Пиши и продавай! |
Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы. Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России» – 19%, «Русское радио» – 13%, «Маяк» – 11% и «Европа плюс» – 10%[7]. В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов входят «Радио России» (17,8%), «Русское радио» (13,2%), «Маяк» (11,7%), «Европа плюс» (11,1%), «Хит FM» (8%), «Радио 7. На семи холмах» (6,3%), «Эхо Москвы» (5,9%), «Максимум» (5,6%), «Авторадио» (5,3%), «Наше Радио» (4,4%), «РДВ» (4%)[8]. Среди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир вот уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому радио». Рост рейтинга этой самой популярной в стране коммерческой станции объясняется не только ее программной политикой, но и расширением региональной сети, охватывающей всю Россию, страны СНГ и Балтии, США (всего около 400 городов). Что касается слушательских предпочтений по отношению к видам передач, то в столице на первом месте находятся музыкальные передачи (79,2%) (процент аудитории эфира), на втором – новости (64,6%), далее общественно-политические программы (23,3%), концерты по заявкам (21,5%), образовательные, научно-популярные программы (17,6%), спектакли и драматические передачи (10,8%), коммерческие и развлекательные (9,1%), хит-парады (9%)[9]. Среди опрошенных в регионах Центра России 38,9% слушают музыку, 20,7% – информационные программы, 14,1% – ждут радиопостановок. Показательно и то, что 13,4% населения видят в прямом эфирном вещании возможность поговорить с любимыми музыкантами, ведущими, задать вопросы по телефону[10]. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания. Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с ведущими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудничества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушателями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о шедеврах крупнейших музеев страны. «Маяк» не только реформировал информационную часть вещания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые передачи. Больше времени уделяется классической музыке. В 1997–2000 гг. многие московские станции и FM-станции других городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000», радио «Ракурс» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Модерн», «Балтика», канал «Мелодия», вещают в прямом эфире. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени. Вещание в Интернете – важное явление, ибо компьютер – рабочее место современного специалиста, и радиостанции, ведущие передачи в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослушателю возможность получать необходимую оперативную информацию в течение рабочего дня. В таком же режиме звучат передачи «Радио Рандеву» (Нижний Новгород), радио «Август» (Тольятти), радио VBC (Владивосток), Пульс-Радио (Улан-Удэ), Инта-Радио (Иркутск) и др. Кризис 1998–1999 гг. отразился на отечественном вещании – как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми трудностями, конкурентами. За это время перестали существовать «Радио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей радиостанция «Рокс» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», купленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информационную империю» Б. Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонсируется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, перешли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ. И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные – 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УКВ-FМ-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России[11]. Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. O Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. O Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. O Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. O Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. O Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. O Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. O Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. O Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. O Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. O Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов. к содержанию << >> на следующую страницу [1] Телевидение и радиовещание России. 1998. Официальный справочник. М., 1998. С. 5. [2] Там же. С.4. [3] Internet. www.internew.ras.media [4] Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995. С. 4. |
|
|
|