Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

Козлова М.М.

РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ

Учебное пособие

для студентов специальности «Издательское дело и редактирование»

Ульяновск: УлГТУ, 2000.

Cобраны важнейшие сведения о редакционной подготовке литературно-художественных изданий.

Отдельно рассматриваются общие принципы работы редактора с рукописями художественных произведений различных жанров: романа, повести, рассказа, драматических произведений, а также иллюстрирования художественной литературы.

В учебном пособии дается подробный список литературы по данной тематике.

Предназначено для студентов 4–5 курсов специальности «Издательское дело и редактирование».

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. НЕМНОГО ИСТОРИИ

РАБОТА РЕДАКТОРА НАД НОВЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЖЕЙ. РАБОТА РЕДАКТОРА НАД СЮЖЕТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЖАНРЫ И ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ

РАБОТА РЕДАКТОРА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. НЕМНОГО ИСТОРИИ

В течение многих десятилетий наша страна – тогда СССР – занимала ведущее место в мире по выпуску художественной литературы – общий тираж составлял более миллиарда экземпляров. Это была русская, национальная (народов СССР) и зарубежная классика, современная советская и иностранная литература, выпускавшаяся в виде отдельных произведений, сборников, альманахов, хрестоматий, собраний сочинений. Отбор тематики художественной литературы, выбор авторов, предпочтения в жанрах и конкретных произведениях формировались на основе партийной идеологии, которая жестко диктовала как содержательное наполнение репертуарных планов издательств, так и их полиграфическое исполнение. Лимиты бумаги, других выделяемых по разнарядке полиграфических материалов, монополия государства на издательское дело и полиграфические предприятия, централизованное бюджетное финансирование изданий – это и многое другое создавало особые условия – как положительные, так и отрицательные – для издательского дела. Жанровая и информационная политика издательств определялась партийными документами, – например, Постановлениями ЦК КПСС по вопросам литературы, а также директивными, созданными на основе партийных документов, решениями съездов Союза писателей и других творческих организаций.

Главная задача партийного руководства в области книгоиздательской деятельности, в том числе и по изданию художественной литературы, – это воспитание нового человека коммунистической формации, формирование гармонической личности новой формации, пропаганда коммунистических и социалистических идеалов художественными средствами, содействие литературы в решении важнейших политических и идеологических задач. Словом, художественная литература, как и другие формы печатного и устного слова рассматривались тогда в качестве инструмента идеологического влияния на читателя.

В СССР на издании художественной литературы специализировались 20 центральных и 120 республиканских и областных издательств, публиковались произведения на 100 языках народов СССР (50% книг – на русском языке) и зарубежных стран, 10 центральных и 110 республиканских и областных выпускали, в частности, литературу для детей и юношества. Крупнейшим издательством, располагающим мощной полиграфической базой, являлось издательство “Художественная литература”.

Среди других крупных издательств были:

1.         Издательство Союза писателей СССР “Советский писатель”, которое выпускало произведения современной прозы, поэзии, драматургии (отдельные произведения, авторские сборники, альманахи, серии).

2.         Издательство ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия” готовило к выпуску литературу массового типа (серии, авторские и коллективные сборники, альманахи, неполные собрания сочинений).

3.         Издательство Союза писателей РСФСР и Госкомиздата РСФСР “Современник” выпускало авторские и коллективные сборники, антологии – в сериях.

4.         Республиканское издательство РСФСР “Советская Россия” – публиковало русскую и национальную классику, а также произведения современной советской литературы (однотомники, серийные издания).

5.         Советскую и прогрессивную зарубежную художественную литературу в соответствии со своим профилем выпускали центральные издательства “Наука”, “Прогресс”, “Искусство”, Воениздат, Профиздат, “Правда”, “Известия”, “Мир”, Издательство ЦК ДОСААФ.

6.         Ряд наиболее крупных республиканских издательств (в УССР – “Днипро”, “Молодь”, в БССР – “Мастацкая литература”, в КазССР – “Жазуши” – “Писатель” и др.).

7.         Межобластные и краевые издательства (“Московский рабочий”, Лениздат, “Донбасс” в Донецке, “Маяк” в Одессе и т.д.).

8.         Наибольшее число книг на русском языке для детей и юношества публиковалось в издательствах “Малыш”, “Детская литература”, “Молодая гвардия”.

В советский период нашей истории справедливо полагали, что художественная литература оказывает сильное, многогранное воздействие на человека, она способна отображать его внутренний мир, фиксировать систему ценностей общества и активно влиять на формирование идейных убеждений, моральных норм личности. Этим и определялось ее важное место наряду с другими видами искусства в системе воспитания не только детей и подростков, но и вполне взрослых людей. Особое воспитательное значение художественная литература приобрела, как считали партийные “функционеры”, в годы “холодной войны” (1946–1985), идеологического противостояния двух систем. Поэтому считалось, что литература в “яркой художественной форме призвана отражать историю Советского государства, социалистический образ жизни, великое братство народов СССР, достижения в экономической, социальной и духовной жизни нашего общества, показывать во всей сложности и полноте образ советского человека. Она должна вести пропаганду марксистско-ленинской идеологии, разоблачать антикоммунистическую сущность буржуазных идеологов, полнее проявлять себя в решении задач коммунистического строительства, в удовлетворении культурных запросов народа”. Во времена перестройки литература тоже расценивалась как важнейший инструмент влияния на сознание людей. Например, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев на встрече с писателями подчеркивал, что художественная литература должна сыграть значительную роль в осуществлении психологической, нравственной перестройки, в борьбе за новое качественное состояние советского общества.

Основу работы издательств художественной литературы, главную часть потока изданий составляли переиздания произведений классиков и работ современных писателей, получившие признание читателей и одобрение критики и первоиздания произведений советских и прогрессивных зарубежных авторов. Тематический репертуарный план обычно проходил сложную систему согласований на многих уровнях. Главным критерием включения произведения в план издания не всегда были его художественные достоинства, нередко все решала идеологическая выдержанность, воспитательная “полезность”, приверженность автора методу “социалистического реализма”. Произведения легкого и развлекательного жанра, к которым у читательской аудитории и раньше был интерес, попадали в планы издательств с большим трудом. Запросы потребителей лишь незначительно влияли на издательскую политику. Считалось, что есть люди – чиновники, как правило, – которые лучше знают, что надо, а что не надо читать “трудящимся массам”.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12

сайт копирайтеров Евгений