Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан вопрос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, навыками) должен обладать журналист, работающий в Вашем издании?». Среди ответов были выделены следующие:

§         специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе;

§         умение работать с людьми, информацией, словом;

§         умение формулировать мысли;

§         знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их;

§         умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории;

§         знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

§         умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

§         коммуникативность, умение разбираться в психологии общения[32].

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вывод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления и др. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д. Поэтому способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А.Н. Лук, «свежесть взгляда и “зоркость” связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга»[33].

Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от развернутого анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность восприятия необходима и при композиционном построении произведения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует... Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера»[34]. В психологии выделяют различные типы мышления:

1)        наглядно-действенное (осуществляющееся путем манипулирования объектом);

2)        наглядно-образное (основанное на преобразовании образа предмета);

3)        словесно-логическое (подразумевает опосредованное использование понятий, логических конструкций, языковых средств)[35].

Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное, интуитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рассмотрения – продуктивное (творческое) мышление.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др[36].

Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения.

Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области»[37]. Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

Способность к «сцеплению» понятий означает умение «быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта»[38]. Способность объединять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, находя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

Следующее качество мышления – свертывание. Оно обозначает способность человека к замене «нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов»[39]. В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политического движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

Сближение понятий предполагает легкость ассоциирования различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е.П. Прохоров, «используя сведения, накопленные в психологии творчества, гносеологии, методологии познания, и действуя на их “стыке”, публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о способах получения нового знания, решения нестандартных задач»[40]. Термин «эвристика» данный автор использует для обозначения той сферы искусства публициста, «которая представляет собой систему способов постижения явлений современности, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематизации, обобщения»[41], т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла. К ним, как правило, относят знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обладать едиными для данного вида творчества свойствами и качествами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.

в начало

в оглавление << >> на следующую страницу

[1] Горохов В.М. 1) Закономерности публицистического творчества. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 1996; Методы журналистского творчества / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

[2] Бухарцев Р.Г. 1) Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. 1) Профессиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Журналист и его работа. М., 1970.

[3] Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Учёнова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

[4] Андриенко Л.Н. Организация внутриредакционных взаимодействий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А.В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С.М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабельников А.А. Системные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984; Орлова Т.Д. Введение в журналистику: Организация работы газеты. Минск, 1989.

1 | 2 | 3 | 4 | 5

сайт копирайтеров Евгений