Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является её сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему её убеждений, они реализуются с ясным и отчётливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб, рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учётом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.

Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и

социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.

Лит.: Рубинштейне.Л., Бытие и сознание, М., 1957; СпиркинА. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Марголис Дж., Личность и сознание, пер. с англ., М., 1986; Велихов Е. П., Зин-ченкоВ. П., Л с кторс к и и В. А., Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11. С. Л. Михайлов.

 

СОЙМОНОВ Михаил Фёдорович [15(26).5.1730, Москва, - 17(29). 10.1804, Серпухов], гос. деятель, один из организаторов техн. образования в России. Учился в академич. гимназии и Моск. артиллерийской школе (1738—49). Служил унтер-офицером, участвовал в проведении гидрографич., геодезич. и карто-графич. работ в Сибири. Обер-прокурор Сената (1764). Командир Берг-коллегии (1771—81 и 1796—1801); создатель и руководитель (1773—76 и 1796—1801) Горного уч-ща для подготовки горных офицеров - первого высш. техн. уч. заведения в России (ныне С.-Петерб. горный ин-т).

Составил проект и Устав уч-ща, в основе к-рых лежала идея широкой спец. и общеобразоват. подготовки воспитанников, приобщения их к науч. деятельности, практич. ознакомления с основами горных и горнозаводских знаний. По плану С., в уч-ще должны были приниматься студенты в возрасте не старше 16 лет, получившие предварит, подготовку в Моск. ун-те по франц., нем., лат. языкам (или двум из них), арифметике, геометрии, основам химии (с 1776 были созданы особые классы для преподавания предметов гимназич. профиля). Стремился использовать в уч. процессе «горные модели», инструменты, материалы. По инициативе С. был построен уникальный уч. горный рудник - «натуральная гора», на модели к-рого изучались условия залегания горных пород, добывались образцы, производились химические анализы.

С. видел в уч-ще науч.-уч и информац. центр горнозаводской отрасли: преподаватели и студенты переводили работы иностр. специалистов, издавали их для

356

продажи казённым и частным заводам, горным офицерам; поддерживались связи с АН, исследоват. и уч. заведениями, российскими и зарубежными. Для изучения заруб, опыта организовал заграничные командировки первых выпускников уч-ща. Были созданы горный музей, науч. библиотека, велась большая коллекционная работа. С. привлёк к преподаванию выдающихся учёных и горных деятелей, членов АН: И. М. Ренованца, А. М. Карамышева, А. М. Вильбрехта, И. Ф. Германа, В. М. Север-гина, Ф. П. Моисеенкова, для обучения иностр. языкам - И. И. Хемницера. Опыт Горного уч-ща был использован др. отеч. вузами.

С 1802 член Совета моек. Екатерининского уч-ща.

Лит.: М. Ф. Соймонов. Автобиография, «Горный журнал», 1887, №10; Гольден-б с p г. Л. А., М. Ф. Соймонов, М., 1973.

С. П. Пимчев.

 

СОКОЛОВ Вениамин Сергеевич (р. 29.9.1935, Кострома), педагог, обществ, деятель; акад. РАО (1992), дер физ.-матем. наук (1975), проф. (1978), засл. деятель науки РСФСР (1985). После окончания Моск. физ.-техн. ин-та (1959) работал в учреждениях Сиб. отделения АН СССР. Преподавал в Новосибирском ун-те, где был деканом физ. ф-та. В 1975—88 ректор Красноярского ун-та. Автор трудов по физике Солнца, энергетике и физ.-техн. проблемам. В 1990—93 Нар. депутат РСФСР, Пред. Совета Республики Верховного Совета РСФСР. В 1993—95 акад.-секретарь отделения проф. образования РАО. С 1995 аудитор Счётной палаты Рос. Федерации. С нач. 90-х гг. выступал в печати с публикациями по актуальным вопросам подготовки квалифициров. специалистов. Ряд работ посвящён проблемам макроэкономики, взаимодействия систем хозяйства и образования, финансирования учебных заведений.

Соч.: О гос. политике в области образования, П., 1994, №6.

 

СОКОЛОВ Владислав Геннадиевич [15(28). 12.1908, Рыбинск Ярославской обл., - 25.6.1993, Москва], хоровой дирижёр, педагог, композитор, создатель отеч. школы педагогов-хормейстеров дет. хоровых коллективов, проф. (1951), нар. артист СССР (1966). Родился в семье священника, с 6 лет пел в церк. хоре. В 1932 окончил уч-ще при Моск. консерватории (по классу хорового дирижирования у А. В. Александрова, композиции - у Д. Б. Кабалевского), Моск. консерваторию (1936). В 1936 организовал хор при Центр, доме худож. воспитания детей (ныне Центр худож. воспитания РАО), в том же году начал преподавать в Моск. консерватории. В 1956 организовал и возглавил Гос. моек. хор.

С. направил свою деятельность на развитие отеч. хорового исполнительства, дет. муз. творчества, пропаганду клас-сич. и совр. хорового иск-ва. Созданный им дет. коллектив стал творческой лабораторией в разработке методики муз.

воспитания школьников, развития дет. певческого голоса, эстетич. вкуса детей. В пед. концепции С. выделяется требование высокого профессионализма в процессе освоения произведения, сочетающееся с творческой раскрепощённостью. Овладение муз. произведением С. связывал с образно-эмоциональным его восприятием. Источником метод, исканий педагога служили поэтич. и муз. тексты. Репетиции и концерты отличались высокой коммуникативностью, когда возникал незримый мост между дирижёром и певцами, своеобразный процесс сотворчества. Эмоциональное начало в пед. процессе как одна из основ обретения мастерства сочеталось с развитием вокально-слухового мышления детей и формированием представлений об эталонном звучании голоса.

В творческом наследии С. чётко прослеживается мысль о том, что в совм. деятельности рождается особая эстетика взаимоотношений дирижёра и детей, создаётся уникальный климат, построенный на глубоком уважении к личности каждого артиста хора. Процесс обучения и исполнительства в методике С. были неразрывно связаны. Импровизационное начало особенно ярко проявилось в его концертной деятельности. В исполнение одного и того же произведения С. вносил новый штрих, акцент. Создавая условия нек-рой непредсказуемости, концентрируя внимание исполнителей на дирижёре, музыкант стимулировал артистич. способности детей, формировал их импровизаторские творческие качества. Часто окончательно художественное решение произведения возникало во время его концертного исполнения, что создавало иллюзию рождения образа перед слушателем.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Образование
Получившего назв программирование
Объяснение в процессе обучения элементы дидактич концепции
География как учебный предмет
Также в народов севера институтена Чукотке существовали зачатки картинного письма

сайт копирайтеров Евгений