Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

1 | 2

В связи со сложными проблемами современного радиорепортажа необходимо обратиться к одному из новых терминов современной теории радиожурналистики – «абсолютной оперативности». В специальной и научной литературе бытуют его синонимы – «сиюминутность», «одномоментность». Термин определяет способность радио передавать информацию слушателю одновременно, синхронно с происходящим событием. Эта уникальная способность в высшей степени присуща прямому радиорепортажу. Тщательный анализ радиорепортажа и его проблем имеет для теории радиожурналистики универсальное значение, так как позволяет понять самые существенные стороны радиожурналистики в целом, в частности, существенные свойства ее жанровой системы. Наблюдения и выводы, сделанные относительно радиорепортажа, могут быть экстраполированы на другие жанры.

Теорией радиожурналистики выдвинута гипотеза о том, что каждый жанр обладает основным, адекватным ему методом освоения и организации жизненного материала (репортажный метод, интервью как метод); что, более того, возможно как бы отделить, вычленить этот метод из жанра, использовать его за пределами жанра (репортажно построенная передача или передача, включающая элементы репортажа, может и не быть по своему жанру радиорепортажем). Мне представляется очень продуктивной сама эта идея. Она заслуживает активной теоретической разработки и широкого практического применения.

Идея о существовании «пограничных жанров» была выдвинута А.М. Горьким в 30-е годы прошлого века, когда он охарактеризовал очерк как жанр, находящийся на границе между документальными жанрами и литературным рассказом. Эта весьма плодотворная идея сегодня с полным основанием может быть отнесена к жанрам радиотелевизионной журналистики. Она позволяет выявить и описать взаимосвязи и взаимодействие между жанрами как внутри одной жанровой системы (например: радиорепортаж – радиорассказ – радиоочерк), так и между жанрами, функционирующими в различных жанровых системах (например: газетный репортаж – радиорассказ, или радиорепортаж – телерепортаж).

И последнее. Автор учебного пособия в главе о документально-художественных жанрах не обошел молчанием такой боевой и испытанный в разное время жанр, как радиофельетон. А мог бы обойти! Ведь многие современные радиостанции и редакции давно отправили «ветерана» на заслуженный отдых. И слава его тускло светится сегодня из уже далекого прошлого.

Вспомним, однако, некоторые блестящие страницы прошлого. 23 ноября 1924 г. в первом номере знаменитой «Радиогазеты РОСТА» (1924–1926) прозвучал радиофельетон Валентина Катаева о радиозайцах. В той же программе вышли в эфир острые радиофельетоны Михаила Кольцова. Один из них был посвящен актуальной и сегодня теме порчи русского языка.

В «Радиогазете РОСТА» и в «Рабочей радиогазете» с 1926 по 1930 г. много раз звучали сатирические стихи и пьесы великого Маяковского. В годы Великой Отечественной войны соратник Маяковского поэт Семен Кирсанов посвятил свой произведение «Заветное слово Фомы Смыслова» разоблачению попыток вражеской пропаганды «разложить» Красную Армию.

Фельетон оставался в боевом строю нашей радиопублицистики и после войны. Сколько острых, ярких, талантливых радиофельетонов прозвучало в программах Всесоюзного радио: «Веселый спутник», «С добрым утром!», «Сатирический микрофон», «Современник»!

И еще один примечательный факт. В 1979 г. в специализированном Совете при МГУ имени М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию о радиофельетоне тогда молодой казахский ученый и преподаватель университета Намазалы Омашев.

В наши дни житейского материала для радиофельетона хоть отбавляй. Но почти нет фельетонов, фельетонисты молчат. Говорят, молчание – знак согласия. Поскольку автор учебного пособия не умолчал в своей книге об огромных возможностях этого жанра, о его великом потенциале, не знак ли это несогласия с таким молчанием?

Жанровая система радиожурналистики находится в постоянном движении. Ко многим другим факторам, влияющим на ее развитие и формирование, прибавился новый мощный фактор – телевидение. Под его воздействием происходит новая, существенная перенастройка жанровой системы радиожурналистики, как, впрочем, и последняя, в свою очередь, влияет на становление жанровой системы телевидения. Попытаемся разобраться в содержании и направлении этих процессов. Это необходимо для совершенствования подготовки молодых радиожурналистов и повышения профессионального уровня самого вещания.

Февраль 2002 г.

В.Н. Ружников,

доктор филологических наук,

профессор МГУ имени М. В. Ломоносова,

почетный радист СССР

в оглавление << >> на следующую страницу

1 | 2

сайт копирайтеров Евгений