Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако общая картина североазиатского происхождения коренных американцев размывается из-за недостатка точного знания о том, когда и как отдельные группы переселились в конкретные районы и почему они сохранили определенные общие черты культуры наряду с развитием других, свойственных только им. К примеру, одной из общих черт, присущих в той или иной степени всем американским племенам, является первичная охотничья религия, пришедшая с первыми иммигрантами в Северную Америку. Но остается много интригующих и невыясненных вопросов о происхождении различных культур и об их отношении к другим культурам. Интересна гипотеза относительно происхождения тотемных шестов индейцев северо-западного побережья, которые сравнивались с ритуальными шестами, обнаруженными у народов южного региона Тихого океана и у майори Новой Зеландии. Некоторые ученые считают, что сходство этих культурологических предметов указывает на их общее тихоокеанское происхождение, но большинство американских антропологов отвергают эту гипотезу. С той же долей вероятности можно предполагать, что тотемные шесты (как и мифы, проявляющие сходство с полинезийской мифологией) возникли в Северной Америке независимо от влияния тихоокеанского региона.

Обсуждение тихоокеанских корней некоторых религиозных черт становится более уместным, когда мы рассматриваем происхождение земледельческой религиозной идеологии вследствие более очевидных параллелей между земледельческими ритуалами Старого и Нового Света. В отличие от сохранения охотничьего уклада жизни на северной и южной оконечностях двух Америк (несомненно, под влиянием климатических условий), начиная с 5000 г. до н.э. в срединных и тропических районах американских материков развиваются маисоводство (кукурузоводство) и выращивание маниоки. Антропологи сходятся во мнении об исконном происхождении и развитии агрикультуры в Америке, но картина осложняется тем фактом, что американские религиозные идеи и ритуалы, относящиеся к земледелию, весьма сходны с идеями и ритуалами Старого Света.

В самом деле, одни и те же мифы, связанные с агрикультурой, появляются в обоих полушариях. Одним из примеров является американская легенда о Маисовой Деве, чей уход из мира людей вызывает исчезновение растительной пищи и чье возвращение после долгого отсутствия приносит обильные урожаи. Можно прочертить параллель между этой легендой и мифом об улетающей и возвращающейся богине плодородия в Европе и на Среднем Востоке. Можно, однако, оспаривать правомерность этой параллели, говоря, что эта легенда просто описывает смену сезонов земледельческого года и могла возникнуть в обоих полушариях независимо. Тем не менее, каким бы ни было происхождение земледельческой культуры Америки, отметим, что религиозная картина, связанная с земледелием, распространилась по всей территории юга Северной Америки и севера Южной Америки.

Конечным результатом долгой истории миграции народов и развития культур на обоих американских континентах является существование двух контрастирующих религиозных ориентаций: старых охотничьих религий и новых земледельческих. В общих чертах эти две религиозные структуры характеризуются следующими свойствами.

ОХОТНИЧЬЯ РЕЛИГИЯ                                                            ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Анималистический ритуализм                                                  Обряды дождя и плодородия

Поиски духовной силы (поиски видений)                             Жреческие ритуалы

Верховный Бог с мужской сущностью                                     Богини и боги

Ежегодный ритуал обновления мира                           Годичный цикл обрядов плодородия

Малое количество стационарных культовых мест           Ритуализм знахарских союзов

Шаманизм

Жизнь после смерти на небесах                                                 Жизнь после смерти под землей

или за горизонтом                                                                               или в облаках

Конечно, это лишь идеальная модель. Каждое американское племя имеет определенный набор черт, свойственных первой или второй религиозной системе, или, довольно часто, смешивает их. Дальнейшее рассмотрение религий шошонов и зуни проиллюстрирует «типичные» случаи этих двух видов религиозной ориентации.

Образование религиозных традиций

религиозные традиции коренных американских племен несколько отличаются от таких религий, как христианство и ислам. Конечно, все религиозные традиции частично основаны на предшествующем религиозном наследии. К примеру, христианство нельзя понять без знания иудаизма, Ветхого Завета, гностицизма и эллинизма; сходным образом, ислам нельзя понять без знания доисламских обычаев, иудаизма, сирийского христианства и манихеизма. Даже несмотря на то что такие религии, как христианство и ислам, созданы их основателями — Иисусом и Магометом — как «новые» религии, они все же сохраняют элементы ранее существовавших верований. Все религии склоняются к консерватизму, потому что их священный авторитет лежит в святости прошлого: миф отражает священный источник происхождения ритуала, легенда объясняет приобретение священного объекта, традиция сохраняет божественные послания и заветы для людей. В то же время большинство религий остаются открытыми для персонального опыта восприятия духовного мира. Баланс между верой в религиозные традиции и открытостью к новому опыту есть то, что составляет религиозную жизнь. Главное отличие между возникновением мировых религий, таких, как христианство и ислам, и религиозных традиций коренных жителей Америки состоит в том, что мировые религии были созданы их конкретными основателями и сохранены как литературные традиции, тогда как религиозные традиции индейцев Америки передавались племенами из поколения в поколение в речевых формах. В любом случае вес прошлого — акцент на сохранении «буквы» записанного, то есть соответствия христианского учения Библии или ислама Корану, — гораздо в большей степени отражается в традициях, имеющих литературную основу, чем в религиях, сохраняемых в устной форме. Конечно, устные традиции могли передаваться и действительно передавались от поколения к поколению в течение долгого периода времени как среди коренных американцев, так и среди других народов. В древней Северной Америке устные традиции были единственным средством передачи идей и практических действий до начала XIX столетия, когда племена чероки разработали алфавит и частично записали свои религиозные традиции. На протяжении прошлого столетия количество индейцев, посещавших миссионерские школы, увеличивалось, они научились читать и писать по-английски, но все еще хранили и передавали свои священные устои посредством устной речи. Эта основная зависимость от устных традиций означает, что религии коренных индейцев не были столь догматически связаны с тем, что тянулось из прошлого. На всем континенте, за исключением юго-западной части, для человека было обычным делом вступать в непосредственный контакт со сверхъестественными силами и получать их указания и персональное покровительство. Новые культы и новые ритуальные песнопения привносились сверхъестественными существами в сны и видения. Туземная религия была, таким образом, харизматической (боговдохновенной) и инновационной, изменяющей и даже заменяющей старые традиции новыми откровениями. Вероятно, никакие другие культуры не придавали такого значения видениям в повседневной религиозной жизни, как культуры коренных жителей Северной Америки.

Религии коренных индейцев формируются на основе сохранения прежних традиций и в то же время принятия и усвоения новых видений. Старые традиции, такие, как «пляска солнца» индейцев прерий, изменились через видения, и видения дали жизнь новым традициям, как это видно на востоке Америки на примере легенды о происхождении знахарских наборов. Хотя и верно, что Новый Свет сохраняет много старых мифов, связывающих его с Евразией, таких, как мифы о Всемирном потопе и мифологических близнецах (описан ниже), визионарные версии некоторых из этих мифов сделали их практически неузнаваемыми. Происхождение некоторых ритуалов и обрядов лежит в мифологии, другие имеют своим источником видения (визионарный опыт) героев прошлых веков, часто возникавшие в моменты социальных и экономических трудностей.

Это объясняет многообразный и сложный характер многих американских религиозных традиций. В прериях и на Среднем Западе не только племена и кланы, но даже и семьи имели свои собственные устные традиции, передаваемые из поколения в поколение. К примеру, среди уиннебаго каждый клан имеет свой собственный миф о происхождении мира, и все они отличаются друг от друга. Точно так же среди индейцев Юго-Запада различные кланы одного и того же пуэбло могут исполнять один и тот же ритуал, но со значительными вариациями. Похоже, что основание для мифа или ритуала кроется не в фиксированной традиции как таковой, а в откровении божественного существа, являющегося конечным источником всех религиозных традиций.

Хотя существует значительное многообразие мифических описаний и ритуальных обрядов, некоторые из них присущи многим религиям и являются существенной особенностью религиозной истории Америки. Среди обычаев, сохранившихся с отдаленных охотничьих времен, мы находим культ медведя —  устойчивую традициюверований, мифов и обрядов, сосредоточенных вокруг медведя и практикуемых широким диапазоном культур — от саами Северной Европы до делаваров Атлантического побережья Северной Америки. Медвежий культ предполагает ритуальное умиротворение и церемонию захоронения убитого животного таким образом, чтобы все другие медведи считали будущую поимку и умерщвление почетной миссией. Ритуал может также исполняться и в отношении других крупных зверей (и был первоначально предназначен для всех убитых животных). Этот анималистический ритуализм является, возможно, наиболее характеристическим комплексом охотничьей религии, практикуемым и в Америке, и в Старом Свете. Он представляет собой часть приполярной культуры и восходит к палеолитическим временам Старого Света. В Северной Америке наиболее наглядные образцы этого комплекса можно найти у алгонкинов Восточной Канады и США — ревностных хранителей старой приполярной религии. Однако следы анималистического ритуализма встречаются во всех районах Северной Америки, включая племена Калифорнии и Юго-Запада. Остатки старого медвежьего культа могут быть обнаружены даже у индейцев пуэбло Юго-Запада2.

Другим примером мифологии, хотя бы частично имеющим европейские корни, является миф о близнецах. Этот миф проявляется в двух формах: зарождающегося дуализма между верховным существом и культурным героем или трикстером (ловкачом) и конфликта между двумя культурными героями мироопределяющего значения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Религиозные традиции мира Религии коренных жителей Америки религиоведения 11 божества
Страдание может быть разрушено
Опишем несколько религиозных традиций современной мезоамерики
Мы рассмотрим одну из наиболее важных черт всех религий мезоамерики священные силы аграрной жизни
Археологические раскопки последних трех веков открыли нам важные ритуальные артефакты повествования открытий

сайт копирайтеров Евгений