Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

ГЛАВА 5

РЕЛИГИОЗНОЕ РАДИО: СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЩАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЭФИРЕ

5.1. К истории вопроса

5.2. Религиозное радио за рубежом

5.3. Организационно-творческий путь отечественного религиозного радио

5.4. Религиозные программы на государственном радио (1991–1999 гг.)

5.5. Современная система религиозных передач «Радио России»: количественно-качественные характеристики

5.6. Особенности журналистского творчества в религиозной сфере: теория и практика

5.1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА

В последнее десятилетие в российском теле-, радиоэфире появились программы оригинальной, невозможной в советское секуляризированное время проблематики – религиозные передачи. Развитие религиозного вещания отражает объективные изменения во взаимоотношениях общества, государства и средств массовой информации, кризис атеистической ментальности, стремление к духовной, социокультурной стабильности за счет поисков вечных, трансцендентных смыслов и сущностей.

Ныне можно говорить о новом виде отечественного радиовещания – религиозном как о совокупности программ, имеющих своего адресата, отличающихся предметно-тематическим единством, специфической мотивацией, зачастую – оригинальными формами и характеристиками. Религиозные программы относятся к одному из шести основных функциональных типов вещания, выделяемых по соответствию статуса, идейных позиций, финансово-экономических основ вещания и социально-демографическим особенностям целевой аудитории[1]. Религиозное радио развивается в контексте религиозной журналистики – профессиональной деятельности в средствах массовой информации (печати, электронных СМИ, интернет-изданиях), направленной на информирование общества о роли религии в социальной, политической, экономической жизни, а также на миссию и апологетику. Существуя в едином информационном религиозном пространстве, программы претендуют на реализацию разных социальных задач: от органичных журналистских (информация, описание, анализ) до конфессиональных, апологетических (миссия, проповедь). Развитие религиозной журналистики является объективным, закономерным феноменом: сегодня на политические и социальные процессы в России активно влияют надэтнические и национальные религии. Исследование по рейтингам доверия/недоверия институтам общества выявляет абсолютный приоритет Православной Церкви по отношению к оценке прочих общественных структур (в том числе система здравоохранения, армия, служба госбезопасности, СМИ и др.)[2]. «Появляются такие феномены, которых раньше не наблюдалось, – Международное общество сознания Кришны, Общество трансцендентальной медитации, Церковь унификации, Церковь Сатаны и пр. Образовались «квазирелигии» – гражданские религии, светские религии, культ личностей, политических вождей, кумиромания и пр. В последние десятилетия прошлого века наблюдался подъем верований в предсказания, астрологию, хироманитию; в средствах массовой информации, на телеэкранах, в концертных и эстрадных залах разыгрываются сеансы экзорцизма, освобождения от «сглаза» и «порчи», ведовства, спиритизма» и т.д.[3] Новой иллюзией массового сознания постсоветского времени является некритичное, доверчивое восприятие сакральных, мистических смыслов, транслируемых посредством СМИ. Этот феномен должен учитываться создателями религиозных программ, а также при концептуальном и тактическом планировании вещания (особенно на государственном радио). Ведь в силу экзистенциальности тем и сюжетов, повышенной эмоциональной составляющей, религия способна на трансляцию мощных дезинтеграционных эффектов. Вольные и невольные ошибки в религиозной сфере (как ни в каком другом виде журналистики) могут невротизировать общество, менять социокультурные, национальные ориентиры.

Однако до настоящего времени нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующихся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом «О средствах массовой информации» (1995 г.) и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ впервые приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», выражающие общецерковное мнение по насущным, актуальным проблемам, в том числе по вопросам взаимоотношений Православной Церкви и СМИ. Осенью 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности России, относящая к «основным объектам» духовную жизнь, свободу совести.

в начало

5.2. РЕЛИГИОЗНОЕ РАДИО ЗА РУБЕЖОМ

Если в отечественных СМИ типология религиозного радио является самой молодой по времени становления, оригинальной – по тематике, малоизученной – со стороны теории, то религиозное радио за рубежом – распространенный, традиционный и статусный вид творческой деятельности. Наиболее убедительны опыт, традиции и концепции вещания католической «электронной церкви». Первая радиотрансляция вечерней воскресной мессы епископальной церкви состоялась в январе 1921 г. (США, г. Питсбург). Международное католическое бюро вещания (УНДА) было создано в 1927 г. церковными лидерами шести стран. 12 февраля 1931 г. вышла в эфир первая тематическая религиозная радиопередача. В пасхальное воскресенье 1940 г. – первая телевизионная религиозная программа, подготовленная совместно католиками и протестантами (США). В настоящее время в УНДА состоят более 70 национальных бюро. Ватикан владеет двумя крупными издательствами, международным информационным агентством «Фидес». Ежедневно выходит «политико-религиозная» газета «Обсерваторе романо», с еженедельными приложениями на всех ведущих европейских языках. УНДА издает ежемесячный бюллетень, информирующий о состоянии католического вещания в различных странах мира. В странах Западной Европы действуют Католические центры (институты) средств массовой коммуникации, координирующие деятельность католических СМИ, публикующие обзоры светских радио, телепередач с позиций религиозной точки зрения[4].

С 1967 г. Ватикан ежегодно отмечает Международный день социальных коммуникаций. В 1971 г. пастырская инструкция «Коммунио эт прогрессио» объявила средства социальной связи (массовой коммуникации) «даром божьим». Доктринальная позиция церкви по отношению к СМК (эффекты воздействия СМК на личность и общество, значение и роль церкви в мире коммуникаций, рекомендации католическим журналистам) уточнена в пастырской инструкции «Этатис новэ» (1992 г.), констатировавшей начало «космической эпохи социальной коммуникации». В инструкции подчеркивается, что коммуникационная экспансия сказывается на формировании «информационного общества», «медийной культуры» и «медийного» (подменяющего жизненный) опыта. В 1989 г. создан Папский совет по социальным коммуникациям (на правах министерства Римской курии). За десять лет Советом приняты несколько актуальных документов в области экуменического сотрудничества и морально-этических проблем СМК: «Этика в рекламе» (1997 г.), «Экуменическое и межрелигиозное сотрудничество в области социальных коммуникаций» (1989 г.), «Порнография и насилие в средствах коммуникации: пастырский ответ» (1989 г.), направленные на оздоровление «экологии коммуникации», на очищение мира СМК от аморализма и антигуманности[5].

Благодаря вездесущности, доступности, дешевизне именно радио рассматривается в качестве приоритетного СМИ в миссионерской деятельности. «Совершенным коммуникатором» инструкция «Коммунио эт прогрессио» называет Иисуса Христа и призывает использовать его приемы и методы убеждения и общения с людьми. «Господь наказал церкви наставлять людей на путь спасения языком им доступным», потому язык, стиль, манера коммуникации должны дифференцированно учитывать национальные особенности, уровень образования аудитории. Стремление к демократизации эфира сказывается на выпуске миссионерских передач на местных языках и наречиях, поддержке национального вещания. Крупнейшая в Латинской Америке радиостанция «Голос Анд» вещает на 18 языках. Радиостанция миссионерского типа ЭЛВА выпускает передачи на 46 языках Западной, Центральной и Северной Африки[6].

Ныне радиопередачи структуры УНДА охватывают более 90% населения Земли. Традиционные средства массовой коммуникации дополняются «групповыми» аудиовизуальными средствами: выпуском пластинок, кассет, фотографий. Наглядные технические пособия эффективно используются инструкторами в дискуссиях, в работе с небольшими группами. Концепция «социальной связи» реализуется в общественной деятельности церкви, трансляциях служб, художественных программах о сокровищах музеев, храмов Ватикана и др. Папа Иоанн Павел II объясняет, что единство, которое люди «…ощущают в творении на основе нашей веры в Иисуса Христа как Господина Универсума и соответствующее единство, к которому мы стремимся в наших человеческих сообществах, отражены и даже подкреплены тем, что открывает современная наука»[7]. В большинстве стран Западной Европы, в том числе и там, где католики составляют незначительное меньшинство населения, за католической церковью резервируется вещательное время на государственных каналах. В Голландии время передач распределено пропорционально религиозно-политическому составу населения: католическое вещание представлено одним часом в сутки. В Дании взгляды католиков находят выражение также в публицистических передачах протестантского направления, например, в «Церковном форуме»[8].

Во Франции суммарный тираж религиозной прессы составляет около 7,5 млн. экз. Профессиональная ассоциация «Религиозной прессы», созданная более 80 лет назад, является пятой по представительности и влиятельности среди журналистских объединений. Кроме того, в стране существует полтора десятка моноконфессиональных творческих союзов: католических СМИ, мусульманских СМИ и др. («Радио России», «Пресс-клуб», 14.07.2001 г.). В Испании по государственной радиосети регулярно транслируются мессы. Объединение из 45 религиозных станций выпускает информационные выпуски, проповеди, авторские программы[9]. В обозрении «Святое телевидение молится за нас» П. Броджи называет главный государственный канал Италии РАИ-1 «ревностно католическим»: еженедельная трансляция воскресной мессы привлекает более двух миллионов зрителей. Религиозная направленность сети РАИ-2 проявляется в проповедях кардинала К.М. Мартини, религиозно-психологических аспектах передачи «Твой ближний», программе для молодежи «Рок-кафе» и др. «Новые философы», «комментаторы моральных проблем» сменили «священников-пропагандистов»[10].

В последние годы значительно вырос суммарный объем религиозного вещания в Великобритании. Правила комиссии по независимому ТВ ограничивают демонстрацию насилия и секса по телевидению и регламентируют следующие нормы: обязательный показ в неделю не менее 1,5 часов качественных информационных программ, 10 часов детских программ и 2 часов религиозных программ[11]. Религиозные радио, телепрограммы составляют 3% эфирного времени (в том числе Би-би-си и коммерческого вещания). В штате отдела религиозного вещания Би-би-си 80 человек[12]. В «Руководстве для создателей передач Би-би-си» в качестве главного принципа религиозного вещания декларируется «…соблюдение равновесия в вещании на различные группы аудитории, …стремление охватить все важнейшие религии мира»[13]. Среди четырех типов организации религиозного радио, выделенных М. Лукиной, «общественная модель» религиозных программ Би-би-си является самой распространенной в мире, наиболее характерной для крупных национальных каналов. В передачах, созданных по принципу «общественной модели», религия рассматривается в качестве культурообразующего, морально-этического фактора. Приоритетными целями такого вещания являются просвещение, образование, информация, но не открытая апологетика и проповедь[14].

Движение «социального евангелизма» У. Раушенбуша, возникшее в США в начале ХХ в., явилось теоретической основой радио- и телеевангелизма. Организационные, системные особенности радио, телевещания США предопределяют оригинальные черты религиозного вещания на независимых, коммерческих станциях: проповедническое начало, коммерциализацию, персонификацию программ. Основные периоды становления, истории религиозного радио, телевидения совпадают с техническим развитием и социальным статусом электронных СМИ, а также могут быть соотнесены с самыми яркими персонами проповедников. По классификации М. Лукиной, религиозное радио США преимущественно представляет «индивидуальную модель» организации вещания. Однако спорным представляется утверждение, что «евангелические проповедники не имеют или имеют чисто номинальное отношение к конкретным церковным институтам[15]. Профессиональная миссионерская деятельность невозможна вне ценностных ориентиров, социокультурных кодов определенной конфессии, церкви, религиозной (экуменической) традиции, но в конкретной передаче, цикле передач они могут присутствовать латентно: проповедник может не декларировать конфессиональный статус, интенцию общения.

К 1927 г. более чем 60 религиозных групп получили лицензии на создание радиостанций. Общественное мнение рассматривало ситуацию в эфире, как «хаос», что инициировало создание Конгрессом США Федеральной Радио Комиссии. В 1934 г. Комиссия была преобразована в Федеральную Комиссию по коммуникациям, оценившую радиоволны как «публичное достояние», религиозное вещание – как вид вещания, «служащий обществу»[16]. Два крупнейших национальных радиоканала NBC и CDS в 1928 и 1931 гг. соответственно прекратили продажу эфирного времени под религиозные передачи. Станции передали определенное время Национальному Союзу Церквей, распределявшему время эфира между деноминациями. MBC, организованная в 1934 г., вынуждена была поддержать это решение. Однако представители евангелической церкви, не входившие в Союз Церквей, были фактически лишены возможности высказывать свои взгляды в радиоэфире вплоть до 1950 г., когда Национальная Ассоциация евангелистов путем общественных актов, судебных процессов добилась изменения в законодательстве США в аннулировании запрета на продажу эфирного времени религиозным программам.

Развитие независимого религиозного вещания связано с именем Теодора Эппа, организовавшим в 1939 г. радиостанцию в Линкольне для трансляции авторской программы «Возвращение к Библии». Эпп вел передачу до 1985 г. В настоящее время «Возвращение к Библии» звучит ежедневно утром на WFAX радио. WFAX, начавшее вещание в 1948 г. с чердака газовой станции, ныне входит в десятку крупнейших станций на американском радиорынке. Оборудованная по последнему слову цифровых технологий, станция в течение десятилетий сохраняет неизменную концепцию и формат вещания. Время эфира распределено между 30 программами, представляющими локальные церкви и приходы. Также радиостанция издает Христианскую газету, имеет сайты, является спонсором многих общественных мероприятий. В 1998 г. WFAX радио было отмечено наградой союза Национальных религиозных вещателей[17]. Исключительную роль в распространении радио и телеевангелизма в США сыграли Фултон Дж. Шиэн и Поль Фрид. Епископ римско-католической церкви Фултон Дж. Шиэн с 1930 по 1952 г. вел по радиосети NBC «Католический час»[18]. В 1955 г. Поль Фрид начал карьеру радиопроповедника в Марокко. После национализации станции в 1960 г., он создает Трансмировое радио в Монако. Ныне Трансмировое радио занимает лидирующее положение в миссионерской деятельности.

В 1944 г. радиопроповедники организовали Союз Национальных религиозных вещателей. Союз выработал Кодекс этических правил религиозного вещания, определил корректные нормы взаимодействия Церкви и электронных СМИ. С конца 1940-х гг. продолжается негласное соревнование религиозных вещателей на радио и телевидении. Лишь некоторые персоны, такие как Билли Грэхем, Рекс Хамбард, Орал Робертс и Джерри Фолвелл, смогли одновременно успешно проявить себя в качестве радио и телепроповедников. Первый шумный успех религиозного телевизионного шоу Б. Грэхема относится к 1957 г.: его выступление вызвало 1,5 млн. писем и 330 тыс. пожертвований в программу. С 1950 г. многие религиозные радиостанции также успешно существуют на коммерческой основе, за счет добровольных дотаций слушателей. Альтернативным процессом является постоянное уменьшение времени, выделяемого религиозным вещателям на бесплатной основе: с 47% от общего объема религиозного вещания в 1959 г. до 8% в 1977 г. Продолжается укрупнение, интеграция станций, создание крупных теле- радиокорпораций. Так, на четырех телеканалах и пяти радиостанциях сети «Крисчен бродкастинг нетуорк» работают 800 человек[19].

Различные направления протестантизма ныне имеют солидную финансовую базу, крупные издательские мощности. Например, Церковь Христа сайентиста, основанная в 1892 г. в Бостоне, на базе собственного издательства издает ежедневную, успешную на газетном коммерческом рынке, газету «Крисчен сайенс монитор» (выходит с 1908 г., тираж 150 тыс. экземпляров), ежемесячный журнал «Уорлд монитор», различную религиозную учебную, художественную литературу. С 1989 по 1992 г. функционировал телевизионный кабельный канал «Монитор ченнел», с числом подписчиков до 4 млн человек. «Телевизионная церковь» была закрыта в пользу расширения более дешевой и эффективной радиопропаганды, в том числе международной. С 1986 г. издательство распространяет ежедневные передачи на 100 радиостанциях Америки, еженедельные – на 200, а также вещает на зарубежные страны на 15 языках мира, в том числе на русском[20].

В 1970-х гг. появились первые кабельные религиозные станции. В 1978 г. три национальные христианские компании США начали трансляцию программ через спутник. С 1970-х гг. отмечается политизация евангелического движения. Президенты Форд, Картер, Рейган и Буш пользовались поддержкой союза Национальных религиозных вещателей. Собственное политическое движение «Моральное большинство» организовал Дж. Фолуэлл в 1979 г., эффективно используя в пропагандистских, коммерческих целях различные виды СМИ. Газета организации «Морал маджорити рипорт» распространяется бесплатно, однако абоненты обязаны поддерживать организацию пожертвованиями. Ежедневная программа Р. Фолуэлла «Репортаж «Морального большинства» транслируется 260 станциями[21]. В 1988–1989 гг. были обнародованы ряд финансовых, сексуальных скандалов видных проповедников «электронной церкви». В результате значительно уменьшились пожертвования слушателей и зрителей. В 1988 г. прекращена практика бесплатной передачи эфирного времени религиозным программам. Союзом Национальных религиозных вещателей и Финансовой объединенной комиссией были выработаны стандарты, этические нормы, регулирующие религиозное вещание. Зарубежные исследователи отмечают, что сегодня христианские медиа США посредством кабельных и спутниковых технологий представляют публике самый широкий выбор на религиозном радио, телерынке, однако существует угроза «религиозного вещательного гетто», связанная с узкой специализацией станций[22]. «Церковная модель» или «модель общины» (М. Лукина) воплощается в программах, открыто популяризирующих ту или иную религиозную конфессию. В этом случае обычно церковь арендует эфирное время или является собственником радиоволн[23].

В настоящее время в США на выпуске религиозных передач специализируются около 1400 радиостанций и 40 телевизионных станций. В Национальную ассоциацию религиозного вещания входят 900 религиозных радио и телестанций, в основном представляющие различные ответвления протестантизма. «В стране сложился целый корпус телепроповедников – телеевангелистов», использующих в своих передачах самые изобретательные приемы и формы воздействия на слушателей и зрителей: уроки по изучению Библии, «разговорные» проповеди в режиме интерактивного вещания, художественные постановки, игры, эстрадные шоу[24]. Содержательные, фактурные, стилистические параметры религиозного радио и телевидения предопределяются особенностями коммерческого вещания, в рамках которого в основном существует религиозное вещание. Теле-, радиопроповедники успешно использует весь спектр жанров, выработанный коммерческими каналами, в том числе «семейные», развлекательные ток-шоу. Так, «семейное» шоу Рекса Хамбарда, записываемое в построенном с учетом специфики телевидения «Соборе грядущего дня», транслируется по 207 каналам в США, распространяется на 400 радио-, телестанций мира. Существуют христианские «разговорные» шоу, христианские новости, христианские мультфильмы и детские программы, игры религиозного содержания вроде «Библейских загадок». Для проповеди американской «электронной церкви» характерны эмоциональный контакт, оптимистичность, непринужденная манера, юмор. Существование программ за счет добровольных пожертвований объясняет приоритетность игровых форм, интерактивное начало, занимательность, «облегченность» религиозных смыслов и сюжетов. Аудитория находит в религиозных шоу «бесконечный поток легких ответов на трудные вопросы»[25]. Необходимо отметить, что для программ западных радиоевангелистов в сегодняшнем эфире «Радио России» («Русское христианское радио», «Небесный свет») также характерна броская, светская манера, диалогичность, облегченная интерпретация, упрощение содержания. Сложно судить об эффективности подобного стиля вещания в евангелизации, миссионерской деятельности в России – стране не только традиционно православной, но иной социокультурной ментальности и психологического типа.

Хотя в годы массированной атеистической пропаганды, благодаря религиозным программам «Голоса Америки», Радио «Свобода», Ватикана, Монте-Карло, несколько поколений людей, живших в Советском Союзе, обратились к вере[26]. Обзор клерикального радио, в характерной для «холодной войны» стилистике констатирует: «В «психологической войне» против СССР под прикрытием религии участвуют более 35 радиостанций. Среди религиозных центров наиболее мощный – «Радио Ватикан», передающий из пригорода Рима, затем «Трансмировое радио» (передатчики расположены в г. Монте-Карло), в Свазиленде, на Кипре, Шри-Ланке, о-ве Гуам). Из г. Кито (Эквадор) передает программы «Голос Анд» (филиал в г. Майами Фиджа США). Через передатчики «Радио Транс Европа» (Португалия) вещает «ИБРА-радио» со штаб-квартирой в Стокгольме» и т.д.[27]

Пастырская инструкция «Коммунио эт прогрессио» предписывала приоритетность ведения передач на государства, где церковь не имеет доступа к СМК. Из 30 языков вещания «Радио Ватикана» 10 были соотнесены со странами Восточной Европы. Религиозные радиопередачи, мессы регулярно транслировались по государственному радио в ГДР, Венгрии[28]. Однако в Канаде религиозные передачи (из-за того, что проповедники жестко обличали друг друга в эфире) были запрещены еще в 1923 г. Лишь в 1993 г. после ряда судебных процессов, инициированных Пэтом Робертсоном, вещатели получили право на открытие первых религиозных радио и телестанций. Но ныне религиозные программы жестко регламентируется нормами «баланса мнений». Станции не имеют право на моноконфессиональную проповедь: они обязаны пропорционально предоставлять слово в эфире представителям различных церквей, действующих в регионе[29].

М. Лукиной тезисно выделены четыре модели организации христианского радиовещания: «общественная», «индивидуальная», «церковная», альтернативная» (или «либеральная теология»)[30]. При рассмотрении организационных и творческих аспектов зарубежного религиозного радио, классификация получила подтверждение и оказалась верной для вещания в целом (за исключением «альтернативной» модели). Обобщение опыта, традиций оригинальной вещательной типологии – религиозного радио, являющейся за рубежом статусным видом электронных средств массовой коммуникации, позволяет сделать следующие выводы:

1)        религиозное радио концептуально обоснованно (особенно в католической церкви) и представлено многообразными жанровыми формами вещания: от традиционной проповеди, трансляции – до художественной, публицистической программы и интерактивного шоу;

2)        религиозные темы являются основой для создания культурологических, аналитических передач в контексте общественно-политического, литературно-художественного каналов. Эти программы претендуют на реализацию естественных журналистских функций информирования, образования, просвещения, интеграции общества;

3)        история религиозного радио за рубежом, насчитывающая более восьми десятилетий, соотносима как с техническим развитием, так и с особенностями организации радио, телевидения на финансово-экономическом, творческом уровне. Система религиозных станций и программ оригинальным образом выстроена в каждой конкретной стране. Она отражает специфику государственно-церковных отношений, религиозного опыта, деноминационных характеристик, социокультурных ориентиров и коммуникативных стереотипов общества.

В России религиозные программы государственного радио также существуют в системе вещательного поля общественных, церковных и коммерческих радиостанций, информационная политика которых выстроена на освещении тем, сюжетов, связанных с религией. Интенциональные, организационные и творческие особенности развития отечественного религиозного радиовещания будут описаны в следующем параграфе исследования.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

сайт копирайтеров Евгений