Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Как в руках часового винтовка,

Неизменно тверда и чиста,

Так же твердо и ты «Перековка»,

Никогда не сходила с поста.

По отлынщикам, по разгильдяям

Ты всегда открывала стрельбу......

Алымов в угоду Сталину раболепно воспевал даже «свободу творчества» лагерной журналистики:

Бездушного творчества нету,

Мы творчески строим канал![3]

Число лагерных газет, издававшихся для заключенных под грифом «Не подлежит распространению за пределы лагерей», не было стабильным, но не превышало одновременно пятидесяти изданий в год[4].

Наряду с газетными, выходили и журнальные лагерные издания, среди которых наибольшую известность получил созданный в 1924 г. и распространявшийся по подписке для всех желающих журнал Соловецкого лагеря особого назначения «Соловецкие острова».

Все более мощным средством массовой информации становилось радиовещание. 10 апреля 1929 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О праве передачи по радио и проводам публичного исполнения музыкальных, драматических и других произведений, а равно лекций и докладов». Радиовещательные организации получали право без особой оплаты устанавливать микрофоны в театральных, концертных и лекционных залах. Это способствовало гораздо большему размаху общественно-политического и художественного радиовещания, а также более широкому использованию радио в целях самообразования слушателей.

В сентябре 1931 г. при Наркомпочтеле создается Всесоюзный Комитет по радиовещанию (ВРК), первым председателем которого стал Ф.Я. Кон. Главным для ВРК было координирование Центрального и местного вещания, изучение запросов различных групп слушателей. Ставилась задача, чтобы радио могли слушать 50 процентов рабочих квартир и не менее одной трети крестьянских дворов.

Заметные успехи наблюдались и в национальном радиовещании. К 1936 г. вещание сформировалось на Украине, в Закавказье, Туркмении, в октябре 1930 г. возникло в Молдавии, в 1931 г. – в Ташкенте.

В октябре 1929 г. был создан сектор передач на иностранных языках и началось регулярное вещание на немецком языке, в ноябре – на французском, в конце года – на английском языке. В 1933 г. передачи велись на восьми иностранных языках.

Успешно развивалось городское и районное вещание. В 1934 г. в Ленинграде состоялось первое Всесоюзное совещание работников фабрично-заводских радиоузлов. Радио – мощный рычаг пропаганды коммунизма, подчеркивалось в приветствии С.М. Кирова в адрес участников совещания.

Новый этап в истории советского радиовещания начался с появления звукозаписи, когда стало возможным слушать не только прямые, но и записанные на пленку передачи. С появлением звукозаписи можно было не только получать оперативную информацию, но и слышать все, что происходило на стройках: перекрытие рек, живые голоса героев труда. С появлением звукозаписи начал создаваться Центральный фоноархив. Важность появления звукозаписи, особо отмечалось в журнале «Говорит СССР», состоит в том, что «звучания наших дней могут храниться в государственных радиофильмотеках годами, а затем вновь воскрешать исторические речи, звучания дней, отошедших в прошлое»[5].

Значительно в 30-е годы расширяется охват радиовещанием территории страны. С введением в октябре 1933 г. Второй программы Центрального вещания радиопередачи стали доступны жителям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Для более четкой координации вещания Радиокомитет в 1936 г., учитывая разницу поясного времени, ввел в действие пять сеток вещания: центрально-европейскую, среднеазиатскую, западносибирскую, восточносибирскую и дальневосточную. В феврале 1937 г. была принята единая всесоюзная сетка вещания.

В резолюции XVIII съезда ВКП(б) о третьем пятилетнем плане (1938–1942) намечалось дальнейшее развитие радиовещания. Было указано на необходимость в 2,3 раза увеличить количество радиотрансляционных точек. К 1940 году радио имело огромную аудиторию: число радиоточек в стране достигло пяти миллионов.

Во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения: 1 сентября 1938 г. вступил в строй Ленинградский телевизионный центр. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 г. он осуществил передачу кинофильма «Великий гражданин». Однако в предвоенные годы телепередачи носили еще только экспериментальный характер, хотя их регулярные передачи начались 10 марта 1939 г., в дни работы XVIII съезда ВКП(б).

Существенные изменения происходят в издательской деятельности. В 1928–1929 гг. с Госиздатом сливаются издательства Московского Совета и Московского Комитета партии «Новая Москва» и «Московский рабочий», ленинградское издательство «Прибой», а также издательства «Военный вестник», «Долой неграмотность» и др. В 1930 г. с Госиздатом объединяются еще 27 издательств и на его базе создается объединение государственных издательств РСФСР (ОГИЗ), ставшее самым крупным издательским учреждением. Крупнейшими после него являлись Профиздат, издательство Академии наук, издательство «Советская литература». В 1933 г. создается Детгиз.

Самое большое распространение имела общественно-политическая литература. Только в 1938–1939 гг. «Краткий курс истории ВКП(б)» был издан тиражом 16,2 млн. экз. на 42 языках, в том числе на русском языке 12 млн. экз. «Надо прямо сказать, – заявил на XVIII съезде партии А. Жданов, – что за время существования марксизма это первая марксистская книга, получившая столь широкое распространение»[6]. Миллионными тиражами публиковались произведения В. Ленина и И. Сталина. В 1939 г. двухмиллионным тиражом было осуществлено одиннадцатое издание книги И. Сталина «Вопросы ленинизма», а его отчетный доклад на XVIII партийном съезде был выпущен на 58 языках тиражом 22 млн. 300 тыс. экз.[7].

Значительные изменения произошли в структуре ТАСС: вдвое возросла его корреспондентская сеть, постоянным становится отдел фотохроники, укрепляется международный отдел. Агентство становится участником международного информационного обмена, его собкоры представлены в Англии, Франции, США, в некоторых странах Азии и Латинской Америки.

В постановления ЦК ВКП(б) о деятельности информационных средств массовой информации неизменно указывалось на необходимость повышения марксистско-ленинского и профессионального образования журналистов. В 1938 г. при республиканских, краевых и областных школах пропагандистов (в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Хабаровске и других городах) появились газетные отделения для переподготовки редакторов районных и многотиражных газет. Была организована двухмесячная практика работников областной и районной печати при редакции «Правды». Высшими учебными заведениями стали Коммунистический институт журналистов им. «Правды» в Москве, Ленинградский государственный институт им. Воровского, который в 1940 г. был переведен с трехлетнего на четырехлетний срок обучения. В Москве по решению ЦК ВКП(б) в 1940 г. для руководящих редакционных работников начал функционировать Центральный кабинет редакторов. Для журналистов издавались журналы «Большевистская печать», «Селькор», «Рабоче-крестьянский корреспондент».

в начало

ЖУРНАЛИСТИКА И СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПРОРЫВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ И РЕПРЕССИИ

Годы первых пятилеток – это годы превращения СССР в мощную мировую державу, вышедшую на второе место после США по общему объему промышленного производства. С 1928 по 1941 г. в Советском Союзе в строй вступило около 9000 крупных промышленных предприятий (примерно 600–700 ежегодно)[8]. За короткий срок в нашей стране был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов, впервые возникли многие отрасли промышленности. К 1928 г. завершилось строительство Волховской, Штеровской (Донбасс), Земо-Авачальской (Закавказье) электростанций. Началось возведение Днепрогэса и Сталинградского тракторного завода, были заложены десятки угольных шахт в Донбассе, Подмосковном угольном бассейне, в Сибири. Основным для всей советской журналистики стал лозунг: «Через индустриализацию СССР – к социализму!» Заглавия газетных полос призывают: «Пятилетку в массы!», «Стране нужна сталь!», «Создадим сотни новых социалистических городов!», «Выведем угольный Донбасс на большую дорогу побед!», «От сохи и деревянной бороны – к трактору и первоклассным сельскохозяйственным машинам!». Газеты и радио сообщают о создании первого советского блюминга, о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги, о пуске Краматорского завода тяжелого машиностроения, знакомят с проектами соединения Волги с Доном. Журналисты пишут об арктическом походе ледокола «Красин», экипаж которого проявил величайший героизм при спасении аэронавтов с дирижабля «Италия», потерпевшего аварию при возвращении из полета к Северному полюсу. Самый мощный в мире ледокол, сообщала «Правда» 5 октября 1928 г., достиг таких северных широт, до которых не добирался еще ни один корабль в мире. И в печати, и по радио рассказывалось также о выдающихся успехах летчиков В.П. Чкалова, М.М. Громова, В.В. Коккинаки, С.А. Шестакова. В 1927 г. С.А. Шестаков на самолете «АНТ-3» совершил перелет по маршруту Москва – Токио – Москва, преодолев расстояние в 22 тыс. километров, а спустя два года успешно совершил полет из Москвы в Нью-Йорк через всю Сибирь, Охотское и Берингово моря. Беспримерные в мировой истории перелеты С.А. Шестакова, писала Японская газета «Токио Асахи», свидетельство не только высокого уровня советской авиации, но и крупнейших успехов работников советской авиационной промышленности.

В. Чкалов с Г. Байдуковым и А. Беляковым. Их полет длился 63 часа 25 минут без посадки

В. Чкалов с Г. Байдуковым и А. Беляковым.

Их полет длился 63 часа 25 минут без посадки

В июле 1936 г. все газеты сообщали о беспосадочном перелете летчиков В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова, преодолевших 9370 км по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – мыс Челюскина – Петропавловск-Камчатский – Николаевск-на-Амуре – остров Удд, а через год и печать, и радио сообщали о новом подвиге этого же экипажа, проложившего впервые в мире воздушную трассу через Северный полюс в Америку. Вслед за ними беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Америку осуществили летчики М.М. Громов, А.Б. Юмашев и С.А. Данилин. В 1938 г. женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета установили летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, совершившие перелет из Москвы на Дальний Восток.

Незадолго до войны одна из передовых статей «Правды» имела необычное название «2955». «Эту цифру, – говорилось в ней, – должен запомнить каждый: в СССР в нынешнем году планом предусмотрено строительство 2955 новых и расширение существующих промышленных предприятий. Советская земля покроется новыми заводами и фабриками, домнами и мартенами, шахтами и нефтяными промыслами, электрическими станциями и золотыми приисками»[9]. В статье отмечалось, что за первую пятилетку в стране было пущено 1500 промышленных предприятий, а за три года третьей пятилетки в строй вступило уже 2900 фабрик, заводов, шахт, электростанций и других предприятий. И вот в нынешнем году, особо акцентирует внимание читателей «Правда», лишь в течение одного года надлежит построить и расширить 2955 предприятий, ввести в действие новых шахт общей мощностью в 27 млн. тонн угля, 1938 нефтяных скважин, 1750 новых мощностей на электростанциях, новые домны общей мощностью 2300 тыс. тонн чугуна и стали в год. «Скоростное строительство должно, наконец, стать основным методом сооружения новых предприятий», – подчеркивалось в заключение статьи.

Нельзя не отметить других достижений, например в народном образовании: к 1937 г. в СССР была ликвидирована неграмотность. В 1931 г. «Правда» впервые стала печататься не только в Москве, но одновременно в других крупных городах страны: Харькове, Тбилиси, Баку, Свердловске, Казани, Новосибирске, Самаре, Владивостоке. В мае 1934 г. в районе Ямских улиц вошел в строй новый полиграфический комбинат «Правды». Небольшая уличка, ответвляющаяся от Ленинградского проспекта, к новому зданию, в которое переехала редакция, получила название «Улица Правды».

Стремительный прорыв в области экономики одновременно сопровождался массовой (насильственной) коллективизацией, раскулачиванием: из сел и деревень было выселено около 4 млн. человек, не менее 3 млн. унес разразившийся в 1932–1933 гг. голод. Значительно подорвало сельское хозяйство и то, что на рубеже 30–40-х годов прокатилась волна уничтожения хуторов и «кулацких банд», в результате чего число ликвидированных увеличилось еще на 816 тыс.[10]

После убийства С.М. Кирова нормой стали массовые репрессии и политические процессы. Начала складываться система лагерей особого назначения, в которых число заключенных уже в 1933 г. составило 300 тыс., а в 1940 – превысило 1,5 млн. человек[11]. Необоснованным репрессиям подверглись Г. Зиновьев, Л. Каменев, Н. Бухарин, А. Рыков, другие партийные и государственные деятели, а также многие выдающиеся ученые, представители культуры, талантливые командиры Красной Армии, в том числе М.Н. Тухачевский, Н.Э. Якир, Н.П. Уборевич. Не избежали репрессий и журналисты, в том числе самые известные из них: М. Кольцов, К. Радек, Л. Сосновский. Карла Радека не спасла даже изданная его книга «Зодчий социалистического общества», сплошь заполненная дифирамбами в адрес Сталина, и то, что в последние перед арестом годы ничего не выходило без прославления «великого зодчего социализма» из-под пера этого публициста. В 1936 г. он был арестован и вскоре погиб в тюрьме.

Трагическую судьбу К. Радека разделил и М. Кольцов. Вернувшись в мае 1937 г. из Испании, он вынужден был присоединиться к многоголосому хору клеймивших очередную «банду убийц», на сей раз во главе с Н. Бухариным и А. Рыковым. «Убийца с претензиями» – так был озаглавлен фельетон М. Кольцова, появившийся в «Правде» 7 марта 1938 г., а в декабре этого же года талантливый фельетонист, автор мужественного «Испанского дневника» был арестован и расстрелян.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

сайт копирайтеров Евгений