Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 Сущность пародии как художественно-публицистического жанра трудно было бы понять, не обратившись к ее истокам. Пародия, вероятно, является самым древним жанром искусства. На Руси пародия составляла важнейшую часть скоморошьего творчества. Без пародии трудно представить себе театр на всех стадиях его развития. Не обходится без использования пародии и политический, философский (или иной) спор (так, еще Аристофан боролся с Еврипидом, пародируя его произведения). Пародия – любимый «конек» многих современных писателей. Однако если внимательно присмотреться, то можно заметить, что без пародии не может обойтись не только «высокое искусство», но и обычная, повседневная жизнь. У пародии много имен. Например, только в России пародию называли и «рожекорчением», и «кривлянием», и «лицемерием». Со временем эти понятия получили иное содержание, но в них подмечена одна важная черта, объясняющая суть жанра. Черта эта имеет психологическую природу и выступает как проявление такого важного естественного механизма становления (обучения) животного, человека, как подражание (имитация). По мере выделения из животного мира человек стал осознанно использовать подражание, и уже не только для обучения. Так, специально имитируя поведение других людей (т.е. передразнивая их, «кривляясь», «лицемеря», «корча рожи»), можно их высмеять. Журналистика, разумеется, не могла не использовать возможности пародии в своих целях. Предметом пародии в журналистике выступают самые разные явления. Это могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая манера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных личностей и т.д. Основные методы, которые помогают автору выступления в прессе создать пародию, – это гипербола, гротеск, литота, ирония. Гипербола используется обычно для преувеличения каких-то незначительных, но характерных для пародируемой личности черт. Гротеск пригоден в тех случаях, когда необходимо высветить некие отрицательные черты пародируемого явления. Литота применяется для преуменьшения значимости последствий, скажем, каких-то высмеиваемых мнимых великих деяний. Ирония позволяет намекнуть на реальные желания, возможности и действия пародируемого лица. Пародирование обычно требует очень большой точности в повторении нюансов пародируемого явления, поскольку такая точность придает определенное необходимое сходство результату пародии с тем, что пародируется. Из публикации «Йорик-Ра» (По мотивам произведений В. Пелевина) (Литературная газета. №44. 1999) «Бедный Йорик!» «Гамлет», Шекспир(?) Гертруда: Поздравляю тебя, сын мой Гамлет, с окончанием Геттингенского университета, теперь ты человек образованный! Гамлет: Нет, маман, я чувствую, геттингенского образования для меня недостаточно. Мой девиз: «Учиться, учиться и учиться». Я желаю поступить в летную школу имени Йорика – Пелевина – Ра. «Ну что же, я не возражаю, – сказала королева, – лишнее образование никому еще не помешало». Не откладывая дело в долгий ящик, принц собрал самое необходимое в рюкзак: бритву «Жилетт», плейер с наушниками, «Дирол» для свежего дыхания – и отбыл в школу. Подъехав туда на такси, он первым делом обратил внимание на надпись над фронтоном: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» Надпись звучала обнадеживающе. Он открыл дверь. Широкая лестница вела вверх. По ее бокам стояли на подставках черепа, под каждым из которых прикреплена была серебряная табличка с фамилией, именем, названием факультета, датой рождения и гибели ученика школы. Принц с одобрением отнесся к тому, как здесь хранят память своих питомцев. «На какой факультет поступить? – думал принц. – Быть или не быть?» Пожалуй, в этой школе лучше «не быть». Но зато, в случае чего, его череп будет выставлен в вестибюле со всеми регалиями. «А может, все-таки быть?» «Умереть, уснуть...» – подумал он и вошел в деканат. Там его приветливо приняли и вручили анкету. «Фамилия, имя, отчество, год и место рождения» – это все просто. «Был ли на оккупированной территории?» «Был. Под шведами». «Мать – королева». «Отец – тень». «Пятый пункт – датчанин». «Родственников за границей нет». «Друзья есть: Розенкранц и Гильденстерн». «Не женат». «Образование высшее, гуманитарное...» – Подходит, – сказал декан и велел выдать принцу летное обмундирование. – Только у нас ни пить, ни курить, – добавляет декан. – И насчет женского пола ни-ни... – Уж чего-чего, а это мы понимаем, – сказал Гамлет. Началась учеба, тренировка. В перерывах Гамлет играл на флейте модные мелодии. Товарищи по школе относились к нему хорошо, поскольку он держался скромно, как если бы и не был принцем по крови. Учился Гамлет с охотой, был дисциплинирован и усерден, морально устойчив. |
|
|
|