Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4

ГЛАВА I.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Ранний период истории американской журналистики (1690–1783 годы)

Изучению истории многочисленных наций Северной, Центральной и Южной Америки, колонизации Западного полушария посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных исследователей. В 1894 году Р. Маккензи издал в Лондоне очерк истории ряда стран Западного полушария; Г. Болтон, председатель Американского исторического общества, опубликовал небольшую книгу «История американских стран». У. Фостер в 1951 году в своем объемном труде «Очерк политической истории Америки» предпринял попытку исследовать общественное развитие американских народов. Еще больше работ посвящено собственно истории Соединенных Штатов Америки.

12 октября 1492 года Христофор Колумб сошел на берег острова, впоследствии названного им Сан-Сальвадор. Этот день знаменовал собой начало колонизации Нового Света и дал старт мощным социальным сдвигам в странах Европы. Конечно, и до Колумба на берегах континента жили люди – индейцы. И жители Старого Света бывали здесь неоднократно: история помнит путешествие в V веке группы китайских священников к берегам нынешней Калифорнии, жизнь и деятельность ирландского священника Святого Брендана (VI век), ирландца Эйри Марсона, различных мореплавателей, рыбаков и искателей приключений, путешествия норвежца Лейфа Эриксона и других. Однако именно Колумб положил начало освоению Западного полушария.

Более или менее регулярное изучение нынешней территории Соединенных Штатов среди первых исследователей и завоевателей начали испанцы: в 1513 году Понсе де Леон искал во Флориде «источник вечной молодости»; с 1528 по 1534 годы Кабеса де Вака, отправившись из Гаваны (Куба), странствовал по Флориде, Луизиане и Техасу; Эрнандо де Сото с 1539 года много путешествовал по районам, ныне составляющим штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Джорджия, Арканзас, Теннеси и Луизиана; Франсиско Васкес де Коронадо исследовал южную часть нынешних США. Хроники и мемуары колониального периода, послужившие началом американской историографии, отличались фаталистической трактовкой событий, вытекавшей из веры в божественное предопределение всех явлений жизни.

Исследователи, завоеватели и авантюристы выяснили много интересного. Оказалось, что многочисленные индейские племена говорят на более чем 1700 различных языках и диалектах, причем грамматический строй многих индейских языков очень сложен. Для примера отметим, что словарные фонды индейских языков насчитывают до 20 тысяч слов, в то время как в странах английского языка словарный запас «среднего человека» редко превышает 10 тысяч слов[1]. Испанские и португальские, а затем английские и французские завоеватели не только захватывали богатства и земли индейцев, но и разрушали их самобытную культуру.

«Последним актом великой драмы захвата Западного полушария», как выразился Уильям Фостер, было завоевание англичанами и французами территории нынешних Соединенных Штатов и Канады. Процесс колонизации, начавшийся в 1606 году в Джеймстауне и в 1608 году в Квебеке, был очень длительным и кровопролитным и закончился лишь в последней четверти XIX столетия.

Территория нынешних Соединенных Штатов Америки активно колонизировалась Англией с начала XVII века. Именно из Англии в Новый Свет направлялся наиболее многочисленный поток колонистов. В 1620 году на небольшом судне «Мэй флауэр» («Майский цветок») прибыли английские колонисты, спасавшиеся от религиозных преследований со стороны королевских властей и католической церкви. Их называли «отцы-пилигримы», их потомки по сей день гордятся своим происхождением. Колонисты основали поселение Плимук. Из 102 прибывших после первой суровой зимы осталось в живых только 44 поселенца. Остальные скончались от холода, болезней, недоедания. Но никто из выживших не покинул американскую землю. Английские колонии в Северной Америке оказались наиболее многочисленными и устойчивыми, в результате чего почти вся ее территория попала под власть короля Англии. Английский язык стал официальным языком во всех колониях.

Захватив в результате войны с Голландией голландскую колонию Новые Нидерланды, Британия распространила свои владения в Америке вдоль Атлантического побережья.

Население Вирджинии, самой крупной английской колонии в Северной Америке, уже в 1670 году составляло 40 тысяч человек. Тогда она включала в себя обширные территории, на которых впоследствии возникнет еще ряд штатов (Западная Вирджиния, Кентукки, Огайо, Иллинойс, Индиана, Мичиган, Висконсин). Всего в XVII веке насчитывалось 13 английских колоний. Сюда устремлялись все новые массы переселенцев из Европы. Большие потоки беженцев в Новый Свет были вызваны английскими революциями 1648–1660 годов, диктатурой Кромвеля и последовавшей за ней реставрацией Стюартов.

Среди колонистов получило широкое распространение преимущественно мелкое фермерское хозяйство, но со второй половины XVII века стало развиваться и мануфактурное производство. Элементы феодализма были обречены на провал, поскольку существовали возможности освоения новых плодородных земель. Поэтому все попытки правящей верхушки колоний монополизировать права на землю потерпели крах.

Важной особенностью развития колоний было существование рабства: оно было вызвано тем, что колонисты достаточно легко приобретали землю, а рабочих рук для ее освоения откровенно не хватало. Стремительный рост оплаты труда привел к тому, что работодатели сочли более «экономичным» завести рабов. Первыми рабами были так называемые «белые рабы», которые заключали кабальные соглашения с судовладельцами и купцами. Число рабов пополнялось за счет уголовников и колонистов, не сумевших расплатиться с кредиторами. Однако «белое рабство» постепенно было вытеснено более дешевым рабством негров: первые партии «черного живого товара» были завезены в Вирджинию из Африки уже в первой половине XVII века. Рабский труд негров послужил основой для плантационного сельского хозяйства в южных колониях, где главной сельскохозяйственной культурой был табак. Английская буржуазия рассматривала заокеанские колонии как источник дешевого сырья и рынок сбыта продукции английской промышленности. Естественно, это не могло не вызвать противоречий, тем более, что английское правительство на протяжении XVII–XVIII веков предпринимало различные меры к пресечению развития промышленности колоний.

Для возникновения периодической печати требовалось как минимум три условия:

§         необходимость в распространении и получении информации;

§         определенный уровень развития техники;

§         достаточный уровень образования.

Если необходимость в распространении и, особенно в получении информации была выражена достаточно ясно, а технические возможности позволяли выпускать печатную продукцию, то с уровнем грамотности населения были некоторые проблемы. Появление первых школ в Новом Свете относится к XVI–XVII векам. Обычно они открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились на тех принципах, которые были приняты на бывшей родине колонистов. В 1636 году было открыто первое высшее учебное заведение – Гарвардский колледж. Интересно, что самый первый закон, положивший начало общественным школам, был принят в штате Массачусетс позднее – в 1647 году. По большому счету, национальная система образования стала складываться лишь после Войны за независимость 1775–1783 годов.

Следует отметить, что среди европейских колонистов господствовала идеология различных протестантских сект, преимущественно пуритан. Главное отличие протестантизма от, скажем, католичества и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. А это ведет с одной стороны – к проповеди «мирского аскетизма», с другой – к освобождению человека от феодальных пут и пробуждению в нем чувств личной собственности, буржуазно-индивидуалистических представлений, делячества и накопительства, а в некоторых случаях – к жесткому и вульгарному прагматизму: «если я добился богатства и успеха, значит, Бог меня любит, и я поступаю правильно». То есть, истинно и правильно все, что выгодно. Эти воззрения оказали существенное влияние на общественную мысль того времени.

В начале XVII века центрами общественной и литературной жизни были Новая Англия и Вирджиния, где первоначально тогда еще рукописная литература носила религиозно-морализаторский дух и проповедовала неукоснительное следование догматам пуританизма.

Острую потребность в печатных периодических изданиях первыми почувствовали английские торговцы и предприниматели, избравшие Новую Англию местом своей постоянной деятельности. Вообще-то первый печатный станок был доставлен из Испании в Мехико в 1541 году, второй был установлен в Лиме в 1583 году. На них печаталась главным образом религиозная литература. И первым регулярным периодическим печатным изданием в Новом Свете тоже стала «Гасета де Мехико», вышедшая в 1667 году.

Появление первого печатного станка в Северной Америке (Кембридж, Массачусетс) относится к 1638 году. Именно тогда английский священнослужитель Дж. Гловер вез в Новый Свет печатный станок. Поставкой бумаги и других материалов должен был заняться Стивен Дэй. Однако Гловер умер в пути. На следующий год его вдова открыла печатное дело в Кембридже, пользуясь услугами Дэя. «Матушка американской печати» вышла замуж за Генри Дунстера, президента Гарвардского колледжа. Установленный здесь станок стал дальним предком издательства «Гарвард юниверсити пресс»[2]. Предназначенные для выпуска преимущественно религиозных книг печатные станки затем появились в Бостоне в 1670 году, Филадельфии в 1685 году и Нью-Йорке в 1693 году.

Заметное влияние на развитие печати сыграло движение квакеров. Джордж Фокс (1624–1691), основатель этого движения, выступил как против англиканской церкви, так и против религиозных принципов кальвинистских общин пресвитериан и конгрегационалистов. Квакеры отвергли всякое внешнее выражение религиозности, все религиозные обряды и таинства, отказались от священнослужителей. Они усматривали сущность религии в озарении каждого верующего святым духом, внутренним светом, который и направляет человека к нравственному совершенству. Одним из первоначальных принципов движения квакеров был протест против социального неравенства: их общины построены на основе равенства членов и не имеют деления на священников и мирян.

Близок к квакерам был первопечатник Пенсильвании Уильям Брэдфорд, который по рекомендации самого Фокса стал публиковать материалы, поддерживающие квакеров. Однако Брэдфорд по-своему понимал, «в чем заключается правда». В 1685 году он опубликовал альманах, который привел его к некоторым неприятностям с квакерами. В частности, он назвал губернатора «Богом Пенном», что было воспринято как оскорбление нравственности, поскольку квакеры не любят восхвалений. В 1686 году на­чались злоключения Брэдфорда, которому было запрещено печатать какие-либо официальные материалы без разрешения властей и лично губернатора Пенна. В 1690 году принадлежавшая Брэдфорду типография была конфискована властями, а сам Брэдфорд оказался в тюрьме по обвинению в издании не санкционированных правительством материалов. Мало того, Брэдфорд на одной из брошюр не указал фамилию издателя, что было расценено как нарушение закона. Просидев в тюрьме год, Брэдфорд вышел на свободу и переехал на постоянное местожительство в Нью-Йорк, где стал издавать первую и единственную до 1733 года в этой колонии газету «Нью-Йорк газетт». Наученный горьким опытом, Брэдфорд превратил свое издание в официоз колониальных властей[3].

Новая Англия стала местом рождения первой североамериканской газеты. В начале колониального периода жители Новой Англии были вынуждены довольствоваться теми редкими изданиями, которые поступали к ним из далекой Европы. Но вечно так продолжаться не могло.

Первая попытка издания печатной публикации газетного типа в английских колониях Северной Америки относится к 1689 году. С одобрения властей Массачусетса ее предпринял печатник Сэмюэль Грин, выпустивший свое детище под названием «Презент стэйт оф зэ Нью-Инглиш афферс» («Представление государственных дел Новой Англии»). Это издание, как отмечалось в нем самом, должно было предотвратить появление ложных сообщений. Грин умер, не доведя своего начинания до логического завершения: до сих пор неясно, предполагал ли он издавать газету или нечто иное. Известно только, что формат издания Грина был примерно 20 на 36 сантиметров. Некоторые источники утверждают, что на самом деле это издание газетой не было, поскольку лист был заполнен текстом лишь с одной стороны. Следовательно, утверждают эти ученые, публикация Грина была скорее листовкой или своеобразным объявлением[4].

Вторую, более удачную, попытку предпринял печатник и книготорговец из Лондона Бенджамин Харрис, бежавший в 1686 году от репрессий английских властей за опубликование оппозиционного листка новостей. Считающийся прародителем журналистики США, Бенджамин Харрис напечатал в Бостоне на печатном станке, принадлежавшем Ричарду Пирсу, номер газеты «Паблик оккаренсиз» («Общественные события»), который вышел в свет 25 сентября 1690 года. Многие считают детище Харриса именно газетой, поскольку ей были присущи многие атрибуты этого типа изданий, в частности несколько страниц, что само по себе указывает на стремление сделать именно газету, а не выпустить объявление. Кроме того, было ясно, что у издателя есть намерение продолжить выпуск газеты.

Первый номер первой американской газеты был четырехполосным форматом примерно 15 на 20 сантиметров, заполненным текстом на трех полосах. Четвертая страница была чистой, и читатель мог записать от руки свои собственные новости. Тогда действовало правило: «прочти сам и передай другому», поэтому ничего необычного в пустой странице не было.

Этот номер, посвященный «иностранным и местным» событиям, содержал различную мелкую информацию, однако он оказался не только первым, но и последним. Дело в том, что Харрис не на шутку встревожил колониальные власти, поскольку коснулся запретной темы – положения индейцев и плохого обращения с ними французских колониальных властей. Подобные замечания были восприняты как критика колониальной политики вообще. Кроме того, Харрис критически высказался в отношении войны, которую в то время вело английское королевское правительство против Франции. В дополнение ко всему газета Харриса была выпущена без официальной лицензии, что рассматривалось как нарушение закона. В итоге газета Харриса была закрыта[5].

По давно укоренившемуся недоразумению, многие историки американской журналистики склонны считать первой в истории США газетой не «Паблик оккаренсиз», а другое печатное издание, которое выходило еженедельно и издавалось регулярно до 1776 года. Речь идет о «Бостон ньюс-леттер» («Бостонский вестник»). Основателем этой газеты, первый номер которой вышел в 1704 году, был бостонский почтмейстер Джон Кемпбелл. К нему колониальные власти относились с большим доверием. Кемпбелл, как и Грин, ранее активно выпускал рукописные листки новостей, поэтому переход к изданию печатной продукции был для него закономерным. Следует отметить, что с 1704 и по 1719 год «Бостон ньюс-леттер» оставалась единственной газетой на территории британских колоний в Америке. Широкой популярностью среди читателей, однако, эта газета не пользовалась.

Основное место в газете занимали «шиппинг ньюс» («корабельные новости»), т.е. информация, доставленная из Европы морским путем. Та самая информация, которая представляла едва ли не наибольший интерес для колонистов, поскольку в ней содержались вести с покинутой родины. Вторичность этой газеты по отношению к европейской, прежде всего английской, прессе выражалась в явном предпочтении иностранных новостей местным и в прямой перепечатке основных материалов из английских газет. Надо сказать, что тогдашнее население американских колоний довольствовалось преимущественно английскими газетами, которые владельцы гостиниц и таверн выписывали для своих клиентов. Распространение даже 250–300 экземпляров, составлявших весь тираж «Бостон ньюс-леттер», представляло тогда весьма серьезную проблему для издателя. В те времена подписка на газету считалась очень большой роскошью, которую далеко не всякий мог себе позволить.

Исторической заслугой Кемпбелла перед американской журналистикой явилось также и то, что на страницах его газеты появилось первое в истории страны газетное объявление. Здесь также впервые в Новом Свете была напечатана иллюстрация. Позже, уже в период редакторства Уильяма Брукера, который сменил Кемпбелла на посту главы газеты в 1719 году, в «Бостон ньюс-леттер» появились первые редакционные статьи.

Обычный номер «Бостон ньюс-леттер» представлял собой двухполосный (иногда и четырехполосный) листок, в котором две трети занимала перепечатка материалов из английских газет, которые приходили в Америку с весьма значительным опозданием, порою до нескольких месяцев. Примерно треть материалов занимала местная информация – сообщения о прибытии и отправлении судов и штормах на море, о движении почтовых дилижансов, о новостях политической и экономической жизни североамериканских колоний Англии, о смертях, рождениях, судебных заседаниях, нападениях индейских племен, об аукционах по продаже рабов.

Оперативностью издание Кемпбелла не страдало: традиционные средства коммуникации (встречи и беседы, передача сведений с путешественниками и т.п., что мы сейчас называем «сарафанным радио») разносили любую новость еще до того, как Кемпбелл ее мог напечатать.

Изображение комнаты редакции и наборного цеха одной из первых американских газет

В Библиотеке конгресса США хранится изображение комнаты редакции одной из первых американских газет и наборного цеха. Сверху вид самого здания редакции и типографии

1 | 2 | 3 | 4

сайт копирайтеров Евгений