структура образования: дошк. учреждения для детей 4—5 лет, осн. 9-летняя школа, ср., проф. и промежуточные уч. заведения, вузы. В 1989 15% нас. старше 15 лет было неграмотным. Расходы на образование составили ок. 3% ВНП (1989).
Общее руководство нац. системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования, к-рое инспектирует деятельность всех типов уч. заведений (гос. и частных), направляет работу т. н. региональных. фондов по образованию (осн. в 1968 во всех департаментах страны). В 80-е гг. эти органы системы образования пользовались особой поддержкой гос-ва. В 1979—80 были приняты меры по расширению проф. подготовки и повышению квалификации, в т. ч. и среди пед. кадров. В 1980 была введена в действие Нац. служба аттестации преподавателей. Отделение Мин-ва — Колумбийский ин-т по развитию высш. образования (осн. в 1968) руководит высш. уч. заведениями.
Интенсивное развитие сети дошк. учреждений началось с 1974, когда на Мин-во образования была возложена обязанность разработать планы воспитат. и уч. работы в дет. садах и руководство пед. подготовкой воспитателей. В 1989/ 1990 уч. г. в дошк. учреждениях насчитывалось ок. 276 тыс. детей 4—5 лет. Ок. 63% их посещало частные дет. сады.
Осн. 9-летняя школа имеет 2 ступени:
1-я ступень — 5-летняя (быв. нач. школа), обязательна для детей от 6 до 10 лет,
2-я — 4-летняя (общеобразоват. неполная ср. школа). В школах 1-й ступени преподаются исп. яз., арифметика, история и география страны, естествознание, рисование, пение, физкультура, правила поведения и гигиенич. навыки, домоводство. В школах 2-й ступени — испанский и иностранные языки, философия, религия, физич. культура, исп. и лат.-амер. лит-ра, лат. яз., история, география К., всеобщая география, физика, химия, геометрия и тригонометрия, общее естествознание. В 1988/89 уч. г. в 35 тыс. школ 1-й ступени насчитывалось 4,0 млн. уч-ся, 136,4 тыс. преподавателей, в школах 2-й ступени — 2,13 млн. уч-ся, ок. 107 тыс. преподавателей. Окончившие осн. школу могут поступать на работу или продолжать учёбу в полной ср. школе (2 года) или в проф. уч. заведениях.
Получение проф. образования возможно в разл. ин-тах по 2 типам программ. Обучение по 1-му типу (2 года) даёт ср. проф. образование, подтверждаемое дипломами техника и другими т. н. промежуточной категории. Обучение ло 2-му типу (4 года) даёт неполное высш. образование. Уч. процесс в ин-тах подразделяется на 2 цикла: в течение первых 2 лет студенты осваивают практич. знания и навыки и прикладные уч. дисциплины, в течение последующих — проходят теоретич. подготовку. После четырёхлетнего курса выпускники получают проф. квалификацию и дипломы технолога и другие с соответствующей специализацией; они могут продолжать обучение по избранной специальности в вузах.
Несмотря на усилия гос-ва по диверсификации ср. образования и повышению значения техн. и естеств.-науч. дисциплин, гуманитарный профиль преобладал в системе нац. образования К. и в 80-е гг. 1/2 уч-ся второй ступени обучалась в гос. ср. уч. заведениях.
Гос. ср. уч. заведения входят в Нац. систему ср. образования (INEM). К ней примыкает Нац. служба проф.-тех. подготовки (SENA), рассчитанная на 5—7 лет обучения, к-рая даёт возможность молодёжи старше 15 лет и взрослым получить знания в объёме осн. школы и в течение 2 лет — необходимые производств, навыки.
Ликвидацией неграмотности среди взрослого населения занимаются центры по развитию образования (осн. в 1977); в нач. 80-х гг. в 180 таких центрах по всей территории страны обучалось 2,5 тыс. чел.
В системе высш. образования в 1988/89 уч. г. насчитывалось 21 гос. и 17 частных ун-тов, ок. 30 ин-тов, в к-рых обучалось
ок. 435 тыс. студентов. Процесс обучения в ун-те подразделяется на 2 цикла. По окончании 1-го цикла (2 года) студенты получают звание технолога университетского профиля, по окончании полного курса (4—6 лет) — проф. звание. По завершении пед. ф-та студенты получают диплом лиценциата. Подготовка науч. и преподавательских кадров для вузов осуществляется в аспирантских школах.
Крупнейшие ун-ты (1989): Нац. ун-т К. (осн. в 1867 на базе 11 созданных в 1563—72 уч. заведений и филиалов; из 28 тыс. студентов 20 тыс. обучалось на 12 ф-тах, расположенных в Боготе, остальные — в филиалах в Медельине, Манисалесе, Пальмире), Ун-т департамента Антьокия в Медельине (осн. в 1822; 14 ф-тов, 19 тыс. студентов), Ун-т Картахены (1827; 8 ф-тов, св. 4,4 тыс. студентов), Ун-т департамента Каука в Попая-не (1827; 10 ф-тов и школ, св. 3,3 тыс. студентов), Хаверианский папский ун-т (19 ф-тов, св. 22,2 тыс. студентов).
Преподавателей осн. школ 1-й ступени готовят 6-летние пед. уч-ща. В 1988/89 уч. г. в пед. уч-щах насчитывалось 170 тыс. уч-ся, работало 5 тыс. преподавателей. Учителей осн. школ 2-й ступени готовят пед. ин-ты (крупнейший — Нац. пед. ун-т в Боготе, осн. в 1955; 4,9 тыс. студентов в 1989), а также соответствующие ф-ты ун-тов.
Центры пед. исследований публикуют свои издания: Отделение пед. информации и документации при Мин-ве образования — ежемесячник «Educacion» («Образование»); Нац. пед. ин-т — «Revista Colombiana de la educacion» (— «Колумбийский журнал по образованию») и «Docu-mentacion educativa» («Педагогическая документация»); Колумбийский ин-т по развитию высш. образования — «Educa-cion superior у desarrollo» («Высшее образование и развитие», ежеквартально) и «Directorio de la educacion superior en Colombia» («Руководство высш. образованием в Колумбии»); Центр исследований проблем нар. образования — «Cien dias» («Сто дней», ежеквартально) и «Controversia» («Полемика», 10 выпусков в год); Колумбийский ин-т исследований и финансового обеспечения обучения за рубежом (ICETEX) — ежегодный бюллетень; Ассоциация колумбийских ун-тов — журн. «Mundo universitario» («Университетский мир», ежеквартально).
Лит.: Культура Колумбии, М., 1974; Estudios sobre educacion en Colombia, Bogota, 1974; Politica educativa nacional. Reforma educativa 1976, [Bogota], 1976; Texto completo de la reforma universitaria en Colombia, Bogota, 1980; Crisis de la educacion superior: expectativas у alternativas, Bogota, 1985. Э. Г. Ермольева.

КОЛЬЦОВА Марионилла Максимовна [р. 7(20).3.1915, Самара], физиолог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1968), дер мед. наук (1955), проф. (1964). В 1935 окончила 1-й Ленингр. мед. ин-т им. акад. И. П. Павлова. В 1959—69 зав. лаб. нервной деятельности в Ин-те физиологии им. И. П. Павлова АН СССР; с 1969 зав. лаб. высш. нервной деятельности детей дошк. возраста в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Осн. труды по изучению высш. нервной деятельности детей. Соч.: О формировании высш. нервной деятельности ребенка, Л., 1958; Обобщение как функция мозга. Л., 1967; Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, М., 1973; Ребенок учится говорить, M., 19792; Развитие сигнальных систем действительности у детей, Л., 1980.
M. M. Безруких.

КОЛЯГИН Юрий Михайлович (р. 25.4. 1927, Красноярск), математик-методист, акад. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1985), дер педагогич. наук (1977), проф. (1982). Окончил физ.-мат. ф-т МОПИ им. Н. К. Крупской (1957). С 1953 на преподавательской работе: до 1970 учитель математики в ср. школах Москвы и Моск. обл., с 1971 зав. сектором обучения математике НИИ школ МП РСФСР, с 1975 зам. директора по науч. работе. Одновременно с 1962 преподаёт в МОПИ. К. — один из авторов программ, учебников и метод, пособий по математике для учащихся ср. уч. заредений, студентов пед. ин-тов и учителей. В метод, пособиях К. представлены разл. методы изучения ведущих матем. понятий, освещён отеч. и заруб, опыт. К. разработал методику обучения математике «на задачах». Внедрил в практику мн. школ оригинальную метод, модель дестандартиза-ции уч. задач, к-рая позволяет учителю на базе любой задачи самостоятельно конструировать её аналог, имеющий поисковый или проблемный характер.
С о ч.: Задачи в обучении математике, ч. 1—2, М., 1977; Методика преподавания математики, М., 1980 г. (соавт.).

КОМАРОВСКИЙ Борис Борисович [24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., — 18.12.1965, Баку], педагог, дер пед. наук, проф. (1927). Окончил пед. ф-т Днепропетровского высш. ин-та нар. образования (1921). Пед. деятельность начал в 1908 учителем сел. школы. С 1924 вёл н.-и, и преподавательскую работу в Азерб. гос. ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. индустриальном ин-те (1931—37), Азерб. НИИ пед. наук (1938—51), Азерб. пед. ин-те языков им. Ахундова (1952—65).
Исследовал труды амер. и европ. педагогов 19—20 вв., уделяя преим. внимание теоретикам свободного воспитания, прагматизма. Развивал идею Дж. Дьюи о демократизации школы и личности, связи обучения с жизнью и производит, трудом, соединения духовного развития личности с развитием способностей к обществ, работе.
Изучал пед. терминологию, к-рую рассматривал как систему лексич. средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения (в широком смысле) и как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогики (в узком смысле). В монографии «Русская пед. терминология» (1969) исследовал пед. лексику в ист. памятниках и лит. источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка пед. науки. Им расширено толкование понятий термина и номена (к числу заменителей терминов К. относил суждения, речения, афоризмы). Доказывал, что термины педагогики как обществ, науки имеют полит, направленность.
Составил «Большой пед. словарь» (1946—50), частично опубликованный в журн. «Азербайджан Мектеби» («Азербайджанская школа», 1946, № 5; 1947, № 1—3, 5—6; 1948, № 1). На основе работ К. по пед. терминологии разработаны пособия для студентов — краткие словари пед. терминов в Пятигорском пед. ин-те иностр. языков, Узб. респ. пед. ин-те рус. яз. и лит-ры и др.
Соч.: Филос. предпосылки педагогики Дьюи, «Изв. Азерб. гос. ун-та», 1927, т. 8—10; Амер. педагогика XX в., Баку, 1928; Осн. линии в развитии науч.-пед. теории С.-А. С. III,
в XX в. в связи с развитием европ. педагогики, «Изв. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та», 1929, т. 14; Диалектика развития науч.-пед. мысли, М., 1929"; Совр. пед. течения, т. 1, Баку, 1930; К истории гербартианского направления в педагогике, СП, 1940, № 2; А. С. Макаренко — выдающийся сов. педагог, там же, 1941, М° 3; Осн. проблемы пед. лексики и лексикографии, «Уч. зап. Азерб. пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова», 1960, в. 8; Развитие пед. понятий и пед. терминологии в России с X по XVIII вв., там же, в. 10..» В. В. Макаев.

КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).
Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».
Филос. взгляды К. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.
В творчестве К. получает развитие предшествующая традиция чеш. реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. братьев (см. в ст. Чехия).
Ещё в период учёбы К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чещ. языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения.
К. — ведущий представитель чеш. реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. написал ряд ист. работ и лит.-филос. трактат «Лабиринт света и рай сердца» («La-birint sveta a raj srdce», 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. позиция К. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).
Под влиянием неоплатонизма К. пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чеш. языке (1628—30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К., должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицат. отношение к «Дидактике».
В 1631—32 К. переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике»создать учебники и метод, лит-ру. Закончил К. лишь «Ин-форматорий материнской школы», ставший первой теорией дошк. воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физич. и нравств. воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. и религ. воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение дет. игр, К. подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильств. ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.
В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. деятельностью, К. в 1633—38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая осн. теоретич. базой средней (лат.) ступени образования. К. создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошк. воспитания до высш. образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. вводит наряду с традиц. семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. догматич. путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из к-рых были
454
составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.
В 1640-х гг. К. по предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) К. возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие лат. языка» («Vestibulum latinae tinguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубл. 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).
В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в соч. «Пансофич. школа» (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.
Конфликт между планами создания пансофич. школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания уч. книги на основе психол. принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. составил уч. кн. «Школа — игра» («Schola — ludus», 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене шк. театра.
В 1654 К. вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. пед. сочинений «Opera didactica omnia», среди к-рых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме К. работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), к-рый явился итогом его филос.-пед. и обществ, планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает неск. частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панав-гия») анализирует осн. методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), наз. также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит филос. ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. процесса. Гл. место в ней занимает человек — творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как
совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. ступеням обучения и воспитания К. присоединяет и др. «школы жизни», к-рые в свою очередь делит на этапы развития- «классы». Т. о., система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. воспитание), «школу детства» (элементарное гак. обучение на родном языке), «подростковую школу» (ср. ступень), «школу молодости» (высш. образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда К.
Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац. культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. подчёркивал связь между самоисправлением каждого отд. человека и исправлением гл. социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунар. орг-ция учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. суд для мирного решения спорных полит, вопросов. Заключит, часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение» («Пан-нутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).
Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естеств. постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по К., — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш. мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. о., К. выделяла составные части воспитания — науч. образование, нравств. воспитание и религ. воспитание. Понимание К. задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К., человек — дитя природы, и поэтому все пед. средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К. в своей пед. системе.
Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка -языка науки и культуры того времени. Осн. требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие уч. материала возрасту ребёнка. К. считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и по-степеннчм продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, гл. значение К. придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.
Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб, важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегриров. систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить осн. линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. культуры.
С о ч. в рус. пер.: Избр. пед. соч., т. 1 — 2, М., 1982.
Лит.: Красновский А. А., Я. А. Ко-менский, М., 1953; Мат-лы науч. сессии А. ПН РСФСР, поев. 300-летию опубликования Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Философия Комеиского, М., 19822; К p а т о х— в и л М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Popelova J., Ко-menskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958: Blekastad M., Comenius, Praha — Oslo, 1969; С a p k o v a D., Nektere zakladni prmcipy pedagogickeho mysleni J. A. Komen-skeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uhersky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.
Д. Чапкова.

КОМИ РЕСПУБЛИКА, Республика Коми, входит в состав Рос. Федерации. Пл.415, 9 тыс. км2. Нас. 1261 тыс. чел. (1989). Столица — Сыктывкар.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 872 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 788 чел.). В отраслях экономики занято ок. 264 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 77 тыс. с высшим и св. 188 тыс. со ср. спец. образованием.
Древняя (т. н. пермская) письменность была разработана рус. церк. деятелем Стефаном Пермским в 14 в. и использовалась в миссионерских целях. К кон. 17 в. эта письменность заменена основанной на слав.-рус. графике. Помимо монастырских школ обучение организовывалось лишь в немногих т. н. домашних школах. Первые гос. школы созданы в нач. 19 в. (Яренское нар. уч-ще, 1804, и др.). Позже в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) открылись духовное (1822), приходское (1835) и уездное (1840) уч-ща. Первая сел. школа открыта в 1828 в Ижме. В 40-х гг. 19 в. появились сел. (т. н. кисилевские) школы для детей гос.
455
крестьян, находившиеся в ведении Мин-ва гос. имуществ. В кон. 50-х гг. открыты первые гор. жен. уч-ща. В кон. 60-х гг. с образованием земств в их ведение переданы кисилевские школы, открывались и собственно земские нач. школы. В кон. 80-х гг. земские уч-ща Яренского уезда преобразованы в церк.-приходские. Обучение велось на рус. яз. В 19 в. попытки начать обучение коми дегей на родном языке предпринимали ч.-к. Петерб. АН П. И. Савваитов, автор неск. учебников и мн. церк. книг Г. С. Лыткин. Сторонником просвещения выступал основоположник коми лит-ры учитель И. А. Ку-ратов, предлагавший проекты зырянского алфавита и разработавший грамматику коми языка.
В нач. 20 в. среди уч. заведений преобладали церк.-приходские школы. После 1912 открылись 2 гимназии, 11 высш. нач. уч-щ, 2 ремесл. уч-ща. В 1914/15 уч. г. было 316 школ (15,1 тыс, уч-ся), работали 575 учителей, для их подготовки в 1916 открыта учительская семинария. Рус. грамотой владело ок. 25% населения, в сев. р-нах — ок. 12%. Почти полностью неграмотными оставались женщины.
После установления сов. власти началась коренная перестройка нар. образования. Заметную роль в подъёме нац. культуры играло об-во «Комикотыр»; была издана «Программа по изучению зырянского края» (автор — П. А. Сорокин), в к-рой значит, место отводилось вопросам школы. При содействии об-ва был проведён Всезырянский пед. съезд (1918), открыто первое уч. заведение для подготовки учителей (1918/19 уч. г.). При Усть-Сысольском ОНО была создана комиссия по разработке и изданию учебников на коми яз. В 1918 принят единый коми алфавит на рус. графич. основе, составленный В. А. Молодцовым. Появились первые сов. учебники и пособия для школ с обучением на родном языке, в т. ч. первый печатный букварь на коми яз. (1920; автор Молодцов). Развернулась ликвидация неграмотности. В 1923 открылось отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924/25 уч. г. на ликпунктах и в школах малограмотных занимались св. 5 тыс. чел. В 1918 открылся первый детский сад.
В Авт. области коми (зырян) в первый год её существования (1921) насчитывалось 388 школ I ступени и 15 школ II ступени (всего ок. 24 тыс. уч-ся). В нач. школе обучение стало вестись на коми яз. На базе ремесл. уч-щ созданы проф.-тех. школы. Действовали учительские курсы. В 1921 открылся ин-т нар. образования (с 1923/24 пед. техникум), где началась систематич. подготовка учителей для коми школ.
С 1930/31 уч. г. осуществлялось введение всеобщего нач. обучения. К нач. 1932/33 уч. г. охват учащихся составил 99,5% детей 8—12 лет. Работало св. 438 школ I ступени (св. 36,8 тыс. уч-ся), 57 неполных ср. школ, в т. ч. ШКМ и ФЗС, 1 школа II ступени (всегосв. 42тыс. уч-ся). В нач. 30-х гг. развернули работу лесной, строит., мед., педагогический техникумы. В 1932 в Сыктывкаре открылся пед. ин-т. Учительские кадры для республики готовили ЛГПИ, Пермский ун-т и др. вузы. Значит, организаторскую и науч. работу в период становления сов. школы проводили В. А. и М. А. Молодцовы, В. И. Лыткин, А. С. Сидоров, А. А. Мае-гов, И. Т. и В. Т. Чисталёвы, Н. А. Шахов и др.
В Коми АССР (назв. с 1936) было введено всеобщее 7-летнее обучение (начато в 1934). В 1936/37 уч. г. работало св. 270 нач., св. 70 семилетних и 13 средних (в т. ч. коми и коми-русских) школ. Коми язык стал языком обучения и в неполной ср. школе. Рус. яз. изучался в коми школах с 3-го кл. и был уч. предметом и языком обучения в ст. классах средних об-щеобразоват. (всего для 34,7 тыс. уч-ся) и др. заведениях. До кон. 30-х гг. работали также школы с обучением на тат. и нем. ячыках (для детей спецпереселенцев). К кон. 30-х гг. грамотность населения составила ок. 80%. В 1940 открылось 4 школы ФЗО, 4 ремесл. и 1 ж.-д. уч-ще системы трудовых резервов. В 1944/45 уч. г. из 50 тыс. школьников 35,2 тыс. учились в нач. классах. В кон. 40-х гг. охват учащихся 7-летними школами составил 99,4%. С 1959/60 уч. г. введено обязат. 8-летнее обучение. В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование, обучение на коми яз. систематически (с 50-х гг.) сокращалось. В 1975/76 это обучение прекратилось. Как предмет в 1985/86 уч. г. родной язык изучало ок. 14 тыс. уч-ся.
В 1992 имелось св. 1 тыс. дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 110 тыс. детей (88% детей соответствующего возраста). Св. 480 учреждений ведут воспи-тат. работу и предшкольную подготовку на коми яз., охватывая 21 тыс. детей. Св. 90% пед. работников дошк. учреждений имеют высш. и ср. спец. образование. В 1992/93 уч. г. в 569 дневных общеобра-зоват. школах училось 186 тыс. чел., в 25 вечерних и заочных школах — 5,2 тыс. чел. В 265 школах коми яз. преподаётся как предмет (24 тыс. уч-ся), в 200 школах изучаются история и культура коми. Имеется 9 школ-интернатов, 5 дет. домов, 4 интерната для детей-сирот, св. 20 вспо-могат. школ. В общеобразоват. школах занято св. 13 тыс. учителей, из к-рых 75,6% — с высш. образованием; среди преподавателей ср. и ст. ступеней обучения св. 98% с высш. образованием. Среди педагогов св. 40 засл. учителей школы РСФСР, св. 180 засл. учителей республики Коми.
С кон. 80-х гг. создаются учебники по истории и культуре края; к этой работе привлечены специалисты регионального науч. центра РАН, кафедры ун-та, пед. ин-та и др., а также обществ, орг-ции. Метод, работу и повышение квалификации учителей ведут респ. ИУУ (осн. в 1939), метод, кабинеты и т. п. Работают 45 внешк. учреждений, к-рые охватывают ок. 54 тыс. чел. Учебники родного языка и др. пособия для коми школ выпускает изд-во в Сыктывкаре. Для детей издаётся журн. «Би кинь» («Искорка», с 1986). Проф.-тех. образование дают 53 уч-ща (св. 20 тыс. уч-ся), в т. ч. 36 дневных. Имеются 19 ср. спец. уч. заведений (15,9 тыс. уч-ся), в т. ч. 2 пед. (в Сыктывкаре), муз., культ.-просвет, уч-ща и уч-ще иск-в. Среди высш. уч. заведений: Сыктывкарский университет (осн. в 1972; в 1990—5 ф-тов, ок. 3 тыс. студентов), педагогический (ок. 3 тыс.), индустриальный (1967; Ухта) ин-ты, 2 филиала др. вузов (всего в вузах св. 10 тыс. студентов).
Лит.: Культурное строительство в Коми АССР. Сб. док-тов, 1т. 1 — 2], Сыктывкар, 1979—84; Безносиков Я. Н., Развитие нар. образования в Коми АССР, Сыктывкар, 1973; Попов А. А., Из истории становления сов. коми нац. школы (30-е гг.), в кн.: Из истории нац.-государственного
строительства, нац. отношений и социально-экон. развития Коми АССР, Сыктывкар, 1989. А. А. Попов, В. А. Стаханов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сотрудник ин-та географии ан ссср
Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист
Времени должна падать на перерыв между занятиями в школе
Я личности особую сферу опыта человека
Постановлением обозначен переход школ на новое содержание образования

сайт копирайтеров Евгений