Пиши и продавай! |
15 Конрад Дж. Избранное. Т. 2. — М., 1959. —С. 41. 16 Де Сент-Экзюпери А. Соч. — М., 1964. — С. 346. 17 Самый яркий и наиболее достоверно описанный случай этого рода, послуживший даже основой для одноименного американского художественного фильма, это «Три лица Евы». 25-летняя Ева Уайт обратилась к врачу по поводу приступов жестоких головных болей и провалов памяти (амнезия) после них. В ходе обследования у нее обнаружились и другие болезненные симптомы. Через несколько дней после очередного посещения врача миссис Уайт неожиданно прислала ему письмо. Письмо было не закончено и не подписано, а в конце его другим, похожим на детский почерком была сделана бессвязная приписка. В следующий визит Ева Уайт решительно отрицала факт посылки письма; она помнила, что не закончила и, кажется, разорвала его. В течение этой беседы обычно хорошо владеющая собой женщина сильно волновалась и в конце концов призналась, что периодически она слышит какой-то воображаемый голос, обращенный к ней. Пока врач обдумывал это сообщение, облик и поведение пациентки вдруг резко изменились. Вместо сдержанной, воспитанной дамы перед ним оказалась легкомысленная девица, которая языком и тоном, совершенно чуждым миссис Уайт, стала бойко обсуждать ее проблемы, говоря о ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени она заявила: «О, я Ева Блэк». Так началась эта удивительная психиатрическая история. В течение . четырнадцати месяцев, на протяжении около ста консультационных часов, перед врачом появлялась то одна, то другая Ева. Вначале для вызова Евы Блэк нужно было погрузить в гипнотический сон Еву Уайт. Потом процедура вызова упростилась. Оказалось, что в теле миссис Уайт, начиная с раннего детства, жили две совершенно разные личности,..причем Ева Уайт ничего не знала о существовании Евы Блэк до ее неожиданного появления во время психотерапевтиче- ского сеанса, и даже после этого она не получила доступа п се самосознание. Мисс Блэк, напротив, знает и может сообщить, что делает, думает и чувствует миссис Уайт. Однако она не разделяет этих чувств. Переживания Евы Уайт по поводу неудачного замужества Ева Блэк считает наивными и смешными. Не раяделяет она и ее материнской любви. Она помнит многое такое, чего не помнит Ева Уайт, причем достоверность ее рассказов была проверена путем беседы врача с родителями и мужем пациентки. Интересно резкое несовпадение характеров обоих персонажей. Ева Уайт — строгая, сдержанная, преимущественно грустная, одевается просто и консервативно, держится с достоинством, любит стихи, говорит спокойно и мягко, хорошая хозяйка, любящая мать и т.п. Ева Блэк общительна, эгоцентрична, детски тщеславна, заразительно весела и беззаботна, говорит с грубоватым юмором, любит приключения, одевается слегка вызывающе, не любит ничего серьезного, испытывает идиосинкразию к нейлону, которой нет у Евы Уайт. Некоторая, хотя и не столь разительная, разница была обнаружена и при помощи ряда психометрических и проективных тестов. Вскоре врач смог вызывать любую из двух Ев по желанию. Однако попытка вызвать обеих сразу вызвала у больной опасный нервный шок, так что этот опыт больше не повторяли. В ходе психотерапии на сцене появилась еще одна, третья личность, назвавшая себя Джейн и сильно отличающаяся от обеих Ев. По мнению психиатра, именно это третье Я наиболее способно разрешить и интегрировать в себе проблемы первых двух. 18 Брехт Б. Театр. Т. 5. Ч. 2. — М., 1965. — С. 137. 19 Там же. С. 114. 20 Там же. С. 133. 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 440. . 22 Цит. по кн.: Соловейчик С. Час ученичества. — М., 1970. — С. 97. 23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 710. 24 там же. Т. 3. С. 77. 25 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С. 560. 26 Цит. по кн.: Гайцепко 17.17. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. — М., 1970. — С. 140. 27 См. об этом подробнее: Замошкин 10.А. Кризис буржуазного индиви- дуализма и личность. — М., 1966; Кон И.О. Социология личности. — М., 1967; РихтаР. Научно-техническая революция и развитие человека //Вопросы философии. — 1970. — №№1, 2. 28 Чивер Дж. Буллет-Парк // Иностранная литература. — 1970. — №8. Кон И. Социологическая психология психологии 13 подростки |
|
|
|