Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. ОЧЕРК ИЗ СЕРИИ «СТРАНСТВИЯ»

В. Песков «Слоновая пристань в Амбере»

2. ЭССЕ-ПРЕДСКАЗАНИЕ? ЭССЕ-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ?

Андрей Новиков «Бумажный двигатель внутреннего сгорания»

3. СТАТЬЯ – СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА

Александр Тертычный «Быть обозревателем»

4. ИНТЕРВЬЮ, СТАВШЕЕ МОНОЛОГОМ (ФРАГМЕНТ)

Диалог Андрея Караулова с Мерабом Мамардашвили

5. РЕЦЕНЗИЯ ИЛИ ПОРТРЕТНАЯ ЗАРИСОВКА?

И. Иванова о книге А. Кончаловского

6. РЕЦЕНЗИЯ В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А. Минкин «Не судьба!..»

в оглавление

1. ОЧЕРК ИЗ СЕРИИ «СТРАНСТВИЯ»

В. Песков

СЛОНОВАЯ ПРИСТАНЬ В АМБЕРЕ[1]

«По улицам слона водили...» – вспомнился мне Крылов. Но тут никто слона не водил. Шел он сам в дымном потоке автомобилей, спокойный и рассудительный. У красного светофора остановился, из возка с горшками, который тянула тощая лошадь, украдкой вынул пучок соломы и отправил хоботом в рот. Шалость на дороге непозволительная, но погонщик лишь потрепал великана по голове, давая понять, что нарушение замечено. Возле стоянки туристских автобусов слон с дороги свернул и привычно остановился. Парню-погонщику не понадобилось даже прибегнуть к железному крюку-погонялке. Слон сам опустился перед автобусом на колени, что означало: «Приглашаю на мне прокатиться». Накрахмаленные старушки из далекой Европы не решились забраться на живую серую гору. Посуетившись с фото- и видеокамерами, туристы рассчитались с погонщиком, не перестававшим говорить «бакшиш, бакшиш!», и слон поднялся с колен. Тут на площадке к нему присоединился еще один великан, и они вместе тронулись по шоссе, возвышаясь над машинами, осликами и велорикшами, как серые дирижабли...

Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра, но, может быть, благодаря коробочкам с чаем символом Индии повсюду стал слон. Осталось ли место этим животным в большой, но крайне перенаселенной стране, где пашня год от года теснит леса? В Дели мне дали справку: «В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных».

Слоны – самые крупные из сухопутных животных. Полагают, и самые разумные после обезьян. Обитают они в Африке и в южной части Азиатского континента. Образ жизни – стадный, хотя по разным причинам – болезнь, старость, строптивый характер – ходят и в одиночестве. Стадо водит опытная слониха. Молодые слоны, от рождения довольно беспомощные, школу жизни проходят под руководством матери и тетушек. В отличие от многих животных у слонов в стаде существует взаимопомощь, известны случаи, когда слоны, подпирая с боков, уводили из опасной зоны раненого товарища.

В природе врагов у слона нет. И в африканской саванне, и в джунглях Азии все уступают великану дорогу, хорошо зная мощь его бивней, хваткость хобота и способность ногами буквально втереть противника в землю.

Однако слоны оказались бессильными пред хитростью человека. Даже вооруженный только ножом африканский охотник, сильно, правда, рискуя, обездвиживал, а потом и приканчивал великана – гора мяса на всю деревню. Об охоте на слонов ради их бивней написано много. «Слоновая кость» стала проклятьем животных и могла бы привести в Африке к полному их истреблению, если б не строгие меры охраны.

А прирученье? Африканский слон для этого оказался слишком строптивым, хотя опыты прирученья известны – армия Ганнибала прошла по горной Европе на африканских слонах. Индийские слоны более спокойны, приручаются хорошо и издавна использовались на тяжелых работах как грузчики и тягловая сила. В здешних войсках слоны были чем-то средним между танками и кавалерией. На нынешних военных парадах в Дели – дань традиции – «боевые» слоны и верблюды проходят наравне с современной военной техникой.

Издавна слон олицетворял могущество и богатство здешних властей. Каждый магараджа обязательно держал при дворе стадо слонов. На них выезжали охотиться. Но главное, слоны были обязательным атрибутом многочисленных красочных праздников. Сегодня магараджи победнели – слоны не каждому по карману. И все же некоторые считают: без слонов магараджа – не магараджа. Хотя бы одного-двух заводят.

В бездорожных горных районах слоны по-прежнему трудятся на лесных разработках, и кое-где считают: живой механизм обходится дешевле подъемного крана. В заповедниках на слонах возят фотографов и туристов. Все живое в лесу с почтением относится к великанам. Для обитателей джунглей люди, сидящие на слоне, как бы не существуют, и можно подобраться вплотную к стаду оленей, приблизиться к тигру и носорогу. Защищая седоков, слон по сигналу погонщика может грозно предупредительно затрубить. И бывали случаи, затаптывали даже тигра.

Но главное назначение ручных слонов сегодня – служить забавой туристам. Слон с погонщиком на спине притягивает приезжих в Индию, как магнит. Друг мне рассказывал: в здешних краях есть местечко с названием Деревня Слона. (На картах так и обозначено.) Небольшое селенье, стоящее близ дороги, живет исключительно за счет великана, который куплен был вскладчину.

Настоящую слоновую пристань встретили мы близ Джайпура в городке Амбер. Над городком, на горе, открытая солнцу и ветрам из пустыни, стоит старинная крепость – дворец Великих Моголов. По склонам горы тянутся стены и башни, сохранилось сказочное убранство дворца. Но интересней всего дорога сюда – ее одолевают на слонах.

Туристский сезон (с октября по апрель) начался. Желающих посидеть на слоне – много. Слонов тоже немало – нам достался с номерным знаком «52», всего же их пятьдесят семь. И пятьдесят семь погонщиков в нарядных одеждах, в пышных чалмах. Слоны тоже, пожалуй, даже излишне наряжены. Из-под цветной попоны торчат лишь голова с хоботом да ноги.

Прозаична покупка билетов в кассе – как на автобус. С человека – шестьдесят рупий (два доллара), и пожалуйте на «пристань». Вбегаешь по ступенькам на возвышенье, и слон с твоим номером уже стоит у «причала». Плоская подушка-седло на спине – вровень с твоими ногами. Садимся на слона вчетвером. Двое свешивают ноги в одну сторону, двое – в другую. Погонщик, сидящий чуть впереди, проверяет, закреплены ли прутики у седла, предохраняющие путников от падения. И поехали.

Все, кто путешествовал на слонах, пишут, что это истинное мученье. Слон, в отличие от лошади, ступающей левой передней-правой задней и правой передней-левой задней ногами, приводит в движение попеременно пару левых и пару ног правых (иноходь). От этого качка, как на сейнере в шторм. При долгой езде, пожалуй бы, замутило. Но дорога недлинная. Слоны идут вереницей, неторопливо, степенно. Седоки же возбуждены. Одни сидят, вцепившись в предохранительный прутик, другие вертятся с фотокамерами. У кого-то кончилась пленка. Не беда. Многие босоногие бизнесмены знают, что пленка имеет свойство кончаться, и трусят рядом. Платить за пленку им надо в два раза дороже, чем в магазине. Но платят – дорога ложка к обеду.

Температура «за бортом» плюс сорок четыре. Каменистый путь в гору, надо думать, обжигает слону подошвы. Но он терпеливо идет, покачивая хоботом. Путь знаком ему до малейших подробностей, и суховатый с седеющей бородкой погонщик не прибегает к анкушу – короткому, с довольно острыми концами багорчику. Для туристов анкуш продается в изящном бронзовом исполнении. В натуре же это из стали кованный инструмент принужденья, хотя все погонщики говорят: «Мы живем со слонами, как братья».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений