Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2

Г.Е. ЗИНОВЬЕВ

(1883–1936)

журналистика: Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский)Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский) рано начал революционную деятельность, уже в 18-летнем возрасте подвергся преследованиям властей, в 1902 г. эмигрировал за границу: сначала в Берлин, затем в Париж, оттуда – в Швейцарию (Берн). Повсюду принимал участие в работе заграничных социал-демократических групп. В 1903 г. в Швейцарии впервые встретился с В.И. Лениным. Вскоре состоялось знакомство с Г.В. Плехановым. На II съезде РСДРП примкнул к большевикам. Осенью 1903 г. вернулся в Россию, работал в организациях "искровцев"; вел борьбу против "экономистов". В конце 1904 г. уехал за границу. Поступил в Бернский университет, участвовал в комитете заграничных организаций большевиков, сотрудничал в первой большевистской газете "Вперед". В декабре 1905 г. вернулся в Россию, в Петербург. В 1906 г. избран членом Петербургского комитета РСДРП и фактически вел всю его работу. На V (Лондонском) съезде партии (1907) избран в ЦК. После съезда возвращается в Петербург, ведет подпольную деятельность, становится одним из редакторов ЦО партии – газеты "Социал-демократ". Летом 1908 г. приезжает в Женеву, на пленуме ЦК избирается в состав Заграничного бюро РСДРП, входит в состав редакции большевистской газеты "Пролетарий", затем становится одним из редакторов "Социал-демократа". Публикует статьи по вопросам теории и практики революционного движения. В 1910–1914 гг. принимал деятельное участие в газетах "Звезда" и "Правда" (Петербург), журнале "Мысль" (Москва). В начале первой мировой войны вместе с В.И. Лениным перебирается в Швейцарию, где был возрожден ЦО партии "Социал-демократ". На политические убеждения Зиновьева большое влияние оказало его сотрудничество с Лениным в подготовке совместных изданий: книги "Социализм и война", сборников статей "Из истории рабочей партии в России", "Против течения". После Февральской революции 1917 г. Зиновьев входит в состав редакции газеты "Правда", ведет активную политическую деятельность. На заседаниях ЦК РСДРП(б) 10 и 16 октября вместе с Л.Б. Каменевым выступил против вооруженного восстания. После Октябрьской революции находился на руководящей партийной и советской работе. В декабре 1917 г. избран председателем Петроградского Совета; в начале января 1918 г. возглавил Комитет революционной обороны Петрограда; в 1919–1926 гг. – председатель Исполкома Коминтерна. На всех послеоктябрьских съездах партии, вплоть до XIV (1925), входил в ЦК; кандидат в члены (1919–1926) и член Политбюро (1921–1926). Член ВЦИК, ЦИК СССР. С 1925 г. – лидер "новой оппозиции". Репрессирован в 1936 г.

ДВА ЧЕТЫРЕХЛЕТИЯ[1]

"Высший принцип диктатуры это

сохранение союза пролетариата с крестьянством,

дабы пролетариат мог удержать

руководящую роль и государственную власть".

(Ленин, XVIII том, ч. I, стр. 331)

8 лет, протекших со времени великого Октября, распадаются на два четырехлетия: 1917–1921 – до начала нэпа; 1921–1925 – четыре года нэпа.

Внутри первого четырехлетия Ленин различал четыре этапа: этап первый – чисто политический, от 25 октября до 1 января, до разгона учредилки. Этап второй – брестский мир. Этап третий – гражданская война, от чехословаков и учредильцев до врангелевцев – 1918–1920 гг. Этап четвертый – "неслыханно разоренная страна едва-едва начинает поправляться". "Враг – не полчища белогвардейцев... враг – обыденщина экономики в мелкокрестьянской стране с разоренной крупной промышленностью" (Ленин, том XVIII, ч. I, стр. 354).

С этим выходим мы во второе четырехлетие – в период нэпа. Это второе четырехлетие в свою очередь распадается на четыре этапа. Первый этап – 1921–1922 гг. Голод. Второй этап – кризис 1923 года ("ножницы" и проч.). Третий этап – 1923–1924 гг. – первые крупные успехи в области экономики, денежная реформа и т.д. Четвертый этап – 1924–1925 гг. – серьезнейший хозяйственный рост, приближение конца восстановительного периода, более уверенное и успешное социалистическое строительство, оздоровление экономики почти во всех областях, и рядом с этим – трудности роста.

"Теперь всецело за экономику!" – так писал в 1922 году в конспекте непроизнесенной речи к 5-му юбилею Октябрьской революции В.И. Ленин (см. "Правду" от 27 сентября 1925 г.).

Да, теперь всецело за экономику! Осторожно, внимательно, ощупывая каждую пядь трудной дороги, но все более и более уверенно строить социалистическую экономику. Первые крупные успехи налицо. С большей уверенностью, с большим охватом народной массы двигаться вперед многомиллионным фронтом. С этим мы входим в девятый год пролетарской диктатуры.

"Как подойти к социализму в нашей крестьянской стране?" – так спрашивал В.И. Ленин в том же конспекте непроизнесенной речи. И отвечал:

"Не иначе, как через нэп".

Эти слова необходимо запомнить.

"Еще весной 1918 года коммунисты провозгласили и защищали идею блока, союза с государственным капитализмом против мелкобуржуазной стихии. Три года тому назад! Первые месяцы большевистской победы! Трезвость была у большевиков уже тогда. И с тех пор никто не мог опровергнуть правильность нашего трезвого учета сил, имеющихся в наличности" (Н. Ленин, том XVIII, ч. I, стр. 356).

Это писалось летом 1921 года, вскоре после провозглашения нэпа.

И действительно, достаточно вспомнить все экономические мероприятия, которые обсуждались нами уже весною 1918 года (Мещерский, смешанное общество мукомолов[2] и т.п.), чтобы признать: уже тогда идеи нэпа, правда очень неоформленные, носились в воздухе. Трезвость у большевиков (в особенности у их вождя В.И. Ленина) была уже тогда. Надвинувшаяся гражданская война в самых ее острых формах не дала возможности пойти по этому пути и толкнула к военному коммунизму. Впервые мы поверили возможности мирного труда уже весною 1918 года. А оказалось – гражданская война только еще начинается.

Не иначе, как через нэп. Кто этого не понимает, тот ничего не понимает, ибо вопрос о нэпе есть вопрос о взаимоотношениях пролетариата и крестьянства.

"Значение периода, который начинается сейчас в России, по существу состоит в том, что мы практически должны разрешить вопрос об отношении пролетариата к последнему капиталистическому классу в России (курсив наш. – Г.З.)... Мы стремимся определить отношения пролетариата, держащего государственную власть в своих руках, к последнему капиталистическому классу, к глубочайшей основе капитализма – мелкой собственности, мелкому производителю". Так говорил Ленин в докладе "Тактика Российской Коммунистической Партии" на III конгрессе Коминтерна в 1921 году, обосновывая нэп (Н. Ленин, том XVIII, ч. I, стр. 325–326).

"Впервые в истории существует государство, где имеются только эти два класса, только пролетариат и крестьянство. Крестьянство образует громадное большинство населения. Оно, конечно, очень отстало. Как выражается практически в развитии революции отношение пролетариата, держащего в своих руках власть, к крестьянству? Первая форма – союз, тесный союз.

Как мы практически подошли к этому вопросу? Мы заключили союз с крестьянством. Мы понимаем этот союз так: пролетариат освобождает крестьянство от эксплуатации со стороны буржуазии, освобождает его от руководства и влияния буржуазии. Он привлекает его к себе, чтобы совместно победить эксплуататоров.

Меньшевики говорят так: крестьянство составляет большинство, мы – чистые демократы, большинство должно решать. Но так как крестьянство не может быть самостоятельным, то практически это означает ни что иное, как восстановление капитализма. Лозунг тот же самый: союз с крестьянами. Когда мы об этом говорим, то мы понимаем под этим усиление и укрепление пролетариата" (там же, стр. 326).

В этих словах вся философия большевизма в вопросе о крестьянстве. В этих словах вся политическая алгебра нэпа.

"Мы помогаем крестьянам по той причине, что без союза с крестьянством невозможна политическая власть пролетариата, невозможно удержание ее... Высший принцип диктатуры – это сохранение союза пролетариата с крестьянством, дабы пролетариат мог удержать руководящую роль и государственную власть" (там же, стр. 331).

Под крестьянством здесь понимается вся деревня, кроме кулаков. Отсюда и большевистская оценка середняка как центральной фигуры русской деревни – оценка, которую партия усвоила уже с первых шагов Октябрьской революции[3].

И отсюда же все большевистское учение о руководящей роли пролетариата. Пролетариат ведет крестьянство. Нам нужен не просто союз рабочего класса и крестьянства "вообще" (см. выше: "меньшевики говорят так" и т.д.), а такой союз, в котором руководящая роль принадлежит рабочему классу.

Не иначе, как через нэп, ибо без этого невозможно осуществить "высший принцип диктатуры": союз пролетариата с крестьянством. Не иначе, как в тесном и прочном союзе с середняком, – это есть только другими словами выраженная мысль: "не иначе, как через нэп". Но это, разумеется, не значит, что большевизм хотя бы на минуту забывает, что нэп есть частичное допущение капитализма, что "эта свобода обмена означает свободу капитализма" (Н. Ленин, том XVIII, ч. I, стр. 332). "Мы говорим это открыто и подчеркиваем. Мы этого отнюдь не скрываем. Дело обстояло бы с нами очень печально, если бы мы вздумали скрывать это" (Ленин, там же).

Дело обстояло бы с нами не менее печально, если бы мы хоть на минуту забыли, что, кроме деревенского бедняка, нашей естественной опоры, и кроме середняка, нашего естественного союзника, в деревне есть кулак, есть деревенский буржуа, который в силу своей относительной многочисленности может стать не менее и даже более опасным, нежели нэпман в городе.

] ] ]

20 лет со времени "генеральной репетиции" 1905 года. 8 лет пролетарской диктатуры.

1 | 2

сайт копирайтеров Евгений