Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

ЗВЕЗДЫ

ЯРМАРКА ЭФИРНОГО ТЩЕСЛАВИЯ

ФИРМЕННОЕ БЛЮДО СВЕТЛАНЫ СОРОКИНОЙ

СВОБОДНЫЕ ПЛЕННИКИ БАРТЕРА

ЖИЛ-БЫЛ ТЕЛЕФИЛЬМ

И ВСЕ-ТАКИ – МОЛЧАНОВ!

ДАЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» ЛЕОНИДА ФИЛАТОВА

Я САМА – МЫ САМИ...

ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ – ВЫБИРАЮТ «ВРЕМЕНА»

УЖЕЛЬ ТА САМАЯ СВЕТЛАНА

У НЕГО ПОЮТ И ПЛЯШУТ

ЕГО ИСКУССТВА ТЕНЬ

ЯРМАРКА ЭФИРНОГО ТЩЕСЛАВИЯ

Во всех крупных теледержавах есть такая передача. Нередко даже – не одна. В них известные всей стране люди отвечают на вопросы не менее известных журналистов. Вопросы неизменно корректные по форме, но нередко весьма коварные по заключенному в них содержанию. Слушать самоотчеты знаменитостей в таких программах никто не намерен. Интервьюер спрашивает о том, о чем сегодня хочет знать миллионная аудитория, а хочет она, естественно, сенсаций. Во всяком случае, чего-то нового, прежде неизвестного о том человеке, который появился на экране.

Среди подобных отечественных передач – а их было немало в последнее время, начиная с «Телевизионного знакомства» Урмаса Отта и кончая «Часом пик» Владислава Листьева, – ближе всего к мировому стандарту «Момент истины» Андрея Караулова. Отзывы о программе критиков и зрителей за ее историю на редкость противоречивы. Она не раз была в еженедельных рейтингах критиков, которые проводят некоторые газеты («Известия», «Вечерний клуб», «Аргументы и факты», «Независимая газета») в числе как лучших, так и худших, а в предпочтениях зрителей «Момент истины» неизменно вхо­дит в призовую десятку.

Любопытно заметить, что в отличие от названных выше передач (а к ним можно еще прибавить некоторые, выходящие по московскому телеканалу, которые ведут А. Меркулова, Б. Ноткин, В. Шугаев), «Момент истины» имеет не телевизионное происхождение. А. Караулов, театровед по образованию, работал в только что созданной «Независимой газете», где возглавлял отдел литературы и искусства. Пристрастился к жанру интервью, благо руководство газеты не скупилось на место и давало их полосными, более похожими на журнальные, материалами. И еще: в отличие от других изданий, газета, оправдывая свое название, не страшилась предо­ставлять слово «бывшим», тем, о которых на страницах конкурентов ничего не писали. А. Караулов беседовал с Адыловым и Семичастным, Алиевым и Чурбановым, Усманходжаевым и Рыжковым, причем, не в ту пору, когда те были «в порядке», а в самые горестные для них дни, чаще всего вскоре после краха. «А будь такая возможность, – сказал Караулов в интервью журналу „Журналист" в начале 1992 г., – поговорил бы и со Сталиным, и с Гитлером».

То интервью, превосходно проведенное покойным В. Скорятиным, одно из немногих, которое позволяет кое-что понять не только в газетном, но и в телевизионном этапе творчества А. Караулова. Там он отчетливо провозгласил побудительные причины и некоторые принципы своей работы. «Я – не следователь. Они – не подсудимые. Мне важно помочь им в чем-то покаяться, оправдаться, отвергнуть наветы, опровергнуть досужие домыслы, а то и вранье». Действительно, газетные материалы выходили в обстановке, когда общественное мнение об этих людях было резко отрицательным, и беседа с журналистом становилась чуть ли не единственной возможностью хоть частично объяснить свои поступки, смыть с себя грязь.

Настырность, интуиция, а подчас и элементарное везенье (напомню из того же интервью рассказ, как случайное стечение обстоятельств способствовало встречам с Л. Кагановичем или с А. Лукьяновым), позволяли А. Караулову открывать разные двери – властной элиты в Кремле или поверженных кумиров в их домах. Интуиция подкреплялась рожденной, очевидно, еще в стенах ГИТИСа способностью «быть в образе» (на газетном этапе – в образе предельно объективного, далекого от политиканства, способного опубликовать правду журналиста), импровизировать в зависимости от течения разговора. Кстати, на вопрос В. Скорятина о том, готовится ли заранее он к встрече со своими героями, А. Караулов ответил категорично: «Никогда! Ничего не читаю и никаких вопросов специально не придумываю. Просто веду беседу, и вопросы возникают сами собой».

Газетные материалы А. Караулова обратили на себя внимание, и его пригласили вести передачу на Российском ТВ. Какое-то время удавалось совмещать обе трибуны, но затем одну из них, газетную, пришлось оставить. Я бы не стал касаться этой биографической подробности, если бы «Момент истины» стал бы прямым продолжением тех публикаций, которые привлекали внимание читателей «Независимой газеты». При внешнем сходстве тут обнаружилось немало отличий, и довольно существенных.

В газете он встречался в основном с аутсайдерами. «Смелое» ТВ на такое пойти, конечно, не решилось. Оно предпочло видеть в числе гостей передачи разного рода знаменитостей, «звезд» политики, экономики, культуры. Фактически, тот же «джентльменский набор», которым на канале «Останкино» уже несколько лет подряд с успехом пользовался Урмас Отт. Иногда А. Караулову удавалось преодолеть эти ограничения. То это была опальная звезда, вроде балерины Майи Плисецкой. То скандальная: Александр Невзоров. И очень редко, с большими сложностями для передачи (которую не выпускали в срок, запрещали, выдавали затем без объявления) фигура, подобная прежним: находящийся в тюрьме Г. Янаев, недавно вышедший из нее А. Лукьянов, боящийся оказаться там А. Тарасов.

Конечно, познав нравы гордящегося тем, что на нем ничего не запрещается Российского телевидения, А. Караулов мог бы не бросать НГ, остаться в газете в ожидании времени, когда в нашей стране появится, наконец, независимое ТВ. Но сказался теленаркотик: как и многие его предшественники, тщеславный, воспитанный в театральных традициях, журналист не сумел преодолеть соблазнов экранной популярности. Не стану строго судить его за это. Жаль только, что удовлетворение тщеславия стало основанием для серьезных трансформаций в творческом кредо журналиста.

Некоторые перемены, продиктованные спецификой ТВ, пошли ему на пользу. Если раньше он работал один, вооружившись диктофоном, то теперь вместе с ним была целая съемочная группа. В коллективе вскоре появились люди, отвечающие за подготовку будущей встречи, в частности, за подбор материалов. Теперь уж А. Караулов не может сказать, что не читает ничего заранее, не готовится к беседе. В его команде, имена которой в финальном титре идут «столбиком», скажем, числится Н. Гульбинский, опытный журналист, который в одно время был пресс-секретарем А. Руцкого.

Есть в телегруппе, понятно, и режиссер, в процессе монтажа он убирает неизбежные длинноты, которые были ахиллесовой пятой А. Караулова еще в газете. Правда, монтаж не раз становился поводом для упреков со стороны собеседников (напомню шумные истории с И. Константиновым и А. Руцким) в том, что в его процессе их позиция либо умалчивалась, либо, что еже хуже, фальсифицировалась. Вообще-то подобные программы во всем мире выходят в прямом эфире, чтобы и у их участников, и у зрителей не было сомнения в аутентичности происходящего на экране. Но на такую смелость, понятно, не было готово руководство Российского ТВ. Мало того, оно продолжало вставлять палки в колеса программы, которая была все это время, пожалуй, самой популярной на РТВ: напомню, скажем, скандальный невыход в эфир повтора «Момента истины» с Павлом Гусевым, редактором «Московского комсомольца». А. Караулов не раз заявлял в печати о своем намерении порвать с РТВ, но ни разу не осуществил угрозы. Дважды, правда, – в беседах с Д. Якубовским и А. Руцким – «Момент истины» выходил по каналу «Останкино», причем однажды даже со своей фирменной «шапкой», что, конечно, давало основание для разрыва контракта с журналистом. Но его не последовало.

Вообще, отношения А. Караулова с РТВ могли бы стать предметом отдельного разговора. В рамках моей темы не могу не остановиться на том, как он свел счеты с тогдашним руководителем РТВ О. Попцовым, пригласив его... стать собеседником в «Моменте истины». Тщеславный А. Караулов сыграл на тщеславии О. Попцова. Знал, что тот не откажется. Знал также, что не посмеет цензурировать (и, тем более, запретить к выходу) передачу, дабы не потерять в глазах общественного мнения упорно созидаемый им имидж большого демократа. Тщательно подготовился к встрече, припомнив события из давней, до-телевизионной жизни О. Попцова, и, не посчитавшись с тем, что разговаривает со свои начальником (который поначалу называл его ласково «Андрюшей» и говорил ему «ты»), устроил ему самую настоящую корриду.

Он с самого начала обрушил на О. Попцова, к тому времени чуть ли не ежемесячно входившего в публикуемую в газетах сотню наиболее влиятельных политических деятелей страны, град политических обвинений. Обвинил его в конформизме и соглашательстве с хасбулатовским Верховным Советом. Вспомнил письменный донос на Егора Яковлева, в ту пору возглавлявшего «Останкино», с целью отхватить у него Четвертый телеканал. Упрекнул в готовности подчиниться назначенному парламентом Наблюдательному совету. Извлек из архива дело литературного объединения «Метрополь», в судьбе которого не очень благовидную роль сыграл О. Попцов. Разоблачил миф, согласно которому на РТВ никогда не было цензуры. Вспомнил, сколько раз С. Сорокина перед эфиром слышала от него телефонные указания не говорить того-то и того-то. Сколько раз, не выдержав этих экзекуций, подавала заявление об уходе. Назвал факты с запретом передачи А. Боровика «Совершенно секретно». Привел и собственные примеры – с Г. Янаевым и А. Макаровым, первый вариант беседы с которым не вышел в эфир.

О. Попцов, надо сказать, не ожидавший такой атаки, опешил. Стал вдруг называть А. Караулова на «вы», что-то неубедительное говорить в свое оправдание. На грубый вопрос: «Не кажется ли Вам, что все три года на РТВ Ваша деятельность – сплошное предательство по отношению к самому себе?», вынужден был ответить утвердительно. А в конце передачи еще и признать себя «лукавым человеком» и услышать вдогонку: «У Вас ботиночки скрипят, как у Епиходова сапоги».

Эта передача стала одним из шедевров А. Караулова. Потому, что свои эмоции он подкрепил большим числом фактов.

Спрашивал о том, что хорошо знал, в чем сам принимал участие. Собеседник под давлением аргументов и «силовой» манеры расспросов, характерных для журналиста, «рассыпался». К сожалению, во многих других выпусках «Момента истины», не имея достаточного количества фактов или только догадываясь о том, что они могу быть, А. Караулов, как следователь сталинско-бериевской поры, пытается сразу же оглушить собеседника подозрительным тоном, откровенной грубостью, намеками на имеющиеся показания (типа «про Вас говорят, что...») и заставить его «расколоться».

Вот некоторые карауловские перлы разных лет. «Скажите, Вы честный человек?» (в разговоре с В. Шумейко, 26.10.92). «Вы не чувствуете себя самозванцем?» (Там же). «Если бы Вы были президентом, то прогнали бы А. Нечаева с его поста?» (С А. Нечаевым, 23.11.92). «В газетах пишут, что Вы вор. Правда ли это?» (С А. Тарасовым, 20.12.92). «Вы хитрый человек?» (С Р. Хасбулатовым, 27.05.92). «Почему Вас стали меньше любить?» (С Г. Поповым, 24.05.92). «Вы – агент КГБ?» (С Митрополитом Питиримом, 7.04.92). «Скажите честно...» (С ним же). «Что Вы мне лапшу на уши вешаете?» (С Н. Травкиным, 1.03.93). «Как Вы дошли до жизни такой?« (С И. Константиновым), 31.05.93). «Что должно произойти, чтобы Вы изменились до дна?» (Там же). «Вы часто плакали за последний год? Нет? Значит, Вы жестокий человек». (С С. Филатовым, 1.11.93) «Вы ненавидите Черномырдина?» (С М. Полтораниным, 24.01.94). «У Вас имидж профессионального палача. Отчего это?» (С А. Лебедем, 16.05.94). И, наконец, подлинный шедевр карауловщины, который звучит, как пародия: «Скажите честно, Вам можно верить?» (С Г. Явлинским, 26.07.93).

Меня удивляет, почему никто из собеседников А. Караулова ни разу не отреагировал на его хамство. Не ответил на грубость грубостью. Не дал в кадре пощечину. Не прекратил беседу. Не наложил на нее «вето» перед выходом в эфир. В поисках ответа на этот вопрос прихожу все к той же, весьма неоригинальной разгадке. Людей привлекает возможность лишний раз появиться на телеэкране, к тому же в популярной передаче. А еще – переоценка своих полемических возможностей: зная А. Караулова и его методы ведения разговора, многие считают, что смогут переиграть его, победить логикой, фактами, верой в свою непогрешимость.

Иногда же принять приглашение на телебеседу заставляют обстоятельства. Скажем, у С. Станкевича, в ту пору Советника Президента, дела пошли хуже: его попытки нащупать компромиссные пути между крайними политическими направлениями не нашли понимания у демократической общественности. Ему хотелось с помощью ТВ убедить людей в плодотворности своей позиции. Он, конечно, не предполагал, что попадет под пресс, необычный даже для Караулова.

Тот сразу же стал сыпать соль на раны. «Вас в газетах называют Молчаливым. А ведь раньше Вам больше подходила роль Чацкого...» После такой прелюдии начинали работать и совсем уж рядовые аргументы. Вроде партийного прошлого С. Станкевича: оно у него, кстати, было весьма коротким и не обозначенным каким-либо карьеризмом. Или его статьи 1990 г. (а беседа состоялась 1.02.93) в «Огоньке», где он, в ту пору первый заместитель председателя Моссовета, обещал сделать в столице чудо-дороги. И тут же вопрос на эту тему: «Не хотелось ли Вам после этой неудачи навсегда уйти из политики?»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

сайт копирайтеров Евгений