Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

до некоторой степени объясняет такие явления, как судьба Митры — первоначально Бога Неба, затем Бога Солнца и, наконец. Спасителя (подобного Sol Invictus (Непобедимому Солнцу); все семена и растения произросли из быка, убитого Митрой).
Есть и другие причины, по которым солярных героев нельзя сводить к солнечным явлениям так, как это делает «натуристская» мифология. Любая религиозная форма изначально агрессивна, ибо она постоянно перехватывает субстанцию, атрибуты и почести, ранее принадлежавшие другим, зачастую совершенно чуждым ей, религиозным формам. Любая форма, выходящая на передний план, старается стать всем и вся, распространить свою власть на весь религиозный опыт в целом. Следовательно, мы можем быть уверены, что любая религиозная форма, первоначально имевшая солярный статус (будь она богом, героем, ритуалом, мифом или чем-либо другим) и в дальнейшем трансформировавшаяся в форму верховную, включает в себя элементы влияния извне, ассимилированные и интегрированные в ней исходя из ее агрессивной природы.
Мы не предполагаем завершать это краткое изложение природы солярных иерофаиий какими-либо общими выводами. В противном случае нам пришлось бы лишь еще раз подчеркнуть основные темы этой главы: соляризацию верховных существ, связь Солнца с верховным владычеством, инициацию и ее связь с элитой, амбивалентность Солнца, его отношение к миру умерших, плодородию и т. д. Тем не менее имеет смысл остановиться на тесной связи между элитой (любого плана — будь то цари, инициированные, герои или философы) и солярной теологией. В отличие от других природных иерофаний солярные постоянно стремятся замкнуться в тесном кругу, в избранном меньшинстве. В результате ускоряется процесс рационализации. В греко-римском мире Солнце, став «огнем мудрости», в конечном итоге трансформировалось в «космический принцип»; изиерофаняи оно превратилось в идею в результате процесса, весьма схожего с эволюцией различных богов Неба (Ио, Брахмана и других). Даже Гераклит утверждает, что «Солнце каждый день новое». Для Платона оно было воплощением добра, выраженного в видимых вещах;102 для орфиков — мировым рассудком. Рациональные объяснения природы и качеств Солнца возникали одновременно с синкретизмом. Макробий103 связывает с поклонением Солнцу всю теологию вообще; он видит в Солнце Аполлона, Либер-Диониса, Марса, Меркурия, Эскулапа, Геркулеса, Сераписа, Осириса, Гора, Адониса, Немезиду, Пана, Сатурна, Адада и даже Юпитера. Император Юлиан в своем трактате «О царе Солнца» и Прокл в своем «Гимне Солнцу» предлагают собственные синкретическо-рационалистические интерпретации Солнца.
102 Государство. 508 Ь, с.
103 Сатурналии. I. Гл. 17-23.

151

Эти последние почести, оказанные Солнцу в сумерках античности, не лишены определенной значимости. Они напоминают палимпсесты, в которых под свежими письменами еще прослеживаются следы старых, ибо они все еще содержат пережитки истинных, первобытных иерофаний: зависимость Солнца от Бога (ср. древний миф о соляризованном демиурге), его связь с плодородием и растительной жизнью и т. д. В целом, однако, в античных памятниках мы находим лишь бледную тень того, что некогда значили солярные иерофаний; дальнейшие же рациональные объяснения делают ее еще менее заметной. Так философы, последние среди «избранных», завершили секуляризацию некогда одной из наиболее могучих космических иерофаний.

БИБЛИОГРАФИЯ

О солярных культах в целом

Boll F. Die Sonne im Glauben und in der Weltanschauung der alten Volker. Stuttgart, 1922; Krappe A. G. La Genese des mythes. P., 1938. P. 81 и ел.; Frazer J. The Worship of Nature. Vol. 1. L., 1926. P. 441 и ел.; Dechelette J. Le Culte du soleil aux temp» prehistonques // RAR. 1909. P. 305 и ел.; Manuel d'archeologie prehistorique, celdque et gaUo-romaine. Vol. 2. P., 1908. P. 413 и ел.
О солярных мифах
Ehrenreich P. Die Sonne im Mythos // Mythologische Bibliothek. Vol. 8, 1. Lpz., 1915 - 1916.; Ohimarks A. Heimdalls Horn und Odins Auge. Vol. 1. Lund, 1937. P. 32 и ел., 257 и ел.
О «соляризации» Верховного существа PettazzoniR. Dio. Vol. 1. Rome, 1922. P. 367.
О сосуществовании солярных и растительных элементов в месопотамских богах и религиях
См.: Frankfort H. Gods and Myths on Sargonid Seals. Vol. 1. Irak, 1934. P. 2 - 29; Engnell 1. Studies in Divine Kingship in the Ancient Near East. Uppsala, 1943; Gotze A. Kleinasien. Leipzig, 1933; материал и библиографию т Шамашу см.: Furlani G. La Religione babiloneseassira. Vol. 1. Bologna, 1928 - 1929. P. 162 - 169; Vol. 2. P. 179 183 и др.; Dhorme E. Les Religions de Babylonie et d'Assyrie; см. также: МА. Vol. 2. P., 1945. P. 60 - 67, 86 - 89; о Шамаше и даре прорицания: Haldar A. Associations of Cult Prophets among the Ancient Semites. Uppsala, 1945. P. 1 и ел.
О солярных элементах в арктических и северноазиатских религиях
Lehtisalo Т. Entwurf einer Mythologie derJurak-Samoyeden. Helsinki, 1927; Gahs A. Kopf-, Schaedel- und Langknochenopfer bei Rennervolkem // Festschrift W. Schmidt. Modling, 1928. S. 231 - 268.

152

О культах Солнца у племен мунда

Daltm Е. Т. Descriptive Ethnology of Bengal. Calcutta, 1872; Ргагег J. Worship of Nature. P. 614 и ел.; Budding P. 0. Santali Folk Tales. Vol. I, 2. Oslo, 1925 - 1927; Rahmann R. Gottheiten der Primitivstaemme im nordostlichen Vorderindien // APS. 1936. Vol. 31. S. 37 - 96; Hoppers W. Bhagwan, The Supreme Deity of the Bhils // APS. 1940 - 1941. Vol. 35, 36. P. 265 - 325.
О культах Солнца в Океании
Rivers W. Н. R. Sun-cult and Megaliths in Oceania//AA. 1915, новые выпуски, 17. Р. 431 и ел.; Rivers W, Н. R. The History of Melanesian Society. Vol. 1, 2. Cambridge, 1914; FraserJ. The Belief in Immortality and the Worship of the Dead. Vol. 1 - 3. L., 1913 - 1924; Williamsan R. W. Religious and Cosmic Beliefs in Central Polynesia. Vol. 1, 2. Cambridge, 1933.
О «детях Солнца»
Perry W. J. The Children of the Sun. 2nd ed. L., 1927; Hocart A. M. Kingsli P. L., 1927.
О культе Солнца в Египте
VandierJ. La Religion egypUenne // MA. P., 1944. Vol. 1. P. 36 и ел.; Wainwright G. A. The Sky-Religion in Egypt Cambridge, 1928; Junker Н. Die Gotterlehre von Memphis. Berlin, 1940; Junker Н. Der sehende und blinde Gott // Site. d. b. Akad. d. Wissensch. Munich, 1942; Gamut J. Sainte-Fare // RHR. 1944, июль - дек. Vol. 128. P. 116 - 118; Gamut J. Sainte-Fare // RHR. 1945, янв. - июнь. Vol. 129. P. 128 и ел.; о конфликте между Ра и Осирисам: Weill R. Le Champ des roseaux et Ie champ des nrandes dans la religion funeraire et la religion generale. P., 1936.
О боге Солнца у индоевропейцев
Van Schnder L. Arische Religion. Vol. 2. Lpz., 1916. S. 3 - 461; у народов Средиземноморья и греков-. Cook А. В. Zeus. A Study in Ancient Religion. Vol. 1. Cambridge, 1914. P. 197 и ел.; Pestalasza U. Pagine di religione mediterranea. Vol. 2. Milan; Messina, 1945. P. 9 и ел.; Kerenyi К. Vater Helios // EJ. Zurich, 1943. Vol. 10; 1944. S. 81 - 124; Krappe A. Н. Apollon // SMSR. 1943 - 1946. Vol. 19, 20. P. 115 - 132; о следах поклонения Солнцу в Иране-. Widengren G. Hochgottglaube im alien Iran. Uppsala, 1938. P. 183 и ел.; о первобытных культах Солнца в Италии: Koch С. Gestirnverehrung im alien Italien. 1933. S. 50 и ел.; Altheim F., Trautmann Е. Neue Felsbilder der Val Camonlca. Die Sonne in Kult und Mythos // WS. 1938. Vol. 19. P. 12 - 45.
О богах Солнца в ведийской Индии
Bergaigne A. La Religion vedique, d'apres les hymnes du Rig Veda. P., 1878 - 1883. 3 vols.: Vol. 2. P. 160 и ел., 379 и ел.; Vol. 3. Р. 38 и ел.
О солярных элементах в легенде о Будде
Rowland В. Buddha and the Sun God // CZ. 1938. Vol. 1. P. 69 - 84; о метафизическом подтексте солярных мифов: Coomaraswamy A. The Darker Side of

153
the Dawn//Smithsonian Miscellaneous Collection. Washington, 1935. Vol. 104, № 1; Coomaraswamy A. The Sun Kiss//JAOS. Vol. 60. P. 46, 47 и ел.
О поклонении Солнцу в Римской империи
Schmidt P. Sol Invictus. Betrachtungen zu spaetromischer Religion und Politik // EJ. Zurich, 1944. Vol. 10. P. 169 - 252.
О колесе как символе Солнца у кельтов
Gaidoz. Le Dieu gaulois du soleil // RAR. 1884 - 1885; Lambrechts P. Contributions a 1'etude des divinltes celtiques. Bruges, 1942. P. 71 и ел.
О культах и символах Солнца в доисторической Северной Европе и в европейском фольклоре
Almgren О. Nordische Felszeichnung als religiose Urkunden. Frankfurt-a.-M., 1934. по всей работе, особенно S. 343 и ел.; Hofler О. Kultische Geheimbunde der Germanen. Frankfurt a. M., 1934. S. 112 и ел.; Forrer R. Les Chars cultuels prehistoriques et leurs survivances aux epoques historiques // PHE, 1932. Vol. 1. P. 19 - 123; Mannhardt W. Wald- und Feld-Kulte. 2nd ed. Berlin, 1904 - 1905. Vol. 1. P. 591 и ел.; FrazerJ. Baldur the Beautiful. Vol. 1. P. 106 - 327; Dumezil G. Loki. P., 1948. P. 225 и ел.
О связи между Солнцем и землей у японцев
Slawik A. Kultische Geheimbunde derJapaner und Germanen // WBKL. Salzburg; Leipzig, 1936. Vol. 4. P. 675 - 764.
О значимости солярного символизма в христианской теологии
Rahner Н. Das christUche Mysterium von Sonne und Mond // EJ. Zurich, 1944. Vol. 10. S. 305 - 404; Deonna W. Les Crucifix de la Vallee de Saas (Valais); Sol et Luna. Histoire d'un theme iconographique // RHR. 1946. Vol. 132. P. 5 - 47; 1947 1948. Vol. 133. P. 49 - 102.

154

Солнце всегда одно и то же, всегда равно себе, никогда ни в каком смысле не пребывает в становлении. Луна же прибывает, убывает и исчезает, она — тело, подвластное всеобщему закону становления, рождения и смерти. Подобно человеку, Луна встречает на своем пути трагедии, ибо ее «ослабление» (уменьшение размеров и формы по фазам), как и ослабление человека, кончается смертью. Три ночи звездное небо лишено Луны. Но за этой «смертью» следует возрождение: новолуние. Угасание Луны в «смерти» никогда не окончательно. В одном вавилонском гимне Сину Луна видится как «плод, растущий из себя»'. Она возрождается из собственной сущности, следуя собственным, предназначенным ей путем.
9то постоянное возвращение к своему началу и этот всегда возобновляющийся цикл делает луну для древнего человека тем небесным телом, которое более всех остальных связано с ритмами жизни. Таким образом, неудивительно, что она в его глазах управляет всеми областями природы, подпадающими под закон возобновляющихся циклов: водами, дождем, растительной жизнью, плодовитостью. Фазы луны показали человеку время в конкретном смысле — в отличие от астрономического времени, которое, конечно, стало осознаваться лишь позднее. Даже в ледниковый период значение фаз луны и их волшебная сила были явно известны. Мы находим символизм спиралей, змей и молнии'" — причем все они вырастают из понимания Луны как меры ритмических изменений и плодовитости — в сибирских культурах ледникового периода2. Время, безусловно, измерялось повсюду фазами луны. Еще сегодня есть кочевые племена, живущие охотой и тем, что могут вырастить, которые пользуются только лунным календарем. Старейший индо-арийский корень, связанный с небесными телами, означает «Луна»;3 это корень те, который в санскрите становится mami, «я измеряю». Луна становится всеобщим мерилом. Все слова, относящиеся к Луне в индоевропейских языках, происходят из этого
Furlani G. La Religione babillonese assira//Bologna, 1929. Vol. 1. P. 155.
Напр., в Иркутске; ср.: Hentxe С. Mythes et symboles lunaires. Antwerpen, 1932. P. 84 и ел. Рис. 59, 60.
Ср.: Schrader. Sprachvergleichung und Urgeschichte. 2nd ed.Jena, 1883. S. 443 и ел.; Schultz W. Zeitrechnung und Weltordnung//MB. Leipzig, 1924. Nu 35. S. 12 и ел.

155

корня: mas (санскрит), mah (Авеста), mah (др.-прусский), menu (литовский), тепа (готский), тепе (греческий), mensis (латинский). Германцы измеряли время ночами''. Следы этого древнего способа исчисления времени также сохранились в народных европейских традициях: некоторые праздники отмечаются вечером, например рождественский вечер, Пасха, Троица, Иванов день и т. д.5.
Время, управляемое и измеряемое фазами луны, можно назвать «живым» временем. Оно связано с реальностью жизни и природы, дождями и приливами, временем сева, менструальным циклом. Целый ряд явлений, принадлежащих к совершенно различным «космическим уровням», происходит в соответствии с ритмами луны или под их влиянием. Первобытный ум, постигший однажды «силу» Луны, устанавливает затем связи «ответа» Луны на такие явления и даже взаимодействия между ними. Так, например, с древнейших времен, по крайней мере со времен неолита, с открытия земледелия, тот же символизм связывает луну, морские воды, дожди, плодовитость женщин и животных, растительную жизнь, судьбу человека после смерти и обряды инициации. Умственные синтезы, обусловленные реализацией ритмов луны, связывают и объединяют весьма различные реальности, структурные симметрии и аналогии в их действиях никогда не были бы замечены, если бы «первобытный» человек не воспринял интуитивно лунный закон периодического изменения, что произошло очень рано.
Луна измеряет, но она также объединяет. Ее «силы», или ритмы, можно назвать «наименьшим общим знаменателем» бесконечного числа явлений и символов. Вся Вселенная видится как структура, подчиняющаяся определенным законам. Мир — уже не бесконечное пространство, заполненное деятельностью множества разъединенных, самостоятельных сущностей; внутри этого пространства можно видеть соответствие и взаимную слаженность. Все это, конечно, результат не логического анализа действительности, а все более ясного интуитивного постижения ее в совокупности. Хотя есть ряд ритуальных или мифических побочных толкований, касающихся Луны, которые отделяются от остальных и обладают своей несколько специализированной функцией (как, например, некоторые мифические лунные существа с одной ногой или одной рукой, чья магическая сила способна вызывать дождь), не может быть символа, обряда или мифа о Луне, который бы не подразумевал всех лунных ценностей, известных в данное время. Не может быть части без целого. Спираль, например, которая считалась символом Луны еще в ледниковый период, символизирует фазы луны, но включает также эротические элементы, происходящие из аналогии с вульвой — раковиной, водные элементы (Луна — рако-
Tacitus. Gennania. II. Kuhn, приведено у ffenfze С. Mythes... P. 248

156

вина) и элементы, касающиеся плодовитости (двойная спираль, рожки и т. д.). Нося жемчужину как амулет, женщина соединяется с силами воды (раковина), Луны (раковина — символ Луны; создана лучами Луны и т. д.), эротизмом, рождением и эмбриологией. Лекарственное растение содержит в себе тройное действие Луны, воды и растительности, даже если в уме потребляющего его явно присутствует только одна из этих сил. Каждая из этих сил, или «воздействий», в свою очередь, работает на нескольких разных уровнях. Растительность, например, связана с понятиями смерти и возрождения, света и тьмы (как зон Вселенной), плодовитости и изобилия и т. д. Не может быть символа, эмблемы или силы с одним только значением. Все связано, все соединено и создает космическое целое.

48. Связь всех лунных эпифаний

Такое целое не могло бы, конечно, никогда бьггь постигнуто умом, привыкшим к аналитическому подходу. И даже посредством интуиции современный человек не может овладеть всем богатством значения и гармонии, с которым космическая реальность (или, в сущности, сакральная реальность) связана в первобытном уме. Для первобытного человека лунный символ (амулет или иконографический знак) не только содержит в себе все лунные силы, действующие на любом уровне Космоса, — но в силу соответствующего ритуала помещает самого его исполнителя, человека, в центр этих сил, увеличивая его жизненную силу, делая его более реальным и гарантируя ему более счастливую участь после смерти. Нам методологически важно постоянно подчеркивать то обстоятельство, что каждый религиозный акт (т. е. каждый акт, имеющий значение для его исполнителей), совершаемый первобытным человеком, имеет характер всеобщности, ибо всегда есть опасность того, что функции, силы и свойства Луны, обсуждаемые в этой главе, будут рассматриваться аналитическим и кумулятивным образом. Мы склонны аналитически разделять то, что является и должно оставаться целым. Там, где мы употребляли слова «потому что» и «поэтому», первобытный человек сказал бы, вероятно, «таким же образом» (например, я говорю: потому что Луна правит водами, растения подчиняются ей, — но правильнее было бы сказать: растения и воды подчиняются ей таким же образом...).
«Силы» Луны должны открываться не посредством последовательных аналитических упражнений, а интуицией, ибо в этом случае для первобытного человека они обнаруживаются всего полнее. Аналогии, образующиеся в первобытном уме, оркеструются там посредством символов; так, например, Луна появляется и исчезает; улитка показывает и прячет свои рожки, медведь появляется и исчезает с временами года — и улитка становится действующим лицом лунной теофании, как в древней религии Мексики, где лунный бог Теккисте-

157

катль показан заключенным в раковину улитки;6'2" она также превращается в амулет и т. д. Медведь становится предком человеческого рода, ибо человек, чья жизнь подобна жизни Луны, должен был создаваться из того же вещества, что и медведь, или той же волшебной силой этого светила.
Символы, черпающие свое значение в Луне, являются в то же время самой Луной. Спираль — это и лунная иерофания, выражающая цикл света и тьмы, — и амулет, при помощи которого человек может усваивать силы Луны. Молния — тоже кратофания Луны, ибо ее яркость напоминает яркость Луны и она предвещает дождь, управляемый Луной. Все эти символы, иерофании, мифы, обряды, амулеты и прочее, которые я для удобства называю лунными, образуют в уме первобытного человека целое; они связаны между собой гармонией, аналогиями и общими элементами, подобно одной великой космической «сети», в которой каждая часть — на месте и ничто не отделено от остального. Если мы хотим выразить множественность лунных иерофании в одной формуле, можем сказать, что они обнаруживают жизнь, повторяющуюся ритмически. Все ценности Луны, космологическая, магическая или религиозная, объясняются модальностью ее бытия, тем фактом, что она «живет» и неистощима в своем обновлении. В первобытном мышлении интуиция по поводу космической судьбы Луны была равноценна первому шагу, основанию антропологии. Человек видел себя отраженным в «жизни» Луны; и не только потому, что его собственная жизнь приходила к концу, подобно жизни всех организмов, но и потому, что его жажда обновления, его надежды на «возрождение» находили подтверждение в том факте, что всегда бывает новолуние3*.
Для нас не очень важно, имеем ли мы дело в бесчисленных лунарных верованиях с преклонением перед самой Луной, перед обитающим на ней божеством или его мифическим олицетворением. Нигде в истории религии мы не находим преклонения перед естественным предметом самим по себе. Священная вещь, каковы бы ни были ее форма и сущность, священна потому, что она обнаруживает себя в мировой целостной гармонии реальной жизни или участвует в ней. Каждый религиозный предмет всегда «воплощение» чего-то священного (§ 3 и далее). Он воплощает его по своему существу (как, например, Небо, Солнце, Луна или Земля), или по своей форме (т. е. символически: как со спиралью — раковиной), или посредством иерофании (определенное место, определенный камень и т. д. становится священным; определенный предмет «освящается» или «посвящается» обрядом или соприкосновением с другим священным предметом или лицом и т. д.).
Ср.: Wilke. Die Religion der Indogerrnanen in archaologischer Betrachtung//MB. Leipzig, 1923. N» 31. S. 149. Рис. 163.

158

Следовательно, Луна не более является предметом поклонения сама по себе, чем любой другой предмет, — а только поскольку она обнаруживает священное, которое видится в сосредоточенной в ней силе, в проявляемом ею неистощимом «жизнелюбии» через ежедневное и ежемесячное возрождение. Священная реальность Луны была признана либо непосредственно в самой лунной иерофании, либо в формах, создававшихся этой иерофанией тысячами лет — то есть в порожденных ею представлениях: олицетворениях, символах или мифах. Различия между этими разными формами в настоящей главе не рассматриваются. В конце концов, здесь мы главным образом стараемся описать иерофанию Луны и всего связанного с нею. При этом описании было бы ошибкой ограничиваться свидетельствами очевидно «священного», например лунных богов, а также образов и мифов, посвященных им. Для первобытного ума, повторю, все, имевшее жизненный смысл, все элементы целостной реальности имели священную ценность. Мы можем с такой же точностью наблюдать религиозный характер Луны в символизме жемчужины или молнии, как изучая лунное божество вроде вавилонского Сина или богини Гекаты.

49. Луна и воды

В качестве регулируемых ритмами (дождь и приливы) и ведающих ростом живых существ, воды подвластны Луне. «Луна в водах»7 и «дождь идет с Луны»8 — вот два лейтмотива индийского мышления4*. Apam napat, «сын воды» — таково было в первобытные времена имя духа растительности, но позднее оно применялось также к самой Луне и к лунному нектару, сома5'. Ардвисура Анахита, иранская Богиня Воды, была лунным существом; Син, вавилонский Бог Луны, также правил водами. Один гимн показывает, как плодотворна его теофания: «Когда ты плывешь, как лодка, по водам... чистая река Евфрат наполняется водой до краев...»9 В одном тексте из «Лэнгдонской эпической поэмы» говорится о месте, «где воды текут из своего источника, из лунного хранилища»10.
Все лунные божества сохраняют более или менее очевидные свойства или функции воды. У некоторых американо-индейских племен Луна или Бог Луны — в то же время и Бог Воды. (Это относится к Мексике и к ирокезам — если привести два примера.) Одно племя в Центральной Бразилии называет дочь Бога Луны «Матерью вод»".
Иеронимо де Чавес сказал (в 1576 г.) по поводу древних мексикан-
. RV. I. 105,1.
8 Aitareya-Brahmana. VIII. 28, 15.
- Cuneiform Texts. 15 - 17; 16d.
10 Albright. Some Cruces of the Langdon Epic //JAOS. 1919. Vol. 39. P. 68.
" Brif fault R. The Mothera. L, 1927. Vol. 2. P. ti32 и ел.

159

ских верований, касающихся Луны: «Луна побуждает все расти и размножаться...», и «вся влага управляется ею»12. Связь между Луной и приливами, которую наблюдали и греки и кельты, была известна также маори Новой Зеландии13 и эскимосам (у которых лунные божества правят приливами)14.
С древнейших времен признавалось, что дожди следуют фазам луны. Целый ряд мифических персонажей, принадлежащих к таким разнообразным культурам, как бушменская, мексиканская, австралийская, самодийская и китайская , был отмечен способностью вызывать дождь и тем, что они имели только одну ногу или только одну руку. Хенце вполне достоверно установил, что они, в сущности, принадлежат культу Луны. В то время как воды и дожди управляются луной и следуют установленному порядку, т. е. фазам луны, — все несчастья, связанные с ее фазами, обнаруживают другой аспект лунного воздействия, периодическое разрушение устаревших «форм» и, можно сказать, осуществление возрождения в космическом масштабе.
Потоп соответствует трем дням тьмы или «смерти» Луны. Это — катаклизм, но отнюдь не окончательный, ибо он «санкционирован» Луной и водами, которые преимущественно означают рост и возрождение. Потоп разрушает просто потому, что «формы» устарели и изношены, но за ним следует новое человечество и новая история (§ 42). Огромное большинство мифов о потопе рассказывает, как выжил один человек и как от него произошел новый род. Этот выживший — мужчина или женщина — случайно вступает в брак с лунным животным, которое таким образом становится предком этого рода. Так, например, в одной даякской легенде рассказывается, как единственная женщина пережила потоп, произошедший после убийства огромного боа констриктора, «лунного животного», и породила новое человечество, спарившись с собакой (или, в некоторых вариантах, с палкой для разжигания огня, найденной возле собаки) 6.
Из многочисленных вариантов мифа о потопе рассмотрим один — австралийскую версию (племени курнаи). Однажды громадная лягушка Дак проглотила всю воду. Жаждущие животные напрасно старались рассмешить ее. Только когда угорь (или змей) стал кататься и извиваться, Дак разразилась смехом, вода хлынула и произвела потоп'7. Лягушка — лунное животное, ибо во множестве легенд говорится о лягушке, которая видна на луне18, и она всегда присутствует в бесчис-
12 Seler. Gesammelte Abhandlungen. Vol. ГУ. В., 1902. S. 129.
13 KrappeA. H. La Genese des mythes. P., 1938. P. 110.
14 Schmidt W. Urapnmg... Vol. III. S. 496.
15 Hentze С. Mythes... P. 152 и ел.
16 Ibid. P. 24.
17 Van GennepA. Mythes et legendes d'Australie. P., 1906. P. 84, 85.
18 Brif fault R. The Mothers. Vol. II. L.. 1927. P. 634, ti35.

160

ленных обрядах по вызыванию дождя1!'. Шмидт объясняет австралийский миф как отражение того факта, что новолуние задерживает приток воды (Дак ее проглатывает)20. А Винтиус21, не согласный с интерпретацией Шмидта, различает в этом мифе о лягушке эротический смысл; но это, конечно, не объясняет ни лунной природы потопа, ни его антропологической функции (он «создает» новое, возрожденное человечество).
В Австралии же мы находим другой вариант водного бедствия, причиненного Луной. Луна однажды попросила у человека шкуры опоссума, чтобы накрываться ночью, так как было холодно, а человек отказал; в отместку Луна выпустила потоки ливней, и вся местность была затоплена22. Мексиканцы тоже верили, что несчастье причиняет Луна в личине молодой и красивой женщины23. Однако следует отметить одно общее для всех этих катастроф, исходящих от Луны (большинство их спровоцировано каким-нибудь оскорблением Луны или незнанием какого-нибудь ритуального запрета — т. е. «грехом», что перекладывает вину на человека, который деградирует в духовном отношении, отказывается от закона и порядка, тем самым разлаживая природные ритмы), — это общее заключается в мифе перерождения и появления «нового человека». Этот миф превосходно согласуется, как мы увидим, с искупительными функциями Луны и вод.

50. Луна и растительность

Существование связи между луной, дождем и растительной жизнью было понято до открытия земледелия. Растительный мир происходит из того же источника всеобщей плодовитости и подчиняется тем же повторяющимся циклам, которые управляются движениями луны. В одном иранском тексте сказано, что растения развиваются благодаря ее теплу24. Некоторые племена в Бразилии называют ее «мать трав»25, а в очень многих местах (Полинезия, Молуккские острова, Меланезия, Китай, Швеция и др.) полагают, что трава растет на Луне26. Французские крестьяне даже сегодня сеют во время новолуния и подрезают деревья и собирают овощи, когда Луна на ущербе27, предположительно для того, чтобы не нарушать ритм природы, нанося ущерб живому организму, когда природные силы на подъеме.
19 Brif fault R. The Mothers; Krappe A. H. Le Genese... P. 321. N» 2. ^Schmidt W. Uraprung... Vol. II. S. 394, 395.
21 Das Zweigeschlechterwesen. Lpz, 1928. S. 179-181.
22 Van GennepA. Mythes... P. 46.
23 Brif fault R. The Mothers. Vol. II. P. 573. 21 Yast. VII. 4.
25 Brif fault R. The Mothers. Vol. II. P. 629.
26 Ibid. Vol. II. P. 628-630.
27 Krappe A. H. La Genese... P. 100.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Недаром ранние исторические описания
Змеи с женщинами
Изображение ее на женских статуэтках выражало единство всех этих источников жизни
Весь этот материал следствие великого разнообразия веков

сайт копирайтеров Евгений