Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3

– публицистические программы (п. 2);

– познавательно-развлекательные программы (п. 3);

– культурно-просветительные программы (п. 4);

– детские программы (п. 5).

Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ – основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании. Эксперту нужен лишь определенный навык, чтобы расставить соответствующие цифры напротив всех строк печатной программы ТВ. Разумеется, надо представлять себе, что скрывается за кратким названием цикла или серии программ.

Иногда понятия «цикл», «рубрика», «серия» употребляются как синонимы. Более удобна и входит в практику иная трактовка:

рубрика – постоянный элемент информационной программы или публицистического, культурно-просветительного обозрения;

цикл – способ организации публицистических, культурно-просветительных и детских программ, подчеркивающий их тематическое и жанровое единство, заданный формат;

серия – обозначение однородных, взаимосвязанных художественно-игровых программ (прежде всего фильмов).

Принцип цикличности, серийности программ не только помогает организовать восприятие зрителя, но и облегчает работу эксперта: все «одноименные» обозначаются одной цифрой.

Социально значимые программы могут одновременно выполнять и рекламные функции, приносить доход вещателям. К примеру, программы о путешествиях и дальних странах («Непутевые заметки»), о кулинарии («Смак»), о домоводстве. Нижегородский конкурс «Дом, который построил я» (условием было построить своими руками загородный дом, не превысив определенную стоимость квадратного метра жилплощади) способствовал решению важнейшей социальной задачи и одновременно рекламировал современные строительные, отделочные, кровельные материалы, а также электроинструменты. Некоторые российские телекомпании старательно изгоняют из своих программ всякую позитивную информацию, считая ее «рекламой, которая должна быть оплачена». С точки зрения телевизионного менеджмента это недальновидно, с точки зрения обще социальной – в высшей степени неразумно. Как было отмечено в гл. 2, сообщения о новых машинах, станках, продуктах способствуют социальному оптимизму, следовательно, их в первую очередь надо отнести к социально значимым.

Утренние программы принятого во всем мире формата – это «камертон», настраивающий миллионы зрителей на бодрый жизненный ритм. Здесь место улыбке и добрым шуткам, а не морализированию, не анализу проблем. И сообщения о том, что кто-то в этой жизни добился успеха, очень уместны именно в утренних программах.

Когда речь идет о программировании, о качестве передач, мы вторгаемся в сферу телевизионного менеджмента. Менеджер – это квалифицированный специалист в области управления. Его умения и навыки не совпадают с журналистскими. Однако журналистам в последние годы приходится учиться азам менеджмента, чтобы лучше представлять свою роль в многолюдном телевизионном «ансамбле» и успешнее вписываться в структуру современного вещания. На основе данных социологического мониторинга менеджеры и журналисты должны хорошо представлять себе характер аудитории, знать, к кому именно обращается человек с экрана в данное время суток и на данном канале. Поскольку успех небольшой коммерческой телестанции во многом зависит от продажи рекламного времени, современные менеджеры идут по стопам создателей первых «мыльных опер» американского радио: дома днем в США остаются в основном женщины, на них ориентируется и содержание программ, и реклама. Наша аудитория не столь четко структурирована, но все же медиа-исследования позволяют делать практические выводы, чтобы и программы и реклама «попали в цель» – в нужное время и к тому зрителю, на которого рассчитаны.

Менеджмент – это совокупность принципов, средств, форм, методов управления производством с целью повышения эффективности и увеличения прибыльности. В телевизионном вещании неприемлем принцип «прибыль – любой ценой», требование производить социально значимые программы осложняет жизнь того менеджера, который привык добиваться высоких рейтингов показом закупленных по дешевке старых сериалов и комедий. Дело журналистов – доказать, что при высоком профессиональном уровне создателей программ рейтинг публицистики и «культпросвета» – а с ним и прибыль от рекламы – могут приближаться к соответствующим показателям музыкально-развлекательных программ. Чтобы добиться этого, журналист может распоряжаться всем перечисленным в этом учебнике арсеналом жанров, изобразительно-выразительных средств, методов работы, начиная от простого наблюдения и интервью и заканчивая фильмом, сложной документальной драмой.

Чем сложнее работа, тем больше затраты, и здесь надо решать вечную для всех менеджеров задачу – обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества продукции. Не всегда рост затрат ведет к увеличению достоинств передачи. С другой стороны, сэкономив на командировочных расходах, оформлении студийного павильона, оплате исполнителей, можно уронить и рейтинги и престиж компании, упустить прибыль.

Небольшие продюсерские компании в Москве предпочитают не тратиться на аренду останкинских павильонов, а тем более на командировки съемочных групп. Арендуется пустующий выставочный павильон или музейный зал, с улицы приглашаются прохожие, желающие увидеть себя по телевизору, и за один день снимается четыре-шесть, а то и восемь ток-шоу. Декораций практически нет, освещение скудное, а ведущий порой забывает, на какую тему ему надо говорить (невозможно как следует подготовиться сразу к нескольким передачам разнообразной тематики – от моды до детской преступности). Неудивительно, что многие ток-шоу, снятые без больших затрат и «конвейерным методом», сошли с экрана по причине низкого рейтинга.

С другой стороны, всероссийские фестивали и конкурсы показывают рост числа телекомпаний, где менеджеры обеспечивают журналистам «режим наибольшего благоприятствования» в технике и других расходах. Из года в год получает призы и дипломы ГТРК Самары, в частности, за цикл «Деревенские истории» (п. 2 – публицистика), за цикл «Отражение» (п. 4 – «культпросвет»). Самые «фирменные» программы «Моя губерния» ведет в кадре лично руководитель ГТРК. Надо заметить, что в Самаре весьма остра конкуренция: параллельно с госкомпанией выходят в эфир независимые вещатели. Все вместе они высоко держат планку профессионализма. То же в Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге: формируется профессиональная телевизионная среда, способная дать нелицеприятную оценку «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку региональные телекомпании входят теперь в телесети, передачи из Самары или Красноярска (особенно удостоенные призов на всероссийском уровне) смотрят в десятках городов и поселков. Понятия провинциальности и «столичности» при этом стираются.

Самой провинциальной по стилю в 1999–2000 гг. оказалась московская компания ТВЦ – из-за оттока кадров на другие каналы и излишней экономии средств. В учебнике не место рецензированию программ, однако творческие ошибки ТВЦ носят принципиальный характер и могут считаться поучительными. Пренебрегая всеми правилами телеобщения, мэра Лужкова в передаче «Лицом к городу» сажают – в прямом смысле – лицом к объективу. Льстивый ведущий задает вопросы сбоку, начальник не смотрит на него, пытаясь сосредоточиться на невидимой аудитории, а это требует, как уже сказано, определенных навыков и фантазии (если не направлять свои «флюиды» в нижнюю часть объектива, взгляд выступающего покажется высокомерно отстраненным). В политическом провале Лужкова есть заслуга чересчур услужливых подчиненных с канала ТВЦ. Они, видимо, незнакомы с мировым опытом. Человек в студии (будь то мэр или премьер-министр) всегда смотрит в глаза другому человеку – профессионалу ТВ, они беседуют на равных как личности, хотя журналист всегда держит дистанцию по отношению к должности и компетенции собеседника. Беседовать с политиками «на расстоянии вытянутой руки», не объясняясь им в любви и не говоря грубости, редко кому удается в России. Передачи типа «Лицом к городу» возвращают нас к 50-м годам. Тогда считалось, что начальник или передовой рабочий должны обращаться к «многомиллионной аудитории», а журналисту позволялось заглядывать сбоку и задавать подхалимские вопросы.

Показательно, что во время фестиваля «Вся Россия» 2000 г., покупая различную литературу по рекламе и менеджменту, участники обходили вниманием книги по истории средств массовой информации. «Они полагают, что история начинается с них – и, может быть, это правильно», – горько пошутил один из руководителей, авторитетный в отрасли человек.

Между тем прямое отношение к сегодняшнему менеджменту имеет давний спор: что первично – техника ТВ или творческий, социальный заказ? Похоже, что в этом вопросе многие телекомпании тоже вернулись к уровню 50-х годов.

«К сожалению, очень долго сохранялось такое положение, когда инженеры говорили нашим редакторам, режиссерам: вот у нас имеется такая-то техника, и будьте любезны, творите в рамках возможностей. Будучи материалистом, я все же считаю: сначала должна быть идея. Социальный заказ: нужно сделать то-то и то-то. А техника должна мобилизоваться для выполнения этой задачи. Никогда бы у нас не появилась передвижная наземная станция «Марс», если бы не было социального заказа на прямые телетрансляции из любой точки Земли...» Так говорил корреспонденту журнала «Журналист» главный специалист по технике нашего ТВ, зампред Гостелерадио СССР Г.З. Юшкявичюс в далеком 1975 г.

Наша «техникозависимая» профессия, проделав виток диалектической спирали, вернулась к прошлому: вот имеется дешевая камера, вот короткий провод микрофона, и будьте любезны, творите в рамках возможностей. Так говорят молодым журналистам малых телекомпаний. В то же время компания НТВ готова послать своего авторитетного ведущего ради двухминутного «стендапа» хоть в Африку, хоть в Канаду. И многочасовым компьютерным монтажом встроит лицо этого ведущего между Хрущевым и Кеннеди, в историческую хронику. Диапазон возможностей современного ТВ необычайно велик. Журналист даже самой скромной региональной телекомпании, на первых порах приспосабливающийся к обстоятельствам (плохая камера – мало пленки – старый микрофон с метром провода) все же должен видеть перспективу нормальной работы. Повторим еще раз: техника должна мобилизоваться для выполнения творческой, социально важной задачи. Журналист не приложение к технике, он одухотворяет ее. Техника для него – как перо для писателя.

Именно поэтому, коль скоро журналист зависит теперь от менеджера, он обязан уметь составить бизнес-план своей программы, а не только написать ее сценарий. Убедить менеджера в том, что расходы окупятся, что требуемая техника и затраты необходимы для достижения зрительской любви и высокого рейтинга.

А для представления «лица» своей компании в органы, ведающие лицензированием, журналист окажет менеджеру неоценимую услугу, составив концепцию своего канала с учетом вышеупомянутых «социально значимых» программ. Эта работа – концептуальное мышление в рамках не одного отдельного «сюжета» или передачи, а в масштабах целого телеканала и его аудитории – выполняется чаще всего коллективно, основываясь на жизненном и профессиональном опыте ведущих сотрудников компании.

Молодому журналисту, надеемся, будет полезно ознакомиться с одним из образцов концепции нового телеканала. Таких предложений немало поступает в Минпечати РФ, когда объявляется очередной конкурс на вещательную частоту (канал).

* * *

1. В основе нашей идеологии лежит последовательно реализуемый принцип «народного телевидения», основанный прежде всего на диалогичности (интерактивном общении, обратной связи) канала и аудитории. Эту тенденцию мы рассматриваем как генеральное направление развития современного телевидения, характеризуемое социально-политической демонополизацией, демократизацией и возрастающей избирательностью зрительских предпочтений, а также наступлением эпохи беспрецедентных коммуникативных возможностей, порождаемых Интернет-технологиями. У зрителя должно возникать ощущение (вполне соответствующее реальности), что он непосредственно формирует программы канала и имеет возможность в любой момент принять в них участие. В этой связи планируется использовать все доступные на сегодняшний день средства интерактивного общения со зрительской аудиторией: телефонно-пейджинговую связь прямого эфира, социометрические замеры общественного мнения по злободневным темам, оперативное формирование сетки вещания голосованием зрителей, сюжетно-телевизионные и дистанционные контент-взаимодействия (включая интернет-каналы общения зрителей с редакторами и ведущими) и т.п. Элемент коммуникативно-телевизионного театра должен стать «фирменным» знаком канала. Другой его стороной станет серьезная апелляция к общественному мнению как третейскому судье в разрешении различных тематических коллизий современной жизни. Ввиду стремительно приближающейся перспективы освоения телевидением сетевого (Интернет) вещания планируется параллельно с традиционным эфирным вещанием дублировать канал в режиме on-line и составлять архивированные цифровые библиотеки прошлых передач. По мере развития цифровых технологий интерактивный режим органично перейдет в режим телевизионного сотворчества зрителей и «головной» компании (посредством аккумуляции видеосюжетов, приглашения на стрингерской основе наиболее самобытных авторов и т.д.). В результате зритель должен воспринимать канал как «свой», т.е. максимально приближенный к собственному мироощущению и лишенный известной телекастовости.

2. В информационном вещании регионального канала новости общефедерального звучания должны подаваться лишь укрупненным фоновым форматом (поскольку эту нишу давно осваивают каналы федерального значения), тогда как основу новой «информатики» должны составить новости муниципального масштаба. С одной стороны, это позволит существенно снизить затраты на производство новостей, с другой – приблизит событийный ряд непосредственно к зрителю, т.е. сделает его не только объектом, но и субъектом информационного пространства. Наблюдаемая прагматизация социально-экономической жизни требует удовлетворения интереса горожан, прежде всего к тому, что происходит в непосредственной близости от него, т.е. буквально на соседней улице. Он сможет узнать это именно из новостей канала, готовящихся на гораздо более качественной основе, нежели это предлагают сети местного кабельного телевидения, и выдаваемых в эфир незадолго до выпусков новостей общефедеральных каналов. Информационное вещание не планируется использовать как инструмент формирования политических стереотипов и пристрастий, высший уровень отношений общества с государством, по нашему мнению, это местное самоуправление. По своей форме информационные выпуски должны быть ближе к «тележурналу», новости общефедерального масштаба будут выражаться в конкретных примерах повседневной жизни, что сделает их контекст более доступным общественному сознанию. В то же время канал не станет замыкаться на уровне новостей города и области – напротив, еженедельные масштабные «акции выходного дня» предусматривают обмен муниципальными (народными) новостями между региональными столицами – иметь характер суммирующего сканирования важнейших с местной точки зрения событий.

3. Канал должен иметь достаточно оптимистичное лицо, т.е. стать проводником положительного индивидуального опыта во всех сферах жизни общества: культуре, экономике, искусстве. В этом смысле в той или иной форме предполагается возрождение тематики широкого народного творчества, т.е. своего рода издание телевизионного «учебника жизни». Основные «ньюсмейкеры» – умельцы, самодостаточные люди, эксперты по самоорганизации народных форм предпринимательства и иных продуктивных социально-производственных новаций.

4. Канал должен устранить существующие барьеры между культурной метрополией и культурным потенциалом провинции. Он должен стать в значительной мере просветительным – проводником лучших культурных продуктов в виде специализированных студийных программ о театре, кино, телевидении, музыке, живописи и т.д. К этой задаче органично примыкает задача возвращения на телевидение гуманитарно-просветительных, учебных и консультационных программ, в первую очередь предназначенных для молодого поколения, а также телевидения и кино для детей.

5. Канал предполагает налаживание и поддержание прямого диалога власти и общества поначалу на муниципальном и городском уровне, затем на общефедеральном. На наш взгляд, сегодня ни на одном канале не осуществляется полноценного и устойчивого диалога власти и общества.

6. Канал исходит из принципа внемонтажной «театрализации» телевидения, что означает практический отказ от использования компьютерной графики и «живое» соединение разных программ через специально оборудованную и оформленную студию. Вводится понятие «прозрачного» телевидения, когда на глазах у телезрителей студии готовятся к работе: редакторы собирают информацию, появляются участники программы, операторы, режиссерская бригада за пультом, т.е. зритель видит экранную изнанку телевизионной жизни. Это позволит минимизировать расходы, связанные с отладкой сложных телевизионных технологий непрерывного прямого эфира, а также демифологизировать действие телевизионного механизма, с тем чтобы в итоге вплотную приблизить его к аудитории и сделать ее соавтором телепроцесса.

7. Концепция вещания предусматривает сквозное ведение телеинформационной картины дня (утро, день, вечер) тремя ведущими-телезвездами. Они выполняют функцию связующего звена между программами дня, а также ведут собственные авторские ток-шоу. Каждый день будет ассоциироваться с определенным лицом ведущего.

Таким образом, осуществляется вертикальное планирование сетки, каждый день вещания будет отличаться от другого авторской интонацией и жанровыми особенностями (при этом новостные и фильмовые «строки» будут совпадать по времени выхода во все дни).

8. С развитием технической базы канала предполагается работа на улицах города специально оборудованных машин, способных осуществлять прямую трансляцию любых «горячих» событий и происшествий в эфир. Параллельно работает многоканальная телефонно-пейджинговая установка, с помощью которой поддерживается постоянная связь с телезрителями. В дальнейшем может быть использована существующая в городе система телевизионного слежения во всех общественных местах (вокзалы, стадионы, музеи, магазины, парки, улицы и т.д.), которая позволит наблюдать за текущим потоком жизни города и иллюстрировать информацию, поступающую на стол ведущего с мест.

9. Утренний эфир будет заполнен информационно-консалтинговым вещанием, приближающимся по форме к жанру телевизионных услуг, с вкраплениями передач в жанре «документальной мыльной оперы». Ночной эфир предлагается заполнить программами приглушенно-камерного звучания, новыми жанровыми разработками (помогающими, например, преодолевать одиночество и иные поведенчески-психологические проблемы отчуждения, ставящими проблемы религиозно-мировозренческого плана, авангардного творчества, Интернет-этики, социальной солидарности (благотворительности) и т.п.).

10. Выход новостных программ предполагается с опережающим сдвигом в «полшага» от выхода новостей других каналов (12.30, 15.30, 18.30, 21.30).

1 | 2 | 3

сайт копирайтеров Евгений