Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

ГЛАВА 8

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕССЕ 80–90-х гг.

(НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕССЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

8.1. Образ советской женщины в печатных изданиях до начала 90-х гг. XX столетия

8.2. Образ женщины в прессе Алтайского края (начало 80-х гг.)

8.3. Трансформация образа женщины в связи с изменениями общественно-политического характера

8.4. «Землячка» – образ женщины Алтайского края

8.5. Образ женщины 90-х гг. XX столетия в печатных изданиях Алтайского края

8.6. Независимая газета «Свободный курс» и гендерные стереотипы

8.7. Местные журналы для женщин «Ключ» и «Бийчанка»

Заключение

8.1. ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ ДО НАЧАЛА 90-Х ГГ. XX СТОЛЕТИЯ

С конца ХХ в. государственное устройство России претерпевает глобальные изменения, идет построение демократического общества. Поскольку наше государство провозгласило желание войти в «цивилизованный мир», то гендерные отношения в Российской Федерации наряду с другими вопросами прав человека подлежат особому изучению. Относительно нашей темы этот сложный процесс касается перестройки общественного сознания, в котором до сих пор господствуют традиционные стереотипы в отношении социального предназначения женщины.

Неоднократно в течение столетия менялись положение и роль женщины в обществе. В ХХ в. женщины вошли во «внешнюю сферу» социально-профессиональной и общественно-политической жизни: они получили доступ к таким сферам, как экономика, бизнес, участие в принятии политических решений. Социальные роли современных мужчин и женщин становятся все более схожими. Однако существовавшие сексистские гендерные стереотипы оказались весьма жизнеспособными и в данное время продолжают оказывать заметное влияние на существование женщины в обществе.

Объективно оценивая современные тенденции в журналистике и трансформацию образа женщины в прессе периода перестройки и нового времени, мы не можем не учитывать то обстоятельство, что от утопических идей нельзя освободить общественное сознание в один момент. Важно отметить и то, что негативные явления, присущие всему обществу, были взаимосвязаны с совершенно реальными формами их проявления в средствах массовой информации. В этой связи особую актуальность приобретает анализ причин, этапов изменения образа женщины, широкого распространения негативного отношения к женщине, произошедших в 80–90-х гг. XX в.

Социальная политика в конце XX – начале XXI в. носит противоречивый характер. С одной стороны, она ориентирует женщин на получение образования, вовлекает в экономическую деятельность, дает возможность не формального, а действенного участия в политике, с другой – вынуждает женщин выполнять традиционную роль в семье, тем самым способствуя укреплению патриархатной модели и в обществе, и непосредственно среди женщин. Гендерные стереотипы воздействуют на поведение и положение женщин в обществе, мешают им осознать существующее неравенство.

В данном исследовании впервые предпринята попытка изучения трансформации образа женщины в провинциальной печати, наиболее консервативной и в недавнем прошлом идеологизированной в отношении к женскому вопросу.

Вплоть до ХХ в. существование женщины ограничивалось частной сферой. На женских плечах лежали задачи жены, матери, и хозяйки дома, но, несмотря на это, женщины в конце XIX начале ХХ в. постепенно начали входить в политическую жизнь, сочетая ее с семейными обязанностями и меняя отношения между полами внутри семьи и в социуме.

Русские религиозные философы конца XIX – начала XX в. (Николай Бердяев, Василий Розанов, Владимир Соловьев) в своих работах принимали вторичность, второстепенность женщины как данность, и, исходя из этого факта, строили свои теории, направленные, однако, не только на провозглашение мужчины – совершенством мира, но и на признание достоинств женщины как матери, хранительницы семьи, как образа вечной женственности, носительницы половой стихии, наконец, как необходимого элемента в построении совершенного человека (единства мужского и женского начал), – воплощение идеи всеединства. Таким образом, их теории отчасти вступали в противоречие с христианской концепцией, декларировавшей презрение к женщине, и утверждали право женщины быть человеком, личностью.

Развитие производительных сил вовлекло женщин в общественное производство. Это приковывало внимание многих мыслителей конца ХIХ в. к положению женщины в обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс во многих работах рассматривали диалектику отношений женщины и общества с целью выявить механизм, в силу которого женщина попала в подчинение к мужчине. Философы доказывали, что, кроме природных, естественных функций, у женщин могут быть еще и другие – социальные, гражданские функции и что они могут не отрицать, а дополнять прежние.

В «Тезисах о Фейербахе», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и других произведениях философы изложили причины социального неравенства по признаку пола. Ф. Энгельс опроверг бытовавшее мнение о физической силе, физическом преобладании мужчины как источнике социального угнетения женщин. Женщина в пролетарской семье будет, по мнению философов, наделена теми же качествами, что и мужчина, поэтому поводы для установления господства последнего отсутствуют. Женщина в пролетарском обществе – это такая же единица производства, как и мужчина, ибо понятие «пол» марксисты объясняют как своего рода производственные отношение, как природные, так и социальные[1].

Христианская концепция (об изначальном подчинении женщины мужчине) и марксистская теория (об экономическом положении женщины, как причине неравенства) найдут свое отражение в развитии общественной и политической мысли конца ХIХ – всего ХХ в. в России.

После Октябрьской революции 1917 г. молодая советская республика одной из приоритетных задач провозгласила изменение общественного статуса женщины. Конституция 1918 г. закрепила равенство между мужчинами и женщинами во всех сферах. Декрет о браке и разводе (1917 г.) значительно упростил процедуру расторжения брака. Владимир Ленин, Александра Коллонтай и другие видные политические деятели признавали так называемый гражданский брак (сожительство без официального оформления отношений). Действия советской власти были направлены на создание принципиально нового общественного статуса женщин. А. Коллонтай говорила о том, что женщина в социалистическом обществе будет заниматься только профессиональной работой, общественной деятельностью и свободной любовью. Следовательно, роль семьи в молодом советском государстве не будет являться доминирующей, основополагающей.

Период конца 20-х – начала 30-х гг. можно охарактеризовать как «глобальную контрреволюцию», регулировавшую все сферы жизни общества репрессивными методами. В течение нескольких десятилетий партией был выпущен ряд законодательных актов, направленных на принудительное сохранение семьи (с помощью ужесточения процедуры развода) и деторождение (запрещение абортов с 1937 до начала 60-х гг., отсутствие противозачаточных средств и т.д.). Тем самым репродуктивная способность женщины стала рассматриваться обществом как долг перед государством. В рамках новой концепции взаимоотношений женщины и государства идет процесс насильственной «эмансипации» женщин – вовлечение в общественное производство рядом законодательных и экономических мер. Таким образом, представление о личности женщины оказалось фрустрированным: работа сводила ее роль в семье к роли служанки, заботящейся в большей степени о материальных благах, а не духовном воспитании членов семьи; с другой стороны, общество всячески выражало презрение к женщинам, посвятившим себя только семье.

В России на протяжении не одного десятка лет, во время существования социалистического строя, пресса сознательно формировала образ женщины как единицы производства. Женщину – мать, женщину – хранительницу домашнего очага сознательно исключали из системы ценностей. Однако нельзя отрицать и наличие положительного эффекта публикаций в общественно-политической прессе и в специализированной прессе для женщин: они внесли существенный вклад в ликвидацию неграмотности, детской беспризорности, поднимали достоинство женщин, выступали в защиту ее прав на производстве.

В начале 80-х гг. существовал особый подход к пониманию сущности и предназначения женщины обществом, который отражался в публикациях на различные темы (семья, женщина на производстве, в обществе, в политике) на страницах средств массовой информации: советская женщина должна работать наравне с мужчинами, быть активной общественницей, брать на себя различные обязательства, выполнять и перевыполнять план. В число приоритетов не входила личная жизнь женщины. Однако в середине 80-х гг. на страницах газет и журналов все чаще говорят о нерешенности женского вопроса; женские проблемы активно обсуждаются в прессе, разгораются споры из-за столкновения взглядов, относительно роли женщины в обществе. Для нас эти дискуссии в печатных средствах массовой информации представляют интерес в плане изменения ценностных ориентиров и общественного мнения по отношению к женщине.

В конце 80-х гг. о женщинах писали много и все в критическо-разоблачительном ключе, свойственном той эпохе. Однако критический пафос был направлен не против общества, дискриминирующего женщин, а против самих женщин, которых обвиняли в забвении своего «природного предназначения» и прочих грехах. Именно в то время, согласно исследованиям Ольги Ворониной, образ женщины из активной производственницы и политически грамотного товарища трансформировался через стереотипы «женского предназначения» (семья, дети, кухня), в существо второсортное, аморальное, грязное[2].

В 90-е гг. произошла ролевая дисфункция – в публикациях различных средств массовой информации женщина предстает либо как деталь интерьера детской и кухни, либо как сексуальный объект. Резкое изменение образа женщины негативно отразилось на политике многих редакционных коллективов – слишком быстрые перемены ценностей заставили некоторые газеты впасть в крайности. Лозунгом современной прессы стало: «Женщина самой природой предназначена ублажать мужа, рожать детей и вести дом»[3]. Однако это высказывание, в соответствии с принятыми сегодня международными правовыми стандартами в области прав человека, является сексистским стереотипом. Создание открытого демократического общества невозможно без преодоления сексизма, т.е. дискриминации на основании пола. В период перестройки женские издания в числе первых заговорили о противоречиях в отношении общества к женщинам, об издержках идеологических оценок многочисленных женских проблем, о социальных и политических правах женщин.

в начало

8.2. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРЕССЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (НАЧАЛО 80-Х ГГ.)

Во время перестройки усилилась активность прессы в освещении проблем, в том числе и женского вопроса, появились новые формы взаимодействия с аудиторией с целью эффективного разрешения противоречий, начал формироваться новый образ женщины. Для того чтобы достаточно полно проанализировать эти процессы, необходимо вначале охарактеризовать образ женщины, презентуемый средствами массовой информации накануне 1985 г., т.е. до того, как был провозглашен курс на демократизацию общества, изменение политики государства по отношению к членам общества. Формальные основы паритетной демократии были заложены давно. Конституция 1918 г. закрепила за женщинами право избирать и быть избранными, право на равную оплату труда, на получение образования и т.д. Однако это равенство не изменило существовавшего патриархального отношения в обществе к женщине как к существу «второго сорта», чья главная обязанность и основная деятельность – рождение детей, воспроизводство рода. «Освящавшая прежде патриархальные отношения, идея «естественного предназначения» женщины превратилась в идею «социального материнства»[4].

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

сайт копирайтеров Евгений