Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Учение Ария было осуждено, а сам он был отлучен от церкви, как еретик. Церковный историк Евсевий частично соглашался с Арием, между ними была оживленная переписка. У Ария нашлось вскоре много сообщников.

Первый вселенский Никейский собор (325 г.)

В этот спор вмешался император Константин, думавший, что его присутствие и власть способны избавить церковь от внутренних раздоров. Константин написал письмо Александру и Арию, в котором осуждал их спор о бесполезных вопросах. Как видно, для Константина не имело никакого значения - Бог ли Христос или же первый из сотворенных Богом существ. Иначе он не назвал бы этот спор бесполезным. Константин послал в Египет епископа Хосия с особым поручением устранить спор. Но Александр и Арий отказались выслушать увещание посланца самого императора. Тогда Константин решил глубже вкинуть в суть спора. Он принял решение создать совещание всех епископов Римской империи. В июне 325 года в городе Никее в Вифании собрался Первый вселенский собор, на котором присутствовало триста восемьдесят епископов и, кроме того, много пресвитеров и диаконов. Историк Евсевий, также присутствовавший на этом соборе, пишет: "Цвет духовенства от бесчисленных общин Европы, Африки и Азии находился теперь в сборе". Это было совершенно необычное зрелище и для самих епископов. Многие из них еще совсем недавно вернулись с каторги и на своих телах имели следы пыток. А теперь они собрались во дворце в Никее, и сам император Константин председательствует на их собрании, какого еще никогда не было. Здесь были буквально все епископы из всех частей Римской империи. Тот факт, что председательское место на соборе занимал император, говорит о полном подчинении христианской церкви римскому императору. Участник этого собора историк Евсевий пишет , что все епископы, пресвитеры и диаконы, затаив дыхание, ждали появления императора. Наконец он вошел в зал. Его одежда была украшена золотом и драгоценными камнями. Все собрание поднялось с мест при его входе. Он подошел к золотому, приготовленному для него креслу. После того, как пропели хвалебную песнь императору, он начал свою речь. Собор продолжался больше двух месяцев, и Константин присутствовал на большей части заседаний, а также лично знакомился с многими епископами.

Диакон Афанасий

Внимание всех участников собора привлек молодой диакон Афинасий, ставший затем в скором времени епископом. После выступления, вызванного на собор Ария, слово взял Афанасий. Его выступление было в силе Духа Святого. Опираясь только на слово Божие, Афанасий ярко и убедительно доказал ересь Ария, его устами сказал как бы Сам Господь Свое слово на этом соборе. Это еще раз подтверждает мысль, что во все периоды христианства были любящие Христа служители. Может быть, и они по некоторым второстепенным вопросам и имели неверные понятия, но они, искренне любили Христа, и Он их в нужный момент использовал как Своих ангелов, как Своих посланников. Все доводы Ария разлетелись вдребезги, весь собор проникся глубоким уважением к доселе мало известному диакону Афанасию.

Никейский символ веры

На соборе был составлен краткий символ веры, в котором было подчеркнуто, что Бог один в трех лицах. Этот так называемый "Никейский символ веры" был подписан всеми собравшимися епископами, за исключением нескольких ариан. Одобрил решения собора и император Константин, заявивший при этом, что он отправит в ссылку всех, кто не подчинится этим решениям. Как только ариане услышали об этом, они поскорее поспешили и свою подпись поставить под символом веры, принятом на этом Никейском вселенском соборе. Только два епископа - Секунд и Феона, египтяне по происхождению, вместе с Арием продолжали отстаивать его взгляды. Все трое были по приказу Константина высланы в Иллирию.

Кроме арианского вопроса, на этом вселенском соборе решались и некоторые другие, менее важные вопросы. Собором заинтересовались и языческие философы, некоторые из них приехали в Никею и беседовали с христианскими епископами. По окончании заседаний собора император Константин устроил для христианских епископов великое пиршество. Однако вскоре после Никейского собора настроение Константина в отношении Ария изменилось.

В 327 году Константин вдруг усомнился в правильности решения Никейского собора. Он приказал вернуть Ария из ссылки и вызвал его к себе для беседы. Испугавшийся Арий, не ожидавший ничего доброго от этого вызова к императору, заявил, что он согласен с учением о Боге Отце, Сыне и Духе Святом. Удовлетворившись этим ответом, Константин вернул из ссылки и друзей Ария. Но Арий и его друзья стали опять, где это было возможно, высказывать свои прежние взгляды.

Константинополь - столица Константина

В 326 году, через год после Первого вселенского собора, император Константин повелел на месте древнегреческой колонии Византии, на берегу Босфора,у выхода в Мраморное море, заложить город Константинополь. В 330 году Константин перенес в Константинополь свою столицу из Рима. В наши дни Константинополь называется Стамбулом и является крупным турецким городом.

Лжесвидетельство против Афанасия

В 326 году выступавший в силе Духа Святого на Никейском вселенном соборе Афанасий был единодушно возведен в Александрии в епископский сан. Ему в то время было тридцать лет. Сначала он отказался от этого назначения, его смущал тот почет, каким во времена Константина сопровождалось епископское служение. Но он уступил горячим просьбам христиан Александрии и принял служение, которое продолжалось около пятидесяти лет. До своего последнего часа он твердо защищал решение Никейского собора по арианскому вопросу. Афанасий искренне любил Христа и посвятил служению Ему всю жизнь. Он пользовался большой любовью рядовых христиан. Но тайные сторонники Ария старались плести вокруг Афанасия свои интриги.

Никомидийский епископ Евсевий пытался уговорить епископа Афанасия восстановить Ария на пресвитерское служение в Александрии, где он и раньше был пресвитером. Но Афанасий, зная, что Арий продолжает оставаться в своих заблуждениях, отказался восстановить его в служении. Тогда Никомидийский епископ обратился с просьбой к императору Константину воздействовать на епископа Афанасия. Константин написал Афанасию, что если он немедленно не восстановит Ария, то будет отстранен от своей должности и отправлен в ссылку. Афанасий ответил Константину, что церковь должна сама решать, кого поставить пресвитером. Константин отправил Афанасия в ссылку. Сторонники Ария и Никомидийский епископ Евсевий тем временем писали на Афанасия новые донесения императору Константину. Император вызвал к себе Афанасия для беседы. На Константина Афанасий произвел очень сильное впечатление, он назвал его человеком Божиим, а его врагов - виновниками смятения и споров. Но это впечатление Константина было весьма непродолжительным. Побеседовав с Никомидийским епископом Евсевием он опять склонился на его сторону.

В 334 году Афанасию было приказано явиться на собрание епископов в город Кесарию. Однако Афанасий заявил, что не явиться на этот суд, поскольку он состоит исключительно из сторонников Ария и Никомидийского епископа. В следующем году император Константин назначил собрание епископов в Тире и предложил Афанасию явиться на этот суд, на котором присутствовало более ста епископов и была создана специальная комиссия для расследования обвинений, выдвинутых против Афанасия. А обвинение против него было выдвинуто самое дикое. Клеветники и лжесвидетели уверяли, что Афанасий якобы убил епископа Арсения, отрубил у него руку, чтобы употребить ее для волшебства. Отрубленная рука фигурировала на этом суде как вещественное доказательство. Афанасий и его друзья уже заранее знали, в чем его будут обвинять, и подготовились к тому, чтобы разоблачить это обвинение. Бог был с Афанасием и с его друзьями. Афанасий, обращаясь к присутствующим, спросил: "знал ли из вас кто-либо епископа Арсения?". Оказалось, что многие его знали в лицо. Тогда он попросил своих друзей ввести в зал человека, который был окутан длинной мантией. Подойдя к нему, Афанасий опустил его мантию с лица. Гул прокатился по залу. Многие узнали епископа Арсения. Афанасий ещё больше опустил мантию, и все увидели целые и невредимые руки Арсения. Хотя ариане употребили все усилия, чтобы скрыть Арсения, друзья Афанасия его разыскали и доставили в зал суда. Так потерпела крах эта гнусная провокация.

Но ариане не унимались. Они убедили Константина вызвать Афанасия в Константинополь, чтобы он там оправдался в присутствии самого императора. Против Афанасия было выдвинуто новое обвинение, будто он агитировал за задержку в Александрийской гавани кораблей с хлебом, предназначенных для Константинополя, и этим хотел вызвать голод в новой столице. Константин не разобрался должным образом в этом деле и отправил Афанасия в ссылку, а Ария приказал восстановить на пресвитерское служение в Александрии. Но Господь судил иначе. Арий скоропостижно умер.

Последние годы Константина

Через год после смерти Ария, в 337 году, умер и император Константин. Почувствовав приближение смерти, он послал за несколькими епископами, которых попросил преподать ему крещение.

По его словам, он до сих пор откладывал свое крещение, надеясь принять его в водах реки Иордана, но возможности к этому у него, якобы, так и не представилось. Почему не представилось, об этом Константин умалчивает. Неужели он, император Римской империи, в состав которой входила и Палестина, не мог совершить поездку к Иордану для принятия крещения, если ему этого хотелось? Ясно, что здесь кроется иная причина. При крещении нужно было давать обещание оставить свои грехи, а Константин был их рабом и не имел желания оставлять свои любимые грехи. Многие язычники в те времена формально принимали крещение, но у Константина, по-видимому, был страх; он чувствовал, что не может дать обещания Богу. И вот теперь на одре смертельной болезни, он кается и просит преподать ему крещение, которое ему и преподал Евсевий - епископ Никомидийский, сторонник Ария. Принимая крещение, Константин заявил, что если Бог продлит ему жизнь, то он никогда больше не наденет императорской мантии. Он не дал с себя снять белые одежды, в которых принимал крещение, и так и умер в этих одеждах вскоре после крещения. Было ли искренним это покаяние Константина? Об этом может судить только Бог, и об этом мы узнаем только в вечности.

Констанций - глава Римской империи

После смерти Константина, которому присвоили наименование Константина Великого, ему наследовали в правлении Римской империи три сына: Константин, Констанций и Констанц. Назначенные еще своим отцом кесарями, они после его смерти поделили всю империю между собой. Константин получил Галлию, Испанию и Британию, Констанций - азиатские провинции со столицей Константинополем, а Констанц - Италию и Африку. Все трое именовали себя христианами, но были весьма далекими от Христа. Свое правление они начали с того, что убили некоторых своих родственников, которые, по их мнению, могли претендовать на престол.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Средних веков
В провинциальной франции количество убитых достигло цифры в двадцать тысяч человек
Из современных народов к славянам относятся
На него подействовала беседа с августином
Руководители западной церкви смотрели на целибат как на средство сохранения земельной собственности за церковью

сайт копирайтеров Евгений