Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

ГЛАВА II.

ДЕПОРТИРОВАННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ

(русская журналистика эмиграции начала XX века)

1. Историографическая справка (Г.В. Жирков)

2. Печать партии социалистов-революционеров (М.В. Федоров)

3. От имени рабочих (А.Ф. Бережной)

4. Партийное размежевание: печать социал-демократов (А.Ф. Бережной)

5. В борьбе за демократию (А.Ф. Бережной, Г.В. Жирков)

Жирков Г.В.

1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В начале XX в. в русском зарубежье сложилась такая ситуация, которая характеризовалась концентрацией политических сил, ставшей результатом усиленного гонения инакомыслия в России. Когда после февраля 1917 г. представилась возможность вернуться на родину, 6 тысяч политэмигрантов только части европейских стран, по свидетельству посланника России в Великобритании К.Д. Набокова, выразили такое желание[1]. Известно, что из других стран, в том числе Америки, тоже шел поток возвращающихся в Россию политиков.

Одна из недавно вышедших книг по истории русской эмиграции называется «Русская эмиграция до 1917 года – лаборатория либеральной и революционной мысли»[2]. В таком названии есть доля преувеличения значения двух оттенков политических идей. Впрочем, в самих статьях сборника оттенков представлено больше. В частности, оригинальное эссе Антонеллы Саломони посвящено толстовцам. Определяя это течение мысли как христианский анархизм, А. Саломони замечает: «Сегодня мы можем изучать христианский анархизм прежде всего благодаря журналам “Свободное слово” (1898–1905 гг.) и “Свободная мысль” (1899–1901 гг.), которые Бирюков и Чертков издавали в годы эмиграции в Англии и Швейцарии»[3]. Воронежская исследовательница С.Н. Гладышева относит эти издания к либерально-демократическим[4]. В первом случае превалирует духовно-философский аспект, во втором зафиксирована некая общественная позиция.

Этот пример различного понимания одного течения мысли свидетельствует о возможности по-разному толковать такие субъективные явления, как идеи. Дело историка не только констатировать эти моменты, но и видеть их нюансы, грани, аспекты.

Хотелось бы подчеркнуть, что процесс дифференциации политической мысли в России шел особенно активно именно в начале XX столетия, когда в стране появляются политические партии. В исторической литературе сложилась тенденция видеть преобладание в это время социалистической мысли, что хорошо укладывалось в рамки официальной идеи о росте роли в революционизировании России такого течения, как большевизм. Эта же тенденция окрасила и работы по истории русской эмиграции XIX в., где в центре внимания оказалась лишь яркая фигура А.И. Герцена, ставшего предтечей русской социалистической мысли. Все остальные деятели эмиграции попали в ее тень или вообще выпали из истории. Тенденция эта по-прежнему жива. Так, судя по названию современной монографии об основной неофициальной печати России «Издательская деятельность русских несоциалистических партий начала XX века»[5], можно подумать, что в начале века существовала мощная социалистическая пресса, хотя в действительности ее в стране почти не было.

А вот что, например, пишет А. Саломони по поводу анализируемого ею предмета: «Распространение толстовской мысли представляет собой важную веху в глубоком кризисе европейского самосознания конца XIX в.»[6]. Этому же посвящена ее основная работа[7]. На каких весах можно взвесить значимость идей большевизма, конституционных демократов, христианского анархизма или толстовства и др.?

Таким образом, читатель, студент, сталкиваясь с комментарием позиции тех или иных изданий, должен учитывать субъективность самих комментариев и направления журнала или газеты. Такой подход к историческим фактам и явлениям несет в себе неполное, а порой и искаженное знание. Его можно исправить, лишь рассматривая, как данное явление сложилось исторически. Так, последователи Л.Н. Толстого были названы «толстовцами» в ходе их критики на страницах церковной периодики[8]. Изначально термин нес в себе некий негатив, но время сделало его нейтральным: в его употреблении сложилась определенная традиция. Другая судьба сложилась у такого распространенного термина, как «троцкизм», появление которого Л.Д. Троцкий приписывал П.Н. Милюкову[9]. На самом деле термин получил гражданство и реальное наполнение позднее и с явно негативной окраской как некое противопоставление ленинизму – при помощи И.В. Сталина и его окружения, оппонентов и противников Троцкого. До сих пор сохранился этот оттенок термина, поэтому при его использовании необходим комментарий.

Наконец, следует помнить и еще об одном преувеличении, сопутствующем исторической литературе прошлого и являющемся ее наследием, когда вся политическая мысль сводилась к эмиграционной, а роль политиков в России, лидеров кадетской партии преуменьшалась. В связи с этим приведем слова Е.Д. Кусковой, участницы революционного движения, о П.Н. Милюкове: «Не знаю, какое отношение было у Павла Николаевича к русскому монархизму, когда он произносил свою знаменитую речь в Государственной думе о направлении внутренней политики Двора и правительства (“Глупость или измена?”). Я нахожу, что при тогдашних обстоятельствах эта речь носила революционный характер и гораздо больше подняла революционное настроение русского общества, чем все подпольные манипуляции большевиков»[10].

Конечно, деятельность русской эмиграции была одним из важных факторов революционизирования России, но, возможно, не самым важным. Не следует забывать о влиянии общецивилизационных процессов (миграции, урбанизации, капитализации, развитии научно-технического прогресса и др.); воздействии бурно развивающихся в стране политических партий и их печати; работе революционного подполья; просветительской деятельности литераторов, публицистов, церковников, ученых; неумелой внутренней политике самодержавия и др.

Социалистическая мысль русской эмиграции, ее журналистика в советский период интенсивно исследовались. Наиболее изученным ее течением является большевизм и его периодика: практически о каждом издании имеется литература[11]. Тем не менее необходим новый анализ как самого большевизма, так и его периодики, поскольку существующая литература идеологизирована, роль большевизма и его журналистики в революционизировании России начала XX в. преувеличены. Не точно и не полно раскрыты такие явления, как раскол социал-демократии на большевиков и меньшевиков, непримиримость их борьбы и др. Все это наложило отпечаток на изображение в литературе даже такой исторической фигуры, как В.И. Ленин: настолько ли он был непримирим, как это показано в многочисленных произведениях?

Достаточно вспомнить его реальные взаимоотношения – от идейной борьбы к сотрудничеству – с Л.Д. Троцким, тоже всегда претендовавшем на лидерство. В.И. Ленин отстаивал Л. Д. Троцкого в редакции «Искры», когда тот не понравился Г.В. Плеханову; при активном участии В.И. Ленина Л.Д. Троцкий становится сначала наркомом по иностранным делам первого советского правительства, а затем получает ключевой пост тех лет наркома по военно-морским делам. Или такой эпизод. В условиях эмиграции, где всякие мелочи воспринимались болезненно, сталкивались амбиции, циркулировали и муссировались слухи, большое значение имели симпатии и антипатии и т.д., В.И. Ленин резко полемизирует по ряду проблем с молодым и талантливым Н.И. Бухариным, их отношения доходят до крайности, близки к разрыву. Н.К. Крупская, например, характеризует одно из писем Н.И. Бухарина как «ругательное»[12].

25 мая 1916 г. Бухарин посылает из Христиании В.И. Ленину большое письмо, в котором специально останавливается на своих с ним «разногласиях» и объясняет, что не хотел порвать отношения и «самым серьезным образом решил уехать при первой возможности в Америку»[13]. Ленин сразу же поддерживает идею, посылая в ответ письмо размером более 4 страниц и предлагая в нем подробную программу работы Бухарина в Америке. Как раз в это время оттуда вернулся А.Г. Шляпников, в письме к которому Ленин делает такую приписку: «Напишите откровенно, в каком настроении уезжает Бухарин? Будет писать нам или нет? Будет исполнять просьбы или нет? Переписка (с Америкой) возможна только через Норвегию: скажите это ему и наладьте»[14]. Этот эпизод свидетельствует, что В.И. Ленин, ставя перед собой определенную общезначимую задачу, поступался своими эмоциями, субъективным отношением к определенным людям, с которыми имел дело.

Читатель, обращаясь к фактам истории, особенно при работе с литературой, созданной в советское время, без сомнения, должен учитывать такого рода нюансы.

Другое течение социалистической мысли – социалисты-революционеры (эсеры) – освещались в научной литературе только критически, хотя их деятельность имела больший размах и не меньший успех, чем социал-демократическая пропаганда и агитация. В связи с этим в настоящем пособии предлагается более подробная информация об эсеровской периодике. К сожалению, все пробелы, оставленные своеобразным исследованием истории журналистики в прошлом, восполнить пока не удалось. Наряду с социалистами в оппозиции к царскому правительству, самодержавию оказались те, кто ратовал за их ограничение, за конституцию, кто осуждал непримиримость Русской православной церкви к инаковерию, оттенкам православной веры и др. До сих пор не получили настоящий оценки влияние на социальную жизнь общества журналистики кадетов, деятельности Л.Н. Толстого и его сподвижников по раскрепощению духовной жизни народа, не раскрыта творческая деятельность крупных публицистов и литераторов, оказавшихся в эмиграции и т.д. В последнее время сделаны первые шаги в исследовании этих пластов журналистики русского зарубежья, например, изданий последователей Л.Н. Толстого[15].

В этой главе дан раздел о «толстовской» журналистике и ряд очерков об изданиях, не получивших освещения в литературе и показывающих многообразие оттенков русской политической мысли, депортированной за рубеж и сохраненной для потомков эмиграционной журналистикой начала XX в.

в начало

Федоров М.В.

2. ПЕЧАТЬ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Распространение социалистических идей в России восходит ко второй половине XIX в. Наиболее влиятельным течением в многообразной палитре освободительного движения того времени было революционное народничество. После периода активных действий 70–80-х годов и ответных репрессий со стороны правительства революционное народничество переживает организационный и идейный кризис. Возникшая на его обломках партия социалистов-революционеров заявляла о том, что в первую очередь представляет интересы крестьянства, а также и других слоев трудящихся России. По своему составу партия была довольно разнородной, в нее входили выходцы из крестьян, ремесленников, трудовой интеллигенции, рабочих. Руководящее ядро составляла в основном партийная интеллигенция, обладавшая более высоким образовательным уровнем и происходившая из более высоких социальных слоев общества: выходцами из семей крупных помещиков были старейшая деятельница эсеровской партии, «бабушка русской революции» Е.К. Брешко-Брешковская и А.М. Устинов, дворянами были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, эсеровская «богородица» М.А. Спиридонова, Р.В. Иванов-Разумник и многие другие[16].

Процесс формирования партии продолжался довольно продолжительное время – с 80-х годов XIX до начала XX столетия, когда на основе многочисленных групп, кружков, лиг и союзов в 1901 г. возникла единая централизованная партия социалистов-революционеров. Централизованность была понятием достаточно условным, в партии всегда сохранялась широта взглядов, шли постоянные дискуссии, в ходе которых выяснялись оттенки мнений по основным вопросам теории и практики революционного движения, партийного строительства. За все время существования организации у эсеров сохранялись фракции, течения, группы; сохранение внутрипартийного плюрализма они считали необходимым условием успешного существования партии. В годы первой русской революции из партии выделились сторонники легальных методов борьбы, отрицавшие террор и образовавшие затем партию народных социалистов, которую возглавили известные публицисты А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин. В годы первой мировой войны партия разделилась на три основных течения: оборонцев, пацифистов и интернационалистов. В 1917 г. и во время гражданской войны раскол в партии усилился – правые эсеры объединились вокруг газеты «Воля народа», издаваемой А.А. Аргуновым, П.А. Сорокиным, Е.К. Брешко-Брешковской и др., а левое крыло выделилось в самостоятельную партию во главе с Б.Д. Камковым, М.А. Спиридоновой, А.М. Устиновым. Центральным органом левых эсеров становится столичная эсеровская газета «Дело народа». В декабре 1917 г. левые эсеры входят в состав большевистского правительства. Практически отдельно существует ультралевое крыло партии – эсеры-максималисты, ставшие в 1904 г. отдельной фракцией, в 1906 г. создавшие самостоятельную партию. Большинство партии, поддержавшее Центральный Комитет и разделявшее политические взгляды его органа – газеты «Дело народа», пыталось сохранить единство партии. Фракционеры получали предупреждения с требованием прекратить раскольническую деятельность, им грозили отлучением, а их газету – «Воля народа» – даже лишили финансирования из кассы ЦК, но преодолеть раскол так и не удалось. После разгона белыми генералами эсеровских правительств в 1918 г., происходит раскол среди эсеров центристского направления по поводу перспектив легализации партии на советской территории и возможности сотрудничества с большевиками.

После неудачного выступления против большевиков летом 1918 г. в Москве и на восточном фронте раскололась, а затем почти прекратила существование партия левых эсеров.

Программные документы эсеров предусматривали: свержение самодержавия, установление республиканского строя, введение демократических свобод. Являясь идейными преемниками революционных народников, эсеры обосновывали особый крестьянский путь развития России – минуя капитализм, через крестьянскую общину в социализм. Исходя из этой посылки развитие капитализма, разрушение патриархального уклада деревни они рассматривали как путь, ведущий в тупик. Эсеры поначалу не замечали социальной дифференциации деревни: выделения небольшой, но экономически могущественной части крестьян-кулаков и значительной части деревенской бедноты. Поэтому и свое отношение к рабочему классу эсеры изменили с опозданием. В начале века они воспринимали пролетария как «испорченного» городом и фабрикой крестьянина, а связи рабочего с деревней, массовое возвращение в деревню летом на сенокос и уборку урожая считали способом его «исправления» и укрепления связей с общиной. Только события революции 1905–1907 гг. вынудили эсеров пересмотреть свое отношение к рабочему движению и армии, изменить взгляд на их роль в освободительном движении. Для ведения агитации среди этих категорий населения начинают издаваться специальные газеты.

Эсеры постоянно работали над совершенствованием аграрной программы, варианты программ у различных течений партии имели различия, но в их основе неизменно лежал принцип уравнительного землепользования, осуществляемого через крестьянскую общину.

Вслед за своими предшественниками, революционными народниками, эсеры взяли на вооружение тактику индивидуального террора. Террористической деятельности с ее видимыми и относительно быстрыми, по сравнению с другими формами революционной работы, результатами эсеры придавали особое значение. Практически все руководство эсеров, включая и многих публицистов, в разное время принимало участие в террористических акциях, В партии сложился культ «Боевой организации», действовавшей обособленно от остальной партии и практически бесконтрольно. Это привело, как впоследствии выяснилось, к многочисленным случаям провокаторства в партии, а руководитель боевиков Е.Ф. Азеф был разоблачен как агент охранки.

Партия социалистов-революционеров, как и любая массовая политическая организация, стремилась к увеличению влияния в массах и понимала необходимость пропаганды идей своего движения в печати. Следует отметить, что многие из партийных интеллигентов обладали несомненным литературным даром. Но на этом пут перед ними стояли и большие сложности, наложившие заметный отпечаток на характер эсеровской печати и пути ее развития.

«Революционная Россия». Полицейские преследования внутри страны, разгромы подпольных типографий делали невозможным регулярное издание газеты или журнала в подполье. Тем не менее попытки наладить выпуск нелегальной газеты в России предпринимались неоднократно. Первоначально было принято решение назвать центральный орган партии «Свободная Россия», однако в такое важное дело вмешайся заурядный случай, оказавшийся гораздо более весомым, нежели принципиальные споры о названии газеты. Из-за нехватки шрифта для набора заглавия ее пришлось назвать «Революционная Россия». По воспоминаниям одного из организаторов партии и первого издателя и редактора «Революционной России» А.А. Аргунова, шрифт приобрели у случайно подвернувшегося наборщика, который вел дело «не вполне добросовестно и драл безбожную сумму. Пуд обходился в 80–100 руб.». С большими трудностями удалось издать два первые номера в России. Первый номер вышел 1901 г. и печатался в течение месяца, вручную, отпечатать удалось только 500 экземпляров, что было явно недостаточно. Третий был захвачен полицией при разгроме подпольной типографии в Томске. Убедившись в невозможности выпускать газету в России, редакция принимает решение напечатать третий номер за границей. Издатели наивно полагали, что эта мера носит временный характер и в дальнейшем газета снова будет выходить в России. Местом для издания газеты был выбран Париж. Активную роль, как в издании «Революционной России» внутри страны, в арестах редакции и разгроме типографии, так и в переводе газеты за границу, ее транспортировке в Россию играл известный провокатор Евно Азеф.

Невозможность регулярной, а главное, массовой доставки эсеровского органа в Россию, низкий образовательный уровень потенциальных читателей определили его характер. «Революционная Россия» явилась прообразом многих последующих изданий партии эсеров. Судя по оформлению, периодичности, тематике и форме подачи информации газета изначально не была рассчитана на массового читателя и широкое распространение ее нелегальным образом в России. Она выходила примерно один раз в месяц. Все статьи публиковались по условиям конспирации без подписи, место издания, тираж, адрес типографии также не указывались. Объем издания составлял, как правило, 16 страниц журнального формата, и дальнейшем он увеличился до 20–24 страниц. В 1902 г. «Революционная Россия» была объявлена официальным органом объединившихся «Союза социалистов-революционеров» и «Партии социалистов-революционеров». Девизом газеты служил народнический призыв «В борьбе обретешь ты право свое».

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

сайт копирайтеров Евгений