Пиши и продавай! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 III. РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ §1. Жанрово-стилистические признаки репортажа §2. Как работать над репортажем, руководствуясь «моделью» риторического канона ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ §2. Этапы работы над созданием путевого очерка Литературные жанры (фр. ganre – основное значение, род) «выделяют на основе принадлежности к тому или иному литературному роду, а также по преобладающему эстетическому качеству..., третий принцип – объем и соответствующая общая структура»[1]. Применительно к жанрам газетной публицистики критерий «эстетическое качество» перестает быть определяющим, на первый план выдвигается такой общий признак как документальность. Вместе с тем каждый газетный жанр обладает особой формой интерпретации фактов, своей логикой изложения материала. Картина дня, недели современной жизни создается и всей палитрою публицистических жанров, и индивидуальностью творчества ведущих журналистов. Эта специфика нашла отражение в теоретическом определении жанра с позиций журналистики[2]: «Жанр можно определить как исторически сложившуюся литературно-публицистическую форму, обладающую определенными устойчивыми признаками. Жанр – одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли... Жанр как особый вид произведения, обладающий определенными признаками и соответствующей структурой, в каждой конкретной публикации несет в себе неповторимые своеобразные черты, диктуемые требованием дня, особенностями фактического материала, самобытностью автора». С позиций риторических существует понятие «речевой жанр», в определении которого большинство исследователей идет от жанровой концепции М.М. Бахтина, По Бахтину, речевой жанр характеризуется тем, что «тематическое содержание, стиль и композиционное построение неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются данной сферой общения»[3]. Речевые жанры формируются и существуют на базе функционально-стилевой ориентации средств общения. Речевой жанр всегда узнаваем, потому что «обладает определенными и относительно устойчивыми построениями целого» и имеет «свою концепцию адресата»[4]. Утверждая диалогическую сущность общения, необходимость ориентации на адресата, на «активно ответное понимание», М. Бахтин показывает, каким образом процесс социального общения запечатлевается в самом тексте произведения. «Концепция адресата» чрезвычайно важна для практической журналистики и может быть легко адаптирована к созданию жанров газеты (Бахтин писал о текстах художественных), ориентированных на массового читателя, к выбору тематики и жанра публицистического произведения: «Этот выбор определяется спецификой данной сферы речевого общения, предметно-тематическими (смысловыми) соображениями, конкретной ситуацией речевого общения... И дальше речевой замысел говорящего (пишущего) со всей его индивидуальностью и субъективностью применяется и приспосабливается к избранному жанру, складывается и развивается в определенной жанровой форме»[5]. Замысел журналиста также реализуется в определенной жанровой форме. По сравнению со сферой художественного творчества границы жанров в журналистике более подвижны и размыты, а, главное, классификация жанров выстраивается на несколько иных основаниях. Так, в журналистике коммуникативная цель общения с читателем становится жанровым признаком, наиболее значимым типологически. Характеристика риторических основ создания жанра требует, с одной стороны, учета специфических признаков газетных жанров (во многом уже изученных), с другой – непосредственной опоры на риторическую модель: ориентация на адресата, поэтапность создания текста (в соответствии с риторическим каноном), работа с топосами при определении микротем текста. Структура раздела соответствует общепринятой типологии «информационной модели» жанров газетной публикации, согласно которой выделяются три большие родовые группы материалов. Общепринятое определение родовых групп газетных жанров таково: 1. Информационные, 2. Аналитические, 3. Художественно-публицистические (Прохоров Е.П.; аналогично – Пельт В.Д.). С профессиональных позиций информационные (информирующие, сообщающие сведения) жанры журналистики объединяются прежде всего признаками событийности, документальной насыщенности, оперативности. Объект информационного жанра – не просто факт, непосредственное событие, но факт-новость. Это разграничение понятий «событие» и «новость», современные формы «расширения новости» четко и доказательно представлены в книге М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (М., 1998): «Выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным»[6]. Тезис о необходимости «профессиональной отточенности» журналистского материала, на наш взгляд, означает правомерность рассмотрения жанровых признаков «литературного продукта» журналистики с позиций риторических, даже если речь идет об информационной заметке. Вот почему мы считаем возможным в качестве установочных положений к этому разделу пособия дать подробные ссылки на работу талантливого педагога-журналиста по двум важнейшим вопросам создания произведений информационных жанров. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
|
|
|